Курсовая с практикой на тему Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1 Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 7
1.2 Возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3 Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1 Методы и организация исследования 19
2.2 Анализ результатов диагностического обследования 22
2.3 Методические рекомендации по использованию дидактических для приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Актуальность. Здоровый образ жизни – это поведение, стиль, который способствует сохранению, укреплению и восстановлению здоровья людей, живущих в нашем обществе.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.
Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в виду, что не всегда ребенок самостоятельно может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности.
Многое зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть и его будущее поведение. При этом, должно наблюдаться тесное взаимодействие между дошкольным учреждением и семьей в данном направлении.
В настоящее время в современном дошкольном учреждении наблюдается потребность в модернизации и улучшении качества процессов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Данный аспект стал актуальным для педагогов, так как идет активное развитие общества и растет объем информации и знаний, которыми должен обладать дошкольник.
Исходя из этого, появляется потребность в поиске новых методов и средств обучения и воспитания, которые будут эффективными для детей и педагогов, а так же, которые будут отвечать современным требованиям образования.
В каждом дошкольном образовательном учреждении воспитатели используют различные стратегии развития дошкольников, выбирая из них самые эффективные и интересные для детей.
Процессы обучения и воспитания не стоят на месте, а постоянно двигаются вперед и совершенствуются.
Следует отметить, что дошкольный возраст ребенка является основным, так как именно в этот период идет полноценное развитие всех сфер, как психических, так и физических. Происходит формирование различных качеств, способностей личности, а затем поэтапное их развитие. Именно в этом возрасте детям нужна помощь педагогов в процессе обучения и воспитания.
Педагоги дошкольного учреждения ставят перед собой цель – организацию оптимальных условий для своих воспитанников, в которых будет происходить полноценное и качественное психическое и физическое развитие.
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра. Именно через игру и игровые действия дети получают определенные навыки и знания, социальный опыт и др.
Дидактическая игра несет в себе познавательную и обучающую функцию, через игровые задачи дети получают знания, умения и навыки, а педагоги осуществляют систематическую работу по развитию и воспитанию дошкольников.
Исходя из этого, использование дидактических игр в процессе формирования навыков о здоровом образе жизни у дошкольников является эффективным.
Проблема исследования: в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны формирования здорового образа жизни детей в конкретных видах деятельности, но узко освещается процесс приобщения дошкольников к здоровому образу жизни в условиях ДОУ с использованием дидактических игр, поэтому мы планируем подробно осветить данный аспект в нашей работе.
Цель исследования: изучить дидактическую игру как средство формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: знания о здоровом образе жизни у детей школьного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-изучить основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;
— рассмотреть возрастные особенности формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
— представить дидактическую игру как средство формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
— провести эмпирическое исследование по выявлению уровня знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста;
— по результатам исследования предложить методические рекомендации по использованию дидактических для приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Гипотеза исследования – мы предположили, что использование дидактических игр является эффективным при формировании знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составляют:
— фундаментальные положения по вопросам формирования нравственного сознания
(К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон и др.);
— теоретические положения о системном подходе
(Л.И.Анцыферова, Э.А.Голубева, Б.Ф.Ломов, Н.И.Рейнвальд, В.Д.Шадриков и др.);
— положения о деятельностном подходе и его основополагающем принципе связи сознания и деятельности
(А.В.Брушлинский, Б.С.Гершунский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.И.Новикова, В.В.Столин и др.);
— концептуальные идеи личностно-ориентированного подхода к организации педагогической деятельности
(В.П.Беспалько, Е.В.Бондаревская, П.ПБлонский, А.Н.Лурия, М.И. Шилова, И.С.Якиманская и др.).
Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы работы:
— теоретические методы – анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы; изучение социально-педагогического опыта по проблеме исследования; синтез основных идей, сравнение, моделирование;
— эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, методы математической обработки результатов исследования.
Работа включает в себя введение, две главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся вопросов формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Заключение:
Здоровый образ жизни в настоящее время является актуальным для каждого человека любого возраста. Именно данный аспект помогает нам сохранять свое здоровье, а так же приумножать его. ЗОЖ следует формировать с детства.
