Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методология

Курсовая с практикой на тему Диагностика самооценочных суждений детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Процесс образования самооценочных суждений детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Диагностика выявления самооценочных суждений детей старшего дошкольного возраста 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17
2.1 Организация и методы эмпирического исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста 17
2.2 Анализ, сравнение и обработка полученных результатов эмпирического исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Человеческая индивидуальность и личность в целом всегда были объектом пристального внимания наук о человеке. Эпоха социально-экономических преобразований, происходящих как в нашей стране, так и во всем мире, привела к изменению психологического статуса отдельного индивида, а его самоценность и самобытность определили основной темой психологических исследований на рубеже веков. Одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека является самооценка. Она обуславливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Именно самооценка, по утверждению многих исследователей, существенным образом влияет на эффективность деятельности человека и степень выраженности стремления к личностному росту.
Формируясь в раннем детстве, самооценка личности длительное время остается довольно пластичной, что позволяет создать некоторые условия для ее изменения в случае нарушения адекватности и позитивности. Формирование адекватной самооценки, то есть реалистического, устойчивого, внеситуативного отношения субъекта к себе, непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития.
Самооценка, являясь специфическим индивидуально-личностным образованием, представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности, обладающий комплексом функций, среди которых наиболее существенной является функция регулирования отношений человека с социумом при сохранении собственной самобытности.
Познание механизма, сущности, структуры и закономерностей становления самооценки является необходимым условием управления процессом «выполнить себя» растущего человека, реализация конструктивной социальной человеческой сущности в разных возрастах и особенно в наиболее значимом, дошкольном возрасте.
Выше сказанное позволяет выделить следующее противоречие:
— между важностью выявления самооценки детей старшего дошкольного возраста и недостаточным программно-методическим обеспечением данного процесса в детском саду.
Данное противоречие обуславливает проблему нашего исследования, которая заключается в необходимости выявления методик характеризующих самооценочные суждения детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить специфику проведения диагностики как средства выявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: самооценочные — самооценка как психологический феномен или развитие самооценки в детстве.
Предмет исследования: процесс развития самооценочных суждений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методы диагностики самооценочных суждений детей старшего дошкольного возраста;
2. Изучить средства и процесс диагностики выявления самооценочных суждений детей старшего дошкольного возраста
3. Провести эмпирического исследования.
Гипотеза исследований: мы предполагаем, что имеет место факт дезадаптации ребенка в связи с дезорганизацией совместной деятельности в исходной социальной системе, обусловленной потерей единых ценностных ориентиров взрослыми ее членами, а также потерей взаимопонимания взрослых и детей, что и обусловливает искажение или распад их взаимодействия.
Методы исследований:
• Теоретические методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
• Эмпирические методы исследования: частные диагностические методики.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе теоретической и опытно-практической разработки проблемы исследования особенностей отношения к значимому взрослому у детей старшего дошкольного возраста мы изучили теоретический базис исходной проблемы, рассмотрели возрастные особенности старшего дошкольного возраста, а также понятие значимого взрослого, кроме того, исследовали роль значимого взрослого в развитии ребенка старшего дошкольного возраста, организовали и провели исследование особенностей отношений к значимому взрослому у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом. Мы выполнили поставленные задачи работы.
Данные действия позволили нам в совокупности исследовать особенности отношений к значимому взрослому у детей старшего дошкольного возраста, т.е. мы достигли намеченной цели исследования, что в свою очередь позволило нам утверждать: явление дезадаптации ребенка должно рассматриваться в связи с дезорганизацией совместной деятельности в этой социальной системе, обусловленной потерей единых ценностных ориентиров взрослыми ее членами, а также потерей взаимопонимания взрослых и детей, что и обусловливает искажение или распад их взаимодействия. Следовательно, наша работая гипотеза нашла свое опытно-теоретическое подтверждение.
Теоретическое исследование позволило выделить и проработать следующие значимые моменты.
Условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа: значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми.
Для понимания особенностей развития личности ребенка необходимо знать, как в его сознании представлены основные звенья структуры самосознания: притязание на признание (я хороший), половая идентификация, осознание себя во времени, отношение к правам и обязанностям.
К концу дошкольного возраста происходит становление образа Я и общей самооценки, причем в своем формировании самооценка несколько опережает содержательный план образа Я. Содержательные представления о себе в этот возрастной период носят ценностно заданный характер и скорее предвосхищают будущую индивидуальность, чем констатируют ее наличные качества.
Значимый взрослый — это родной и (или) близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник. В основу классификации понятия «значимый взрослый» положены две существенные характеристики конкретного взрослого человека, которые, на наш взгляд, наиболее полно характеризуют его статус в жизненном мире конкретного ребенка. Это показатели кровного родства — «родной — чужой» и духовной близости — «близкий — чуждый». Критерием первой характеристики можно считать принадлежность к единой родовой ветви. Для ребенка это материнская и отцовская родовые ветви. Основа и главный критерий подлинной близости двух людей — устойчивая духовная связь.
