Курсовая с практикой на тему Диагностика социальной зрелости подростка-девианта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗРЕЛОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.. 6
1.1. Понятие социальной зрелости личности. 6
1.2. Факторы формирования девиантного поведения. 11
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПОДРОСТКОВ С
ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.. 18
2.1. Проблемы диагностики социальной зрелости. 18
2.2. Диагностика социальной зрелости у подростков с
девиантным поведением. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
Введение:
На этапе старшего школьного
возраста у юношей возникает острая потребность в самоутверждении и
профессиональном самоопределении. Однако, по нашим данным, существует
гетерогенность (большая полярность) между обнаружением ответственности
старшеклассников элитных образовательных учреждений и массовых средних школ.
Ученики первых, образно говоря, знают, чего они хотят (у них — осознанные
профессиональные намерения), а в других — не могут определиться. Это дело
осложняется реалиями нашей жизни (отсутствие возможности включиться в
общественно-полезную трудовую деятельность в городах, коммерциализации части
внешкольных учреждений, клубов и др.).
Кардинальные изменения,
происходящие в современном обществе, делают актуальными исследования проблемы
социализации, в основном изучалась в зарубежной, главным образом американской,
психологии. Наиболее известными в изучении социализации является
психоаналитический направление, теория социального научения, символический
интеракционизм и когнитивно-ориентированный подход.
Большая масса этнографических
открытий свидетельствует, что человеческое поведение изменяется от одного
общества к другому, и эта вариативность сохраняется в основном за счет передачи
с помощью социального обучения от одного поколения к другому.
В целом, социализация
рассматривалась как этнокультурация или межпоколенная трансмиссия культуры, как
приобретение навыков адекватно реагировать на требования социальной среды, как
обучение выполнению социальной роли и социальном взаимодействии [1, 2].
В отечественной
психологии роль среды в психическом развитии ребенка изучалась в рамках
культурно-исторической теории Л. С. Выготского и деятельностного подхода С. Л.
Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. В современной отечественной психологии под
социализацией понимается процесс усвоения и воспроизводства индивидом
социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных
связей (Г. М. Андреева, И. С. Кон).
В психоаналитической
теории З. Фрейда социализация понимается как приобретение контроля над
импульсами. Согласно З. Фрейду, ребенок изначально асоциален. Усвоения
социальных норм и требований осуществляется через подавление инстинктивного
начала. Для А. Адлера определяющей в социализации является чувство общности,
"социальное чувство", что вызывает социальные контакты ребенка с
другими людьми. Э. Эриксон в своих работах, главным образом, посвященных
включению ребенка в общество, подчеркивал роль среды, культуры и социального
окружения с присущими ему ожиданиями, надеждами, что индивид может оправдать
или не оправдать.
Стоит сказать, что в
теории социального научения процесс социализации сводится к интернализации
внешних требований, норм, правил, к возникновению интернализованного контроля
над поведением путем обучения, основанного на положительном или отрицательном
подкреплении (Б. Скиннер) опосредованного ценностными системами и
мотивационными установками (Дж. Аронфрид) через подражание модели (А. Бандура).
Концепция социализации
Дж. Г. Мида большое внимание уделяет языке, игре, способствующие овладению
социальными нормами через принятие ребенком на себя роли другого.
Что касается когнитивной
теории социализации, то она основана на идее построения когнитивной модели
окружающей среды, модифицирует, побуждает и руководит дальнейшим поведением
ребенка.
Цель исследования —
проанализировать теоретические и практические аспекты технологии диагностики
социальной зрелости при работе с дезадаптированными подростками.
Согласно поставленной
цели нами было сформировано следующие цели и задачи:
— раскрыть сущность
социально-дезадаптированного поведения;
— рассмотреть основные
факторы социальной дезадаптации детей в современном обществе.
— осуществить разработку
и обоснование авторской технологии работы с детьми в состоянии социальной
дезадаптации;
— проанализировать
полученные эмпирические данные и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования —
подростки в состоянии социальной дезадаптации.
Предмет исследования —
инструменты, методы и средства диагностики социальной зрелости при работе с
девиантными подростками.
Методы исследования. В
процессе написания этой работы мы использовали комплекс общенаучных методов —
исторического, анализа и синтеза, системного и процессного подходов, применение
которых и обработки широкой источниковой базы позволили обеспечить всестороннее
изучение проблемы и достоверность полученных выводов. Обработка данных
осуществлялась с использованием средств компьютерной техники, в частности
электронного текстового редактора Microsoft Office 2016.
Структура работы.
Курсовое исследование состоит из введения, основной части, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, по
результатам исследования в курсовой работе можно говорить о таком важном
аспекте социализации, как усвоение системы ценностей. Поэтому ценностные
установки общества должны выполнять роль важнейших факторов социального
взросления индивида.
В целом, процесс
социализации может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может
быть развитие индивидуальности и воспитания личности в интересах индивида;
во-вторых, в интересах общества и индивида; в-третьих, их изменение в интересах
всего общества (или государства), но не индивида; наконец, в-четвертых, их
изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики
соответствуют первые два направления. В процессе социализации решаются две
группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации. Социальная
адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной
среды, то есть здесь в большей степени должны решаться задачи воспитания
личности. Социальная автономизация предусматривает развитие Я-концепции
индивида, его индивидуально-личностного начала.
Успешная социализация
предполагает эффективную социальную адаптацию человека, а также ее способность
в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают
ее саморазвития, самореализации, самоутверждению. Здесь выявляется необходимость
равновесия между идентификацией с обществом и отделением из него. Адаптирована
в общество человек, не способный противостоять ему, является жертвой
социализации. Человек, не адаптирована в общество, также является ее жертвой.
Гармонизация отношений человека и ее окружения, смягчения неизбежных
противоречий между ними есть одной из важных задач социализации (точнее, той ее
части, которая называется воспитанием).
Изложенное выше позволяет
сделать следующий вывод: современное воспитание начинает приобретать черты
субъект-субъектных: не навязывание, а не передача социального опыта, а
управление социализацией, гармонизация отношений, организация свободного
времени.
В целом, среди механизмов
социализации можно выделить традиционный (через семью и ближайшее окружение)
институциональный (через различные институты общества) стилизованный (через
субкультуры) межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через
переживания и осознания). Социализация человека, его социальное взросление
происходит в процессе ее взаимодействия с многочисленными факторами. В связи с
этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь
выявить его положительные и отрицательные возможности и найти приемы усиления
положительных и компенсации негативных обстоятельств.
Понимание социализации
как целостного процесса во всей совокупности объективных социальных условий
требует, прежде всего, преодоление типичной для массовой практики недооценки
социального (макро- и микро-) среды в жизни человека, ведущего в традиционной педагогике
к фетишизации педагогического процесса, в педагогический волюнтаризм и,
поскольку ни школа, ни какая-либо другая организация способна самостоятельно
решить проблемы формирования желаемых уровней развития личности и
индивидуальности. Каждая конкретная образовательное учреждение имеет
определенные границы своих возможностей в решении проблемы социализации. Эти
возможности увеличиваются, если учреждение осуществляет свою деятельность в
единстве с другими факторами
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 1.1. Понятие социальной зрелости личности Понятие «социальная
зрелость» фиксирует состояние развития личности через характер, направленность
ее деятельности на реализацию общественных идеалов.
Учитывая понимание
личности как одной из сущностных характеристик человека, его социального
развития, необходимо признать, что личностная зрелость (зрелая личность) не
раскрывает все аспекты целостного развития личности. В процессе онтогенеза и
социогенеза формируются вариации уровней развития различных видов зрелости
человека, которые неразрывно ‘связанные с ее образовательной деятельностью. На
рубежных этапах возрастного развития, в определенной степени соотносятся со
степенью обучения в системе непрерывного образования, человек, растет,
достигает своей вершины, своей зрелости, которая воплощается в готовности к
переходу на новый, более высокий степень образования и развития. При
формировании человека, способного решать новые, более сложные задачи в жизни,
учебе или труде, учитываются качественные изменения в физическом и психическом
развитии, в здоровье, образованности и воспитанности, мотивации деятельности, в
личностной сфере и творческой самореализации.
Взросление человека
характеризуется развитием гетерогенных по своей природе процессов и
взаимодействием всех проявлений человека как био-психосоциального существа.
Этот сложный целостное развитие неразрывно связан с его образовательной
деятельностью, с удовлетворением базовых человеческих потребностей в знаниях,
необходимых для жизни и ее познания. Такие интегральные
структурно-функциональные факторы, как критерии целостного развития человека,
образующиеся на пересечении гетерогенных процессов развития человека, растет,
ее онтогенеза и социогенеза, созревания и обучения, саморазвития и воспитания.