Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности младших школьных.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие учебной деятельности. Структура учебной деятельности 5
1.2 Особенности формирование учебной деятельности у младших школьников 9
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 16
2.1 Описание методик диагностики учебной деятельности младших школьников 16
2.2 Примеры использование дидактических игр на уроках русского языка 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

 

  

Введение:

 

Современная жизнь предъявляет сегодня к человеку очень жесткие требования — это высокое качество образования, целеустремленность, креативность, умение общаться, самостоятельно находить новые нестандартные решения и т.д.
Одной из возможностей развития таких качеств у личности является проблемное обучение, способствующее активизации самостоятельной поисковой деятельности, видеть и решать проблемы.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, при которой, учебная информация должна вызывать в сознании обучающегося проблему, решение которой, требует активной мыслительной деятельности и новых знаний.
М. И. Махмутов трактует проблемную ситуацию с позиции субъекта как состояние умственного напряжения, вызванное с познавательной целью из-за недостаточности ранее усвоенных знаний [2].
Современная система обучения в начальной школе, реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития школьника [12].
Именно формирования умения у младших школьников планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность подразумевают умения управлять своей деятельностью, регулировать ее [8].
Для этого используются различные методы обучения младших школьников, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
Проблема исследования заключается в определении видов и содержания методических рекомендаций, способствующих целенаправленному обучения школьников на уроках в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Целью настоящего исследования является изучение дидактической игры как средства формирования учебной деятельности младших школьников.
Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников.
В качестве предмета исследования выступает совокупность особенностей организации учебной деятельности младших школьников в современной начальной школе при использовании в качестве средства дидактической игры. В соответствии с целью, объектом и предметом обозначим задачи работы:
1. Проанализировать понятие и структуру учебной деятельности.
2. Описать особенности формирования учебной деятельности у младших школьников.
3. Дать характеристику методикам диагностики учебной деятельности младших школьников.
4. Привести примеры использования дидактических игр на уроках русского языка.
При исследовании использованы такие методы, как: теоретический анализ, синтез и обобщения научно-методической литературы.
Методологической основой исследования являются: концепции Л.С. Выготского, А.Г.Асмолова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, связанные с современным пониманием способов использования формирования учебной деятельности младших школьников.
Учебная значимость результатов исследования заключается в том, что разработанный и апробированный комплект методических материалов, включающий примеры методов обучения младших школьников при помощи дидактических игр, могут быть использованы учителями начальных классов в практике обучения младших школьников на уроках русского языка.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, структурированных на четыре параграфа в соответствии с поставленными задачами, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одним из эффективных способов организации учебной деятельности младших школьников в современной начальной школе является применение дидактических игр при следующих условиях:
1. Учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания на практике в новых ситуациях. При этом они ощущают недостаточность знаний и умений для решения учебной задачи. Осознание этого факта возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.
2. Учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, т. е. они осознают недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта.
3. Имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и учебной неосуществимостью избранного способа.
4. Имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием знаний для его теоретического обоснования.
В процессе обучения младших школьников используются такие методы проблемного обучения, как проблемное изложение материала, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность обучающихся.
Разрешение проблемной ситуации, должно происходить в форме решения цепи проблемных задач, вытекающих одна из другой. При этом каждое «звено» цепи может состоять из монолога, диалога, полилога, реализация которых способствует индивидуальному, групповому мышлению.
Система многоуровневых многомерных (многоступенчатых) проблемных ситуаций для обучения русскому языку в начальной школе по программе Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной содержит одномерные одноуровневые проблемные ситуации, которые стимулируют индивидуальное мышление и монолог, двухмерные двухуровневые проблемные ситуации, стимулирующие диалогическое мышление и диалог и многомерные многоуровневые проблемные ситуации для стимулирования группового мышления и полилог. В рамках настоящего исследования наибольший интерес вызывают двухмерные двухуровневые проблемные ситуации, стимулирующие диалогическое мышление и диалог.
В рамках данной работы исследована практика применения дидактических игр на уроках русского языка по программе Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной.
Было выявлено, что чаще всего на уроках формируются проблемные ситуации, связанные необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых непривычных для них условиях.
Контроль является важным этапом педагогического процесса, выполняя обучающую, собственно контролирующую, диагностирующую, управленческую, мотивирующую, оценочную, воспитывающую, развивающую функции.
Выделяют несколько видов контроля: текущий, тематический, рубежный и итоговый. Все они успешно применяются на уроках русского языка в начальной школе и могут быть использованы для контроля сформированности лексико-грамматических навыков у младших школьников.
Современное общество выдвигает новые более высокие требования к уровню развития личности уже со школьного возраста, мотивируя человека к саморазвитию, самореализации и креативности; новые характеристики современной личности: человек должен быть компетентным и конкурентноспособным, способным к самореализации и созданию нового. Компетентность и конкурентоспособность, креативность человека в будущем зависит от того, как он научится использовать свой духовный, культурный и творческий потенциал. Одним из средств развития такого потенциала является приобщение личности к тайнам окружающего мира.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие учебной деятельности. Структура учебной деятельности

