Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психодиагностика

Курсовая с практикой на тему Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения познавательного развития детей раннего возраста 5
1.1 Общие закономерности познавательного развития в детском возрасте 5
1.2. Психолого-педагогические исследования проблемы развития речи у детей младшего и среднего дошкольного возраста 14
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей познавательного развития и развития речи дошкольников 19
2.1. Цель, задачи и гипотеза исследования 19
2.2. Методика исследования 19
2.2.1. Испытуемые 19
2.2.2. Используемые методики 20
2.2.3. Процедура проведения эксперимента 25
2.3. Результаты исследования 25
2.4. Обсуждение результатов исследования 27
Заключение 36
Библиография 38

 

  

Введение:

 

Актуальность дипломной работы. Проблема познавательного развития считаются одной из наиболее актуальных в современной педагогике и психологии. Педагогическая наука доказывает важность теоретических и практических разработок данной проблемы.
Многие педагоги, среди которых Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков и др. обращают внимание на важность проблемы развития, воспитания и обучения детей младшего и среднего дошкольного возраста. При этом отечественные и зарубежные исследователи указывают, что дети в раннем возрасте имеют особую чувствительность к речевому, сенсорному, умственному, физическому и иным направлениям развития личности. В связи с этим период дошкольного возраста следует рассматривать как уникальное время для решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Так же отметим, что каждая сфера жизнедеятельности человека несет в себе познавательный компонент. Любое направление в развитии ребенка характеризуется передачей определенных представлений, обязательным участием познавательных процессов, эмоциональным откликом на какие-либо события и поступки. Развитие интереса к окружающему миру, к труду и жизнедеятельности представляется важным моментом воспитания ребенка. Интерес способствует побуждению ребенка к поиску новой информации, знаний и умений, помогает расширять и углублять знания, способствует творческому подходу.
Представления, процессы и эмоции ребенка становятся главными составляющими познавательной сферы, которая представляет собой сложное образование, обеспечивающее человеку полноценное существование в мире.
При этом процесс познания протекает на протяжении всей жизни человека. Однако в период раннего детства он занимает особенное место, так как в это время происходит формирование фундаментальных представлений о мире, появляются и формируются новые способы познания и познавательные интересы, происходит постижение окружающей действительности.
Важным моментом является то, что познавательное развитие ребенка в первую очередь зависит от его знаний и представлений о мире, которые в свою очередь обеспечивают эффективность умственного развития. Для ребенка раннего возраста самым важным становится постижение предметного содержания мира. В это время дети активно накапливают сенсорный опыт. Посредством органов чувств и собственных манипуляций усваиваются внешние характеристики предметов и т.п.
Для дальнейшего умственного воспитания и обучения ребенка важно учитывать особенности развития познавательных процессов, среди которых мышление, память, воображение, внимание и др.
Все это обуславливает актуальность темы исследования.
Степень изученности темы. Изучением развития ребенка дошкольного возраста занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М. Ибука, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др.
Изучением познавательных процессов с психологической точки зрения занимались такие ученые как К.В. Бардин, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн и др. Особенности становления и развития речи детей в дошкольном возрасте раскрываются в трудах таких исследователей как А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, М.М. Конина, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина и многих других.
Цель исследования заключается в определении уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста.
Выделенная цель предполагает необходимость решения ряда задач исследования:
1. Охарактеризовать общие закономерности познавательного развития в дошкольном возрасте.
2. Изучить психолого-педагогические исследования проблемы развития речи у детей младшего и среднего дошкольного возраста
3. Организовать исследование по изучению уровня познавательных процессов и развития речи дошкольников.
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
Объектом исследования выступает познавательный процесс и речь детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является диагностика уровня развития речи и познавательных процессов в дошкольном возрасте.
Методами исследования являются следующие:
1. Изучение и анализ теоретической литературы по психологии, педагогике, изучение и анализ научно-методической литературы.
3. Наблюдение за детьми.
4. Психолого-педагогический эксперимент.
5. Качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической), заключения и библиографии.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одним из важных периодов развития детей считается дошкольное детство. Это время выступает как уникальный и решающий этап в развитии ребенка, поскольку в течении этого периода протекает формирование основ личности ребенка, формируется воля и произвольное поведение, развиваются психологические процессы, среди которых паять и восприятие, творчество, воображение и мышление, а также речь ребенка.
Дошкольный возраст считается одним из самых важных и ответственных периодов для психического развития детей. Это время, когда формируется игровой процесс, развивается речи и общение со сверстниками и взрослыми, появляются первые представления о самом себе и об окружающем мире. Первые три года протекает формирование познавательной активности и любознательности ребенка, формируется уверенность в себе и своих силах, появляется доверие к другим людям, развивается воображение и творческая активность, мышление и т.п. Однако такие способности не появляются сами по себе, поскольку во многом зависят от непосредственного участия взрослого и специальной организации различной деятельности, которая соответствует возрастному периоду [29].
