Курсовая с практикой на тему Диалогическая речь младших школьников с нарушением интеллекта в учебном взаимодействии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Диалогическая речь младших школьников как объект исследования в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития диалогической речи школьников с нормальным и нарушенным интеллектом 9
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В УЧЕБНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ И В РЕШЕНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 16
2.1. Организация, методы и методики исследования диалогической речи у младших школьников с нарушением интеллекта 16
2.2 Анализ результата исследования диалогической речи в учебном взаимодействии и в решении диагностической задачи младших школьников с нарушением интеллекта 22
2.3 Рекомендации по коррекции и совершенствованию диалога у детей 26
Выводы по главе 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Одной из главных задач воспитания и обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта является развитие речи, речевого общения, обучение родному языку и формированию устной речи.
Диалог представляет собой форму речевого общения, при котором взаимодействие партнеров опосредуется знаками языка. Для ведения диалога необходимо развивать у детей знание языка, умение словесно выражать свою мысль, передавать чувства и устанавливать с партнером отношения в различных коммуникативных ситуациях. На актуальность данной работы так же указывает тот факт, что своевременное овладение правильной речью является важным моментом в становлении полноценной личности ребенка. При этом усвоение диалогической речи представляет собой одну из предпосылок для дальнейшего эффективного обучения в школе.
Школьники с нарушением интеллекта довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи, на этапе ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию, даже при условии педагогической помощи, протекает у этих детей очень трудно и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов коррекционной школы.
Мы остановили свой выбор на данной теме, т.к. развитие диалогической речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта относится к числу важнейших задач обучения в школе. Это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению в старших классах. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие задачи требуют достаточного уровня развития связной диалогической речи.
Степень изученности темы исследования. Проблемой диалогической речи занимались такие ученые как О.И. Соловьва, Е.А. Флерина, Е.И. Тихеева, А.Г. Арушанова и др.
Так, А.Г. Арушанова в своих работах говорит о том, что необходимо соблюдать целостный подход к формированию диалогической речи, поэтому важно не останавливаться только на освоение вопросно-ответной формы. Автор говорит о том, что полноценный диалог должен строиться на установлении диалогических отношений, которые строятся у ребенка со взрослым и со сверстниками.
Такие исследователи как В.И. Яшина, А.А. Павлова, Н.М. Юрьева и др. говорят о том, что необходимо обучать младших школьников построению диалогу, так как коммуникативная деятельность со сверстниками представляет важное значение в речевом развитии обучающихся.
Цель работы: изучить особенности развития диалогической речи младших школьников с нарушением интеллекта в учебном взаимодействии, предложить рекомендации по коррекции диалогической речи.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему изучения диалогической речи младших школьников с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием в разных видах деятельности.
2. Охарактеризовать состояние диалогической речи младших школьников с нарушением интеллекта в учебном взаимодействии и в решении диагностической задачи.
3. Выделить качественные уровни сформированности учебного диалога и предложить дифференцированные рекомендации по коррекции его недостатков в работе логопеда.
Объект исследования: диалог детей в разных видах деятельности.
Предмет исследования: диалог детей с нарушением интеллекта в учебном взаимодействии.
Методы исследования:
— метод теоретического анализа;
— наблюдение;
— диагностическая ситуация (взаимодействие в деятельности);
— метод количественно-качественной обработки результатов.
База исследования: ГОКУ СКШ г. Усть-Илимска (Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области Специальная (коррекционная) школа г. Усть-Илимска) Учащиеся 2 класса (12 человек)
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Дети с нарушениями интеллекта в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития речи у этой категории детей. Речь у ребенка с умственной отсталостью не только появляется значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех ее компонентов от фонематического до семантического уровня. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная недостаточность речемыслительных средств способствуют возникновению у умственно отсталых детей речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций. Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания, несомненно, должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из важнейших задач школьных учреждений – формирование правильной устной речи детей. Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка.
Характеристики диалогической речи умственно отсталых школьников, так же как и монологической, зависят от уровня сформированности познавательной деятельности и вербального интеллекта. Большинство обследованных в процессе учебного взаимодействия со сверстником могли пользоваться интерактивным диалогом, у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, проблемами поведения обнаруживался «монодиалог», т.е. отсутствие стремления учитывать позицию собеседника.
Главными показателями нормативно-возрастной формы развития диалогической речи в рамках действующей системы образования и обучения в начальной школе можно считать:
• способность (как действие) договариваться, находить общее решение практической задачи;
• готовность и способность высказывать и аргументировать свое предложение;
• способность убеждать, уступать;
• сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;
• выяснять недостающую информацию с помощью вопросов;
• готовность брать на себя инициативу в организации совместного действия и др.
В связи с этим такие направления развития диалогической речи у детей с нарушением интеллекта мы считаем основными при дальнейшем обучении младших школьников. Только совместная деятельность обучающего (учителя) и обучаемых (учащихся) обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач, поэтому учебное сотрудничество предполагает, что большая часть обучения должно строиться как групповое обучение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ И НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Диалогическая речь младших школьников как объект исследования в психолого-педагогической литературе
Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое.
По мнению Т.Г. Винокура, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи [9].
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами, психологами и логопедами
Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения [21].
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.
Диалог для детей представляет важное средство овладения речью, общением, сопровождая и пронизывая всю его жизни и отношения, являясь основой развития личности [2].
Одним из лингвистов Л.П. Якубинским, дано следующее определение диалога. Так, по мнению исследователя, диалог является не только формой речи, но и представляет разновидность человеческого поведения, когда для речевого взаимодействия с окружающими, он требует от ребенка специальных социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно [24].
Характерной чертой диалога является сравнительно быстрый обмен речью, в которой каждый компонент обмена является репликой, а одна реплик обуславливает другую. При этом обмен происходит вне предварительного обдумывания, когда компоненты не имеют заданности, а в построении реплик не существует предумышленной связности.
По мнению А.А. Леонтьева, важными особенностями диалогической речи является ситуативность и реактивный характер ответов собеседника, которые в большинстве случаев представляют собой перефразировку или повторение вопроса, замечания [14].
Т.Г. Винокур предлагает определять диалог как функционально-стилистическую форму речевого общения, которая характеризуется наличием двух или нескольких участников, обменивающихся речью, при котором каждый компонент ее является репликой.
Следует заметить, что диалогическая речь отличается краткость высказываний, в которых преобладают простые предложения и широко применяются внеречевые средства (жесты и мимика) [9].
Диалогическая речь является особенно ярким проявлением коммуникативной функции языка. Многие ученые говорят о том, что диалог считается первичной естественной формой языкового общения, представляя классическую форму речевого общения. Главная особенность диалога заключается в чередовании говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.
Важная особенность диалога заключается в том, что собеседники всегда знают о чем идут речь и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Диалогическая речь возникает в конкретной ситуации, сопровождается жестами, мимикой и интонацией [7].
Характерными особенностями диалога является разговорная лексика и фразеология, краткость, недоговоренность, обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения, кратковременное предварительное обдумывание.
Выделяя особенности диалогической речи, исследователи отмечают ее различные черты. Так, некоторые авторы говорят о том, что диалогическая речь всегда ситуативная, она связана с конкретной обстановкой, в которой протекает разговор и отношениями коммуницирующих. Также диалогическая речь контекстуальная, так как каждое последующее высказывание значительно обуславливается предыдущим [10].