Курсовая с практикой на тему «Дидактическая игра как средство формирования у младших школьников регулятивных УУД»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы формирования регулятивных УУД
младших школьников в процессе применения дидактических игр. 6
1.1 Формирование регулятивных УУД как педагогическая
проблема. 6
1.2. Дидактическая игра как категория педагогического
знания. 12
Глава 2 Анализ использования дидактических игр для
формирования у младших школьников регулятивных УУД.. 18
2.1. Диагностика уровня сформированности регулятивных УУД
у младших школьников. 18
2.2. Формирующий этап эксперимента. 23
2.3. Оценка эффективности использования дидактических игр
для формирования у младших школьников регулятивных УУД.. 27
Заключение. 30
Список источников и литературы.. 32
Введение:
Процессы
глобализации, информатизации, ускорение внедрения научных открытий, быстрое
обновление знаний и появление новых профессий требуют повышенной
профессиональной мобильности и непрерывного образования. Особую значимость
приобретает готовность обучающихся к поиску и переработке информации,
осознанность умственной деятельности, способность к переносу освоенных навыков
на другие области [28].
Возникновение
понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением исходной схемы
образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности
учащегося.
Федеральный государственный образовательный стандарт
(ФГОС) устанавливает требования к формированию и развитию у учащихся начальной
школы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных
учебных действий (УУД).
Все это позволяет говорить о высокой актуальности
исследуемой проблемы.
Умение учиться,
формирование способностей личности к саморазвитию и самосовершенствованию,
через пути сознательного и активного присвоения нового социального общества —
это и есть понятие «универсальные учебные действия» [9].
Также термин УУД
определяется, как совокупность способов действий учащегося, связанных с
навыками учебной работы, которые обеспечивают способность личности к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений.
Теоретическим обоснованием формирования регулятивных
УУД может служить системно — деятельностный подход, который базируется на
научных положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П.Я.
Гальперина, В. В. Давыдова.
Для
изучения динамики развития интересов специалистов к проблеме развития УУД были
проанализированы монографии, статьи, публикации, отражающие взгляды ученых,
педагогов, учителей и ведущих методистов страны, в том числе, Андреевой Н. Д.,
Афериной Л. В., Бровкиной Е. Т., Брунова Е. П., Владимирской Г. Н., Ивановой А.
И., Кулева А. В., Лавинского Л. Г., Ливенцева И. И., Милениной М. Т., Молис С.
А., Мотайло М. В., Мухиной И. Д., Обаева С. Н., Онищук В. А., Орловой О. М.,
Падалко Н. В., Резниковой В. З., Румянцевой М. Н., Смирновой В. Д., Соколовой
Е. А., Суматохина С. В., Федоренко М. И. и др.
Именно высокой степенью актуальности обусловлена цель
работы – изучить формирование умений младших школьников планировать,
контролировать и оценивать в совместной
деятельности на уроках математики.
Современная система
обучения в начальной школе, реализуя Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования, обусловила
необходимость новых подходов как в организации самого учебно-воспитательного
процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития
школьника [12].
Формирование
универсальных учебных действий является основой способности учащихся к
дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Именно формирования умения у
младших школьников планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность
подразумевают умения управлять своей деятельностью, регулировать ее [8].
Объектом исследования является уровень регулятивной
деятельности.
В качестве предмета исследования выступает
формирование у младших школьников регулятивных УУД посредством использования
дидактической игры.
Была сформулирована следующая гипотеза: дидактическая
игра является эффективным средством формирования у младших школьников
регулятивных УУД.
Для достижения цели, с учетом объекта и предмета
исследования, сформулированы следующие задачи:
Заключение:
Анализируя сущность и
структуру понятий «универсальные учебные действия» и «регулятивные
универсальные учебные действия», можно сделать вывод, что формирование УУД на
ступени начального образования необходимо.
Вопрос формирования
умения младших школьников планировать, контролировать и оценивать учебную
деятельность является актуальным на современном этапе образования.
Были изучены
теоретические основы процесса формирования умения младших школьников
планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность таких психологов и
педагогов как А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, И.А. Крюкова, О.А. Карабанова.
Однако формирование
умения младших школьников планировать, контролировать и оценивать учебную
деятельность не является предметом специального исследования и остается достаточно
неразработанным. Поэтому современный этап образования акцентирует внимание на
развитие умения младших школьников планировать, контролировать и оценивать
учебную деятельность.
Успешное обучение в
начальной школе невозможно без формирования у младших школьников регулятивных
УУД, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности
ученика и не зависят от конкретного содержания предмета.
Для успешности младших школьников просто необходимо
формирование умения младших школьников планировать, контролировать и оценивать
учебную деятельность.
Эффективность развития данных умений большего всего
возможна в процессе проектной деятельности. Именно эти умения способствуют
развитию познавательной деятельности учащегося и не зависят от конкретного
содержания предмета.
В процессе проектирования каждый учебный предмет, в
соответствии со спецификой содержания, занимает в этом процессе свое место.
В процессе
исследования доказана гипотеза: дидактическая игра выступает эффективным
средством формирования у младших школьников регулятивных УУД.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы
формирования регулятивных УУД младших школьников в процессе применения
дидактических игр 1.1 Формирование регулятивных
УУД как педагогическая проблема В соответствии с ФГОС НОО 2009 года процесс
учебной деятельности должен быть построен как процесс «открытия» каждым из
учащихся новых конкретных знаний. Ученик не должен принимать из уже в готовом
виде, а деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы ребенок
прилагал усилия, размышлял, искал новую информацию. Школьник, как любой
человек, имеет право на ошибку, на групповое обсуждение поставленных целей и
задач, на анализ причин возникновения ошибок и их коррекцию [21].
Развитие регулятивных УУД в основном связано с
формированием произвольного поведения. Учащийся должен быть готов к
формированию воли и её произвольности, только тогда процесс регуляции
обеспечивает целенаправленность и осознанность управления ребенком собственной
деятельностью и поведением. Воля предполагает возможность целеполагания,
сохранение цели работы, умению прилагать всевозможные усилия для достижения
конечного результата. Одним из средств формирования подобных УУД является игра
– ребенок должен принять правила игры, направить свою волю на соблюдение
порядка ее проведения, а также контролировать эмоции, если стратегия игры
развивается не в его пользу.
Произвольность рассматривается как, умение
ребенка правильно выстраивать свою деятельность и контролировать поведение в
соответствии с предлагаемыми образцами, правилами и требованиями, при это
осуществлять контроль, коррекцию и оценку собственных действий [4].
Выделяют следующие показатели сформированности
регулятивных УУД у младших школьников:
— под первым показателем понимается такое
умение, как самостоятельное действие по образцу или заданным требованиям;
— вторым показателем является сохранение
заданной цели и задач;
— умение видеть и исправлять ошибки
собственной деятельности является третьим показателем;
— под четвертым определяется умение
контролировать собственную деятельность;
— пятым показателем является адекватное
восприятие оценки педагога или сверстника [2].
Выделяются следующие критерии оценки
сформированности регулятивных УУД:
— адекватность принятия цели и задач, данных
в определенных условиях, сохранение цели и задачи;
— выполнение действий в соответствии с
определенными условиями и требованиями;
— контроль и коррекция (сопоставление плана
и получаемого продукта, поиск ошибок и недочетов, внесение необходимых
исправлений);
— оценка (анализ достижения поставленной цели,
положительное отношение к успеху и неудаче);
— мера выполнения действий (совместное или
разделенное);
— темп выполнения;
— учет индивидуальных особенностей
выполнения [14].
Каждый из обозначенных регулятивных УУД
проявляется в игровой деятельности в целом и в дидактических играх в частности.
ФГОС НОО 2019 года ставит перед педагогами задачу – сформировать такие
компетенции младшего школьника, как: умение принимать решения, быть
самостоятельным, коммуникативным, мобильным. Одним из эффективных методов
формирования регулятивных УУД, является метод проекта, который предполагает
высокую степень самостоятельности, планирования, самоконтроля и творчества.
Данный метод позволяет формировать социальные навыки школьников в процессе
коллективной и индивидуальной работы. В связи с этим, в последнее время в
начальной школе