Развитие ребенка отслеживается в трех разных областях – физической, когнитивной и психосоциальной. В физической области изменяются такие физические характеристики, как размеры и форма тела, органов, структуры мозга, физического здоровья и сенсомоторные навыки. Когнитивная область отвечает за изменения всех умственных способностей и психических процессов. Сюда же относятся такие процессы познания как восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Что же касается психосоциальной области, то она включает в себя свойства личности и социальные навыки, межличностные отношения.
В ходе проведенного исследования было определено, что большинство детей младшего и среднего дошкольного возраста, которые принимали участие в экспериментальном исследовании, имеют средний и низкий уровень сформированности познавательных процессов, при этом очень высоких показателей по всем выбранным методикам диагностики практически не встречается. Это позволяет сделать вывод о необходимости организации целенаправленного процесса по развитию познавательных процессов дошкольников с целью их умственного развития в целом.
Также было организовано исследование, которое направлено на изучение уровня речевого развития дошкольников. Полученные результаты показывают необходимость дополнительной работы с дошкольниками, поскольку у детей преобладает низкий уровень развития речевых способностей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Внимание психологов и педагогов к развитию детей в раннем возрасте опирается на то, что данный период является одним из наиболее динамичных по развитию психики ребенка. При этом он является временем для закладки фундаментальных личностных образований, среди которых уровень осведомленности детей.
При изучении развития ребенка необходимым является учет всех аспектов физиологии и поведения, процесса познания и развития, которые отражают наличие качественных и количественных изменений в процессе взросления и формирования ребенка с момента его рождения. Это позволяет определить, что под развитием следует понимать изменения, которые происходят с течением времени в строении тела, психике и поведении индивида, обуславливаемые естественным протеканием биологических процессов в организме при воздействии окружающей среды [11].
Следует отметить, что развитие ребенка происходит в трех разных сферах, а именно – развивается физическая, когнитивная и психосоциальная области. Так, в физической области можно увидеть изменения таких физических характеристик как размеры и форма тела, размеры органов, структура мозга, физическое здоровье и сенсомоторные характеристики. В когнитивной сфере изменяются умственные способности и психические процессы ребенка, в том числе развивается восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Психосоциальные изменения заключаются в развитии свойств личности и социальных навыков, в том числе развитие межличностных отношений детей [9].
Важным моментом является то, что указанные сферы развития индивида взаимосвязаны между собой и обусловливаются изменениями Я-концепции, эмоций и чувств, а также основываются на формировании социальных навыков и различных моделей поведения ребенка. Развитие во всех указанных сферах происходит одновременно, однако доминирует эмоционально-мотивационная сфера.
Ранний возраст характеризуется наличием значительных сдвигов в физическом и нервно-психическом развитии детей, поскольку ребенок с момента рождения каждый месяц прибавляет в росте и весе, совершенствуется деятельность всех органов чувств и систем детского организма [22].
Далее, также протекают и качественные изменения в развитии функций коры больших полушарий. По данным исследователей, в раннем возрасте закладываются основы межполушарного эффективного взаимодействия, которые влияют на соматический, аффективный и когнитивный статус ребенка. В период раннего детства увеличивается предел работоспособности нервной системы, формируются и совершенствуются навыки ходьбы, развиваются разные движения рук, постепенно увеличивается возможность познания окружающей действительности [13].
Важной предпосылкой для развития предметной деятельности в период раннего возраста является усвоение навыков ходьбы. Заметим, что предметная деятельность предполагает культурные действия с теми или иными предметами, совершаемые детьми с целью познания окружающей действительности. Однако в основе этой деятельности лежит мотив подражания окружающим взрослым. Притом, что процесс постепенного развития предметных действий в раннем возрасте выступает как ведущая деятельность ребенка.
В процессе развития манипуляции с предметами у ребенка приобретают характеристику целенаправленности. Детей начинают привлекать новые предметы, тем самым появляются эмоции, интересы, которые выступают как мотивы поведения. Такой исследователь как Н.Н. Поддьяков говорит о том, что эмоции в период раннего возраста у детей тесно взаимосвязаны с развитием предметной деятельности, которые оказывают непосредственное влияние на ее успешность или неуспешность у ребенка [19].
При дальнейшем развитии, в процессе совместной деятельности и с постепенным усложнением предметных действий, развивается речь ребенка раннего возраста. Тем самым процесс социализации связан с овладением речью, выступающей как средство общения. Развитие речи проявляется как понимание ее фонологических, морфологических и синтаксических форм, овладение на каждом последующем возрастном этапе новых типов общения, которые далее становятся определяющими в ситуациях общения ребенка. Важным моментом здесь является динамика данного процесса, которая определяется гармоничным протеканием развития всех сфер личности ребенка раннего возраста. В связи с этим нормальное речевое развитие обуславливает, что общение должно иметь положительный эмоциональный фон, поскольку частыми причинами появления речевых нарушений являются эмоциональные травмы [7].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы