Курсовая с практикой на тему Диагностико-консультативная деятельность логопеда в работе с дошкольниками с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Особенности старших дошкольников с ОНР. 4
1.1. Представление об ОНР в
современной науке. 4
1.2. Сопровождающие патологии
детей с ОНР. 9
Глава 2.
Осуществление диагностики детей с ОНР. 13
2.1. Методы
диагностики детей с ОНР. 13
2.2. Анализ
медицинской документации. 14
2.3.
Особенности взаимодействия в игре. 15
Заключение. 30
Список
литературы.. 32
Введение:
Речь является важнейшей психической
функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы
социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы
познавательной деятельности, коллективного сотрудничества. Овладевая речью,
ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению
окружающей действительности, к сознанию, планированию и регуляции своих
намерений и действий.
Проблемой нарушения
игровой деятельности у дошкольников с ОНР занимались такие ученые как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова,
А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др. Эти авторы указывают на то,
что игровая деятельность детей недостаточно развита, проявляется как
застревание на одном сюжете, многочисленные описания действий. Примечательно,
что все они говорят об одних и тех же характеристиках игры, что позволяет
увидеть специфические признаки ее при ОНР.
Цель
данной работы – выявление особенностей речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В соответствии с целью
необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть
особенности развития речи старших дошкольников с ОНР III уровня и их проявления речи в игровой деятельности;
2. Подбор и адаптация
методик исследования речи у детей с ОНР
3. Анализ полученных
результатов и определение речи детей с
ОНР
4. Уточнить методические
рекомендации по речи у дошкольников с ОНР III уровня.
Объектом настоящей работы является речь детей с ОНР III уровня. Предмет
работы – особенности состояния игровой деятельности у старших дошкольников
с ОНР III уровня.
Структура работы: работа
состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Анализ литературных источников речевой
деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи показал что, что эта
тема актуальна и значима в настоящее время, проблема развития игровой
деятельности детей с ОНР по праву может считаться одной из самых актуальных как
в логопедии, так и в дошкольной педагогике. Развитие игровой деятельности
необходимо потому, что оно лежит в основе умственных качеств личности, что
проявляется впоследствии в развитии ее инициативности и самостоятельности
суждений.
Игровая деятельность для детей,
имеющих патологии в развитии, имеет свое значение не только как деятельность
развлекательная, но и как деятельность развивающая, в которой реализовываются
различные знания, мыслительные операции, а также практические умственные
действия, которые необходимо освоить детям. Творческие игры детей, в
большинстве своем отражательные, это не только средство развлечения, но и
средство актуализации знаний об окружающем мире, средство развития ребенка. В
процессе этих игр происходит развитие знаний ребенка.
Общее недоразвитие речи может
наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии
(всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Игра детей, имеющих общее
недоразвитие речи отличается следующими особенностями: как правило, фиксируются
только единичные попытки детей спланировать будущую игру, которые проявляются в
предложениях играть вместе, распределении ролей. Гораздо чаще игры возникают
ситуативно, без предварительного сговора, при этом организующим началом
деятельности, определяющим ее содержание, становятся игрушки.
Мотивированность игры игрушками и
материалами проявляется как в содержании, так и в названии игр — играть в
куклы, машинки. При игре большая часть времени отводится манипуляциям с игровым
материалом: расставление мебели, одевание-раздевание кукол. При этом
обустройство не определяется спецификой игры, напротив, сама специфика игры
напрямую зависит от этого обустройства.
В процессе такой деятельности четко
выявляется изначальное стремление детей отмежеваться друг от друга (это будет
мой дом, а это — твой). Манипулирование игровым материалом, как правило,
указывает на неустойчивость замысла, связанную с переходом ребенка от одной
игрушки к другой. Замыслы, которые возникают в ходе игровой деятельности у
одного ребенка, как правило, игнорируются партнером, увлеченным собственной
деятельностью. Да и сам ребенок, придумавший сюжет игры, как правило,
оказывается не в состоянии его реализовать.
Ролевое поведение детей с ОНР, как
правило, отличается выраженной хаотичностью: неумение соблюдать правила,
налагаемые той или иной ролью, раскрываются в большом количестве нехарактерных
ролевых действий, переходе от одной игрушки к другой и частой смене ролей. Как
следствие, возникает скачкообразность сюжета и множество сюжетных линий никак
не связанных между собой.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности старших дошкольников с ОНР 1.1. Представление об ОНР в современной науке Под общим недоразвитием
речи (ОНР) понимается совокупность сложных речевых расстройств, которые
нарушают формирование всех элементов звуковой системы, начиная от фонетики
(звуковой стороны речи) и заканчивая лексикой и грамматикой (ее смысловой
стороны).
Говорить об общем
недоразвитии речи можно только тогда, когда мы дадим характеристику общения в
трудах М. И. Лисиной. Общение ребенка до 7ми лет в концепции исследователя
представлена как смена целостных форм общения. Форма общения, при этом,
рассматривается как коммуникативная деятельность, которая определяется такими
показателями, как: временем возникновения данной формы общения; основным
содержанием потребности в общении; участников общения.
При этом следует помнить,
что коммуникация М. И. Лисиной рассматривается как характеристика, более узкая,
нежели общение, являющая конкретное проявление в непосредственной коммуникации.
В ходе исследования психологом были выделены четыре формы общения в зависимости
от возраста:
Первая форма –
ситуативно-личностное общение – характерна для младенчества. Общение приурочено
к сиюминутному стремлению удовлетворения потребностей, при этом, контакты имеют
кратковременный характер и связанный с необходимостью удовлетворить потребность
«здесь и сейчас».
Непосредственно-эмоциональные
контакты являются основным содержанием общения, поскольку главное, что
привлекает ребенка, — это личность взрослого, а все остальное, включая игрушки
и прочие интересные предметы, остается на втором плане.