Здоровый образ жизни дошкольника – это то, что поможет взрослеющему ребенку не только на текущем этапе, но и в будущем.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников – это задача педагогов и родителей. С раннего возраста дети учатся у них всему: не ходить или говорить, а образу жизни в целом. Школа, кружки и секции являются помощниками в воспитании.
Чем более здоровый образ жизни ведет семья, тем здоровее и дети, которые в ней вырастают.
Формирование ЗОЖ можно осуществлять, используя различные методы и средства. Большое значение и педагогическую эффективность несут в себе дидактические игры.
Во второй главе нашей работы мы провели эмпирическое исследование по теме, результаты которого показали, что 5 детям из 10 испытуемых требуется помощь в формировании знаний о ЗОЖ.
Данная работа должна проводиться педагогами, поэтому следует осуществлять целенаправленную педагогическую работу в ДОО.
В пункте 2.3 нашей работы мы представили методические рекомендации по использованию дидактических игр в процессе приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизнь в условиях ДОУ.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
1.1 Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Здоровье – это главная ценность любого человека. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает его обладателя тратить значительную часть своей жизни на лечебные и восстановительные процедуры [11].
Поэтому для того, чтобы обладать хорошим здоровьем, нужно вести здоровый образ жизни. Для этого с раннего детства нужно учить правильному отношению к своему здоровью, формировать у детей, особенно школьников здоровый образ жизни. Педагогам и особенно родителям нужно следить, чтобы формирование здорового образа жизни у дошкольников протекало правильно.
Что подразумевается под здоровым образом жизни? Как правило, в данном случае речь идет о правильном питании, занятиях физическими упражнениями, закаливании, соблюдении режима дня, соблюдении норм гигиены и отказ от вредных привычек.
Психоэмоциональное состояние ребенка так же влияет на его физиологическое состояние, которое зависит от умственных установок состояния. Следующие аспекты здорового образа жизни:
1) Положительное эмоциональное самочувствие. Это психогигиена, ребенок должен уметь справляться со своими эмоциями, трудными ситуациями.
2) Самочувствие интеллекта. Ребенок должен быть способен узнавать новую информацию и правильно ее использовать для действий в новых обстоятельствах.
Три уровня, на которых формируются здоровый образ жизни и способствуют укреплению здоровья ребенка:
1) Социальный. Семья, окружение ребенка.
2) Инфраструктурный. Экология города.
3) Личностный. Это система ценностных ориентаций человека.
ЗОЖ дошкольников подразумевает несколько важных аспектов [8; 123]:
1. Медицинский. Несмотря на то, что медицину социологи ставят на последнее место, от которого зависит здоровье взрослого человека и ребенка, все же следует уделять этой стороне как можно больше внимания. Регулярные обследования и анализы, профилактика заболеваний в форме прививок, своевременное диагностирование и лечение заболеваний – соблюдение этих несложных правил значительно продляет жизнь и улучшает ее качество.
2. Физический. Занятия спортом и физической всегда способствовали улучшению здоровья взрослого человека и ребенка. Особенно это касается бега и ходьбы, плавания, езды на велосипеде, бега на лыжах и коньках, аэробных нагрузок – все это тренирует сердце, укрепляет сосуды, поддерживает в тонусе мышцы и укрепляет суставы.
3. Диетический. Следить за тем, что ест ребенок – в последнее время стало очень актуальным. Общее правило: вредно переедание, большое количество сладкого, жирного.
4. Психологический. Отсутствие вредных факторов, неблагоприятно влияющих на состояние ребенка.
5. Гигиенический. Соблюдение правил личной и общественной гигиены так же способствует укреплению и сохранению здоровья.
6. Географический. К сожалению, развитие цивилизации человечества неразрывно связано с ухудшением экологии нашей планеты. В результате жить в больших городах и промышленных центрах становится очень вредно для человека. Выбор жилья в незагрязненных районах – один из приоритетов человека, заботящегося о свое здоровье и здоровье своих детей.