Учебная деятельность представляет собой вид практической педагогической деятельности, целью которой является овладение необходимой частью знаний, культуры и опыта старшего поколения.
В соответствии с образовательными стандартами второго поколения процесс учебной деятельности при ознакомлении школьников с иноязычной культурой должен быть построен как процесс «открытия» каждым из учащихся новых конкретных знаний.
В соответствии с требованиями ФГОС ученик на среднем этапе обучения при освоении русского языка обладает:
— знаниями употребляемых на русском языке терминов, конкретных фактов, методов и процедур, основных понятий, правил и принципов, грамматических категорий и правил, правил произношения и интонации, чтения и орфографии;
— пониманием правил и принципов, слов и сочетаний слов, навыками интерпретации схем, графиков, диаграмм, грамматических форм в различных смысловых контекстах;
— навыками использования понятия и принципов в новых ситуациях, применения законов и теорий в конкретных учебных ситуациях, использования лексико-грамматического материала в заданной ситуации общения.
Ученик не должен принимать их уже в готовом виде, а деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы ребенок прилагал усилия, размышлял, искал новую информацию.
Школьник, как любой человек, имеет право на ошибку, на групповое обсуждение поставленных целей и задач, на анализ причин возникновения ошибок и их коррекцию.
На современном этапе в школе, как и во всем обществе, ведущим видом деятельности ребенка при ознакомлении школьников с иноязычной культурой становится информационная деятельность, осуществляемая на основе современных электронных средств и Интернет-ресурсов, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.
Заинтересовать ребенка электронными образовательными ресурсами при ознакомлении школьников с иноязычной культурой совсем несложно. Однако сложно удержать его интерес в рамках учебных дисциплин.
Но для того, чтобы компьютер действительно стал помощником учителя и школьника, необходимо соблюдение некоторых основных правил, реализация которых позволяет грамотно и профессионально осуществить проблемное обучение ученика младших классов при помощи компьютерных технологий [14].
При выполнении заданий по предметам общего образования для ученика в целом представляет собой определение выхода из проблемной ситуации, которую необходимо ему разрешить самостоятельно. Для ученика школы это представляет определенные трудности. Он еще не может самостоятельно контролировать свои действия в полном объеме в силу психофизиологических особенностей, не может полноценно распределить время для работы с электронными ресурсами и т.д.
Таким образом, возникают проблемы в дальнейшем обучении и постепенном угасании, уменьшении интереса к предмету и учебной деятельности в целом.
Требования ФГОС к метапредметным результатам при ознакомлении школьников с иноязычной культурой требуют изменения технологии организации обучения. Особую дидактическую значимость приобретают средства и сервисы ИКТ (ЦОР, облачные технологии, социальные сервисы).
Коммуникативные возможности изучения русского языка при ознакомлении школьников с иноязычной культурой расширяются. Популярной технологией, реализуемой в рамках ФГОС, является использование информационно-коммуникационных технологий.
Целью при ознакомлении школьников с иноязычной культурой является собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно Интерактивность.
При желании любой педагог, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс, выстроить индивидуальные траектории изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных материалов [8].
Широко при ознакомлении школьников с иноязычной культурой используются приложения для закрепления материала, домашней работы, дополнительных занятий, контроля. Выполняя упражнение он-лайн, учащийся сразу получает оценку своих знаний.
Прикрепленные ученики видят только те задания, которые отобрал педагог, имея возможность потренироваться или выполнить конкретное упражнение. Методическое назначение упражнений различно:
 обучающие;
 информационно-поисковые;
 демонстрационные;
 контролирующие;
 учебно-игровые и т. п. [5]
При выполнении заданий в статистике группы у учителя отображается правильность выполнения упражнения и количество решенных заданий.
Методическая система проблемного обучения получила широкое распространение в 20-30-е гг. ХХ столетия в советской и зарубежной школе при реализации теоретических положений Дж. Дьюи. Однако, основополагающие работы, посвященные теории практике этого обучения, появились лишь в конце 60 – начале 70-х годов. В отечественной педагогике теорию проблемного обучения разрабатывали И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин и др. [5]. В процессе обучения через постановку проблемы учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, общедоступными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения. Именно это обуславливает актуальность данной темы.
Суть проблемного обучения заключается в том, что педагог не сообщает знаний в готовом виде, но устанавливает перед воспитанниками проблемные задачи, которые стимулируют учеников к поиску пути и средств их решения.
Метод проблемного обучения хорошо зарекомендовал себя именно в начальной школе, поскольку многим первоклассникам бывает трудно перейти от игровой формы обучения, применяющейся в дошкольном образовании к «серьезной» учебе в школе, проблемное обучение в какой-то степени напоминает игру. Кроме того, здесь каждый ребенок занимает активную позицию, самостоятельно пытаясь найти ответ на поставленный вопрос или решить задачку, а не просто сидит за партой и зубрит непонятный для него материал.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы