Курсовая с практикой на тему Диагностика семейных эмоциональных коммуникаций
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 5
1.1 Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций 5
1.2 Коммуникации семейной системы 12
1.3 Методики диагностики семейных взаимоотношений 18
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 24
2.1 Причины, обуславливающие семейные нарушения 24
2.2 Методы исследования семейных отношений 26
2.3 Методы психотерапии и коррекции семейных отношений 31
2.4 Результаты исследования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
Введение:
Актуальность. Важным фактором, влияющим на формирование личности ребенка, является семья. В семье ребенок получает информацию о себе и окружающем мире. Родители – это те, кто имеет уникальную возможность влиять на ребенка в связи с его или ее зависимостью от них – физически, эмоционально и социально.
Важнейшими функциями семьи являются: психологическая безопасность, эмоциональное удовлетворение всех членов семьи и социализация детей, т.е. подготовка детей к жизни в обществе.
Важным условием выполнения этих функций является зрелость эмоций и психологическая культура родителей. «Трудные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, а также дети со «сложными», «подавленными», «несчастливыми» всегда являются результатом неправильно сложившихся отношений в семье и вытекающих из этого неудовлетворенных потребностей ребенок. Родительская безграмотность в области воспитания, психологическая незрелость, незнание элементарных знаний о детской психике являются наиболее частыми причинами проблем в воспитании.
Актуальность данного издания обусловлена необходимостью своевременного выявлении ошибок воспитания.
Объект исследования: детско-родительские отношения в полных и неполных семьях.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в изучаемых семьях.
Цель исследования – изучить диагностика у семейных эмоциональных коммуникаций.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть семейные отношения в рамках различных теоретических концепций;
2. Ознакомиться с коммуникациями семейной системы;
3. Изучить методики диагностики семейных взаимоотношений;
4. Провести диагностику семейных отношений.
Методы исследования: анализ литературы и статей по исследуемой теме, наблюдение, диагностика.
Практическая значимость работы состоит в том, что изучение проблемы детско-родительских отношений позволит уменьшить недопонимание между родителями и детьми, как в полных, так и в неполных семьях.
Структура работа. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы
Заключение:
Проблема семейных отношений, т. е. семейные проблемы, занимает в отечественной психологической науке весьма видное место в последние десять лет. Из года в год растет количество исследований и публикаций, организуются специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, проводятся отчеты о различных конференциях. Научное и практическое значение семьи как предмета психологического исследования и воздействия определяет дальнейший рост внимания к этой теме.
Конечно, предсказать, какие аспекты института семьи и семейных отношений окажутся в центре внимания исследователей в ближайшее время, крайне сложно. Прогнозы из достаточно авторитетных международных источников называют приоритетными наиболее вероятные темы, связанные с нетрадиционными формами организации семьи (подростковые браки, браки по интересам, браки по контракту), обеспечением качества брака и многие другие. Подобные прогнозы являются следствием определенных изменений, происходящих сейчас с самим институтом семьи.
Наиболее важным, с точки зрения многих исследователей, является факт изменения отношений между семьей и личностью. Если раньше участие семьи было необходимым фактором социального и даже физического выживания, то теперь оно обеспечивает другие, более высокие потребности. Относительная свобода личности от семьи, особенно в случае осознания этой свободы, приводит к изменению характера восприятия человеком своих семейных отношений — важнейшие не субъективно, а объективно связаны как бы данностью. , которые зависят не от воли субъекта общения, а от отношений между супругами, возникающих в результате свободного выбора. Именно супружеские отношения становятся центральными с точки зрения оценки вашей семьи как успешной или безупречной, что в наибольшей степени влияет на качество брака. Для семьи принципиальным вопросом является индивидуализация семьи, т. е. выработка собственного стиля супружеского общения, включающего в себя способы контакта с другими, принятия решений, способы преодоления разногласий и преодоления кризисов и т.д.
В последнее время, когда мы говорим об основных изменениях, которые должны быть достигнуты в нашем обществе, одним из основных называется гуманизация отношения людей друг к другу. Гуманизация должна охватывать как формальные, так и неформальные отношения людей на производстве, в сфере обслуживания, в образовательных и медицинских учреждениях, а еще в большей степени — в семье, семейных отношениях. И в этом плане на психологию ложится большая ответственность. Через все доступные ей каналы (участие в подготовке и переподготовке врачей, учителей, руководителей, работников сферы обслуживания, народные и домашние университеты, семейные службы и т. д.) она должна давать людям всех возрастов знания о личности, характере, законах межличностное взаимодействие.
Исследования межличностных семейных отношений, проводимые отечественными и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном: заставить людей быть счастливыми невозможно, но разработанные специалистами и проверенные методы психодиагностики семейных отношений убеждают нас в главном. : вы можете помочь супружеским парам выжить в семье, которую они все еще ценят, дать друг другу шанс начать все сначала.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1 Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций
В настоящее время проблеме родительства уделяется все больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешина В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковская, Е.Г. Эйдемиллер и другие ученые отмечают, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью и стабильностью. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что негативно сказалось как на семье, так и на обществе в целом, которому уже необходимо восстановление старых ценностей, изучение новых тенденций и процессов и организация практической подготовки молодежи к семье. жизнь.
Психология семейных отношений ориентируется на изучение закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с точки зрения влияния на развитие личности. Знание закона позволяет нам работать практически с семьями, диагностировать и помогать восстанавливать семейные отношения. Основными параметрами межличностных отношений являются статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, стабильность [2].
Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. Сегодня отказ от традиционного требования семьи в его однозначном порядке: брак, сексуальность, репродукция (рождение, рождение) уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение внебрачного ребенка, добрачный секс, самоценность интимных отношений между мужем и женой и др.).
Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологических основ, на основе которых можно избежать фрагментарности, случайности и интуиции. Согласно основному методологическому принципу системности семейные отношения представляют собой структурированное целое, элементы которого взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это супружеские отношения, отношения родитель-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-ребенок, дедушка-родитель, бабушка-дедушка-ребенок.
Исключительная важность взаимоотношений родителей и детей привлекает внимание многих психологов разных школ и направлений. В этой области научная психология сильно отстает от практики, этот разрыв особенно заметен в отечественной психологии. Подчеркивая решающую роль отношений с близкими взрослыми для развития ребенка, сами эти отношения не являются предметом исследования ни в деятельностном, ни в культурно-историческом подходе [8].
Рассмотрим несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, разработанных разными психологическими школами.
«Психоаналитическая» модель семейного воспитания. В рамках психоаналитического подхода впервые была провозглашена необходимость обратить внимание на проблемы детско-родительских отношений. Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основоположники обращали внимание на ранний опыт взаимодействия родителей и детей и различные виды психических травм в детстве (3. Холл, А. Фрейд, К. Хорни). Широкое признание получили сведения, полученные в работах Т. Адорна, У. Шютца, Дж. Боулби, Э. Эриксона, М. Эйнсворта и др. Они подчеркнули важность раннего детства и гуманного обращения.
В соответствии с психоаналитической направленностью получила известность трехмерная теория межличностного поведения В. Шюца [44]. По его словам, для каждого человека характерны три межличностные потребности: потребность во включении, потребность в контроле и потребность в любви. Нарушение этих потребностей может привести к психическим расстройствам.
В классическом психоанализе З. Фрейда центральное место отводится влиянию родителей на психическое развитие ребенка. Общение с родителями в раннем возрасте, их влияние на способы разрешения типичных возрастных противоречий, конфликтов и неудач адаптации сказываются позже, выступают характерными проблемами уже во взрослом возрасте. Американский психолог Э. Эриксон рассматривал формирование личности человека на протяжении всей жизни от рождения до смерти. Основываясь на изначально психоаналитических исходных положениях, он пришел к выводу о более рациональном приспособлении человека к социальной среде, необходимости решения жизненных проблем каждого индивидуума и не психосексуальных, а психосоциальных конфликтов. Большое признание получила позиция Э. Фромма о роли матери и отца в воспитании детей, об особенностях материнской и отцовской любви. Ключевые понятия образовательной программы с психоаналитической точки зрения: привязанность, безопасность, установление близких отношений между детьми и взрослыми, создание условий для налаживания взаимодействия детей и родителей в первые часы после рождения. Отношение представителя парижской школы фрейдизма Ф. Дольта к личности ребенка чрезвычайно уважительно, даже уважительно. Дольто видит главную проблему в прохождении этапов формирования личности у детей не в детях, а в родителях. Трудные родители слишком защищают, авторитарны, заставляя детей попадать в ловушку собственничества. К. Бютнер, представитель психоаналитической педагогики, не считает психоанализ традиционной областью семейного воспитания, но и взаимосвязь семейного и институционального воспитания, особенно растущее влияние видео, мультфильмов, игр, индустрии игрушек и т. д.
«Бихевиористская» модель семейного воспитания. Корни этого направления восходят к поведенческой психологии (Дж. Уотсон, Б. Ф. Скиннер). Основной упор в модели делается на технику поведения и дисциплину ребенка.
Средой считалось ближайшее окружение ребенка, среда, составленная из конкретных жизненных ситуаций, которые, однако, состоят из наборов различных раздражителей и могут быть разбиты на цепочки раздражителей. Внешние, средовые воздействия определяют содержание поведения ребенка, характер его развития. Поэтому главное – это особая организация среды ребенка.
Центральной проблемой концепций социального научения, возникших на базе классического бихевиоризма, является социализация как процесс превращения изначально асоциального гуманоидного существа в полноценного члена человеческого общества, как переход от биологического статуса к социальному. . Проблема приобретения нового социального поведения является серьезной. Как проходит социализация, т.е. передача форм поведения, норм, мотивов, ценностей, эмоциональных реакций? Главный ответ – результат обучения.
Радикальный представитель бихевиоризма Б. Скиннер выделил два основных типа поведения: респондентное (в ответ на известный раздражитель) и оперантное, определяющее и контролирующее последующий результат. Таким образом, по Скиннеру, свободы воли личности нет, поведение личности находится под контролем социальной среды. Он разработал метод последовательных приближений или проектирования, основанный на усилении поведения, когда оно становится похожим на желаемое (система жетонного вознаграждения).
Р. Сир использовал психоаналитические концепции (подавление, регрессия, проекция, идентификация) и принципы теории научения для анализа влияния родителей на развитие ребенка. Формирование психологической зависимости ребенка от матери он рассматривал в диадном взаимодействии, скручивании различных форм зависимого поведения (поиск положительного и отрицательного внимания, стремление к постоянному подтверждению, прикосновениям, близости и др.), а в дальнейшем — в дошкольном и школьном возрасте — уровни преодоления возможности детской зависимости. Мать и отец выступают в качестве главных посредников в расширении прав и возможностей, определяя поведение, которое необходимо изменить, и помогая научиться более зрелому поведению.
А. Бандура, необихевиорист, представитель социально-когнитивного направления в изучении личности, ответил на вопрос о механизмах социализации, отводил особую роль обучению путем наблюдения, подражания, подражания, идентификации и моделирования. Для него поведение родителей — это прежде всего образец для извлечения каких-то общих характеристик, правил поведения, образец для подражания для ребенка в попытках построить собственное поведение. Подкрепление необходимо для поддержания поведения, возникшего в результате подражания.
Основные идеи организации воспитания как поведенческой (поведенческой) терапии заключаются в том, что родители рассматриваются, с одной стороны, как элементы среды, а с другой стороны, как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребенка. Для изменения поведенческих реакций ребенка необходимо научиться анализировать поведение с точки зрения раздражителей, последствий, подкрепления, опираться на условное проявление любви к ребенку [4].