Специфика духовной близости ребенка и взрослого (в отличие от витальной, эмоциональной, социальной связанности) состоит в очеловечивании (одухотворении) взрослым жизненного мира ребенка. Максима такого отношения есть любовь взрослого к человеческому в человеке непосредственно в ребенке; устремленность взрослого навстречу становящемуся индивидуальному духу в непрерывном, напряженном поиске отношения, соразмерного детским возможностям, отношения, по сути, благодатного.
Важнейшим психологическим компонентом восполнения взрослым жизненного мира ребенка является рефлексия. Внутренняя рефлексия взрослого становится главным психологическим механизмом развития события, необходимым условием развития детского сознания, предпосылкой перехода к самоконтролю и саморазвитию, к жизнестроительству и жизнетворчеству взрослеющего человека.
У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослы¬ми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуатив¬но-познавательная и внеситуативно-личностная. Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на оп¬ределенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами. Таковыми считают: время возникновения данной формы общения; место, которое она занимает в жизни ребенка; главное содержание потребности, которая удовлетворя¬ется детьми в ходе общения; ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми; основные средства общения, с помощью которых осущест-вляется коммуникация с другими людьми.
Именно в дошкольном детстве взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, ока¬зывает решающее влияние на его психическое развитие. Среди значимых взрослых мать выступает для дошкольников самым близким человеком. Именно с ней он чаще всего общается и делится впечатлениями. Другим взрослым, который проводит с малышом большую часть его жизни, является воспитатель дет¬ского сада. Он вместе с ним выполняет бытовые процедуры, гуляет, трудится, играет.
В 5-7-летнем возрасте оценка нередко проводится по признаку личного отношения воспитателя к ребенку («Она меня не наказывает», «Она мне игрушку подарила»). У детей этого возраста появляются оценки педагога, основанные на его ин¬формированности, на присущих взрослому знаниях и умениях («Она знает много сказок», «Она умеет хорошо рисовать», «Она все умеет делать»). В этот же возрастной период ребенок начи¬нает выделять и оценивать нравственные качества воспитателя («Ласковая», «Всегда строгая»). Характерно, что дети в основ¬ном дают положительную характеристику педагогу и его нрав¬ственным качествам. Негативные оценки встречаются очень редко. И даже такое качество, как строгость, рассматривается дошкольниками положительно.
В 5-7 лет, хотя и редко, у ребят встречаются оценки воспи¬тателя с точки зрения его внимания ко всем детям («Она нас кормит»). Малыши на протяжении всего дошкольного детства оценивают педагога с точки зрения организованной им деятель¬ности («Она с нами играет»). И только старшие дошкольники оценивают воспитателя за доверие к ним, поддержание их само¬стоятельности («Разрешает книжки подклеить», «Дает дежурить в книжном уголке»).
В ходе исследования исходной проблемы было организовано и проведено опытно-практическое исследование, имевшее своей целью изучить особенности отношений в системе «ребенок – значимый взрослый». В ходе работы нами был определен круг лиц входящих в понятийно-функциональный блок «значимый взрослый», изучены условия пребывания детей в семье и ДОУ, определена доминанта в системе «ребенок – значимый взрослый», на основе анализа полученных данных сделан вывод о факте дезадаптации ребенка в связи с дезорганизацией совместной деятельности в исходной социальной системе, обусловленной потерей единых ценностных ориентиров взрослыми ее членами, а также потерей взаимопонимания взрослых и детей, что и обусловливает искажение или распад их взаимодействия.
По результатам проведенного исследования нами были выработаны некоторые рекомендации, адресованные воспитателям ДОУ и родителям.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Процесс образования самооценочных суждений детей старшего дошкольного возраста

На протяжении всей жизни человек выполняет разные действия, которые сопровождаются неосознанной или осознанной самооценкой. Залогом успешности личности является умение перестраивать собственную деятельность с учётом оценки себя при изменении общественно-экономических отношений. Выбор дела, его результативность, состояние здоровья зависят от точности самооценки. Направленность на расширение границ знаний требует, чтобы человек обладал познавательной самооценкой, позволяющей ориентироваться в потоках информации. Школа способна помочь ребёнку адаптироваться в изменяющемся мире, научить оценивать себя, свои познавательные действия в различных ситуациях. [4, с. 251].
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств. Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в её развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека.
Многие отечественные и зарубежные учёные изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в её развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека.
Самооценка представляет собой многоуровневое, иерархически организованное образование, функционирующее как система, имеющая специфические характеристики и закономерности развития, системообразующим фактором которой являются средства ее обеспечения, определяющиеся уровнем развития у субъекта деятельности самооценивания. В качестве средств самооценки могут выступать:
• прямое заимствование внешних оценок (интериоризованное мнение других),
• обращение субъекта к своей эмоционально-потребностной сфере,
• к неспецифическим условиям деятельности,
• к анализу прошлого опыта и заложенных в ситуации самооценивания объективных и субъективных факторов, т.е. к анализу деятельности и ее предмета (поступка) и проявляющихся в ней своих собственных качеств.
Наиболее эффективными по обеспечению действенности и надежности самооценки как механизма саморегуляции являются именно эти последние средства, т.е. обращение субъекта к анализу предмета, способов и результатов деятельности (поступка, его мотива и последствий) и самого себя как ее субъекта с использованием общественно заданных критериев оценки.
Советские психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт её развития, порождаемый всей её жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л.Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.
Самооценка — это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и наряду с «познанием себя» входит в самосознание, личностное суждение о собственной ценности, позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я.
Самооценка — это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей.
Она должна рассматриваться как единство структурных и функциональных характеристик, которые могут быть реализованы в рамках системно¬деятельностного подхода и в различных областях жизнедеятельности субъекта, так же могут быть представлены в виде структурно-динамической модели, отражающей сложное взаимодействие элементов, условий и направлений развития самооценки, возможные формы, виды и уровни ее репрезентации.
Самооценка — это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных качеств, поступков и умений; их осознание и оценочное к ним отношение.
Самооценочные суждения — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета; суждение может быть либо истинным, либо ложным. [5, с. 82-95].
Самооценка, представляет развивающуюся систему, характеризуется асинхронностью формирования компонентов ее структуры, форм, видов, показателей, которая влияет на разнотемповость их становления, обеспечивающая вариативность ее проявлений. Варианты самооценок отражают как возрастные, так и индивидуальные особенности ее становления.
Так же, она может быть адекватной, завышенной и заниженной; и в зависимости от этого она может, как стимулировать активность человека, так и подавлять её. От самооценки человека зависит характер его общения с окружающими, развитие личности. Низкая самооценка способствует развитию у человека неуверенности в собственных возможностях. Во всех своих начинаниях и делах он ждет только неуспеха. [1, с. 317]. Такая самооценка может сопровождаться эмоциональными срывами. Завышенная самооценка — это переоценка себя и своих возможностей, самоутверждение за счет чужих достижений. Человек с завышенной самооценкой всегда считает, что он прав и что окружающие должны ему подчиняться. Адекватная самооценка даёт человеку нравственное удовлетворение, гармонию.
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт — вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственна детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.
При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я — самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает, агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами [3, с. 158].
Большое значение для правильной социализации человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен. Способности, как и все в личности, развиваются в процессе деятельности. Однако проблема, соответствуют ли они той цели, к которой стремится человек, всегда сохраняет свою актуальность. Всегда, человек, так или иначе, оценивает соответствие желаемого им — возможному.
Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки [2, с. 91-99].
Для установления доброжелательных, устойчивых отношений, важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
Для решения проблемы в формировании самооценочных суждений был использован системно — деятельностный подход, который предполагает:
1. ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
2. опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
— проблемно-диалогическую технологию,
— технологию мини-исследования,
— технологию организации проектной деятельности,
— технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Самооценочные суждения относятся к центральным образованиям личности. Это явилось причиной пристального внимания психологов к проблематике, связанной с самооценочными суждениями и отношением личности к себе. Самооценка, как и самооценочные суждения в младшем школьном возрасте в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчёт в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование суждений происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. В структуре системно-деятельностного подхода самооценочным суждениям принадлежит особо важное место [6, с. 257-305].
Изучению самооценки в дошкольном возрасте посвящены исследования Л.И. Божович, Р. Бернса, О.А. Белоборыкиной, М.И. Лисиной, А.И. Сильвестру, Е.Е. Кравцовой, Т.А. Репиной, Г.А. Урунтаевой и других. Данные работы описывают динамику развития самооценки, механизмы ее формирования на каждом возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в формировании самооценки. Согласно данным исследованиям, под самооценкой понимают оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования А.К. Болотовой доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.
Роль самооценки в формировании личности, приобретении ею социального опыта и нахождении своего места в системе общественных отношений анализировалась в целом ряде исследований. Была обнаружена связь характера самооценки с различными видами общения и деятельности детей, указаны тенденции ее развития. Результаты исследований (Л.И. Божович, М.И. Боришевский, М.Л. Гомелаури, А.А. Ершов, Л.М. Запрягалова, Я.С. Коломинский, А.П.Копылова, А.И. Липкина, Л.Г. Подоляк, Б.И. Савонько) позволяют констатировать, что самооценка, являясь неотъемлемым компонентом потребностно-мотивационной сферы личности, приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного фактора.
Работы Н.Е. Анкудиновой, О.А. Белобрыкиной, В.А. Горбачевой, посвященные самооценке детей дошкольного возраста, обнаруживают ее зависимость от оценочного отношения взрослых в регламентированных правилами видах деятельности.
Таким образом, в большинстве исследований самооценка ребенка-дошкольника рассматривается в структуре его образа «Я», представляющего собой к концу старшего дошкольного возраста относительно устойчивое образование (Е.О. Смирнова, Л.П. Почеревина, С.Г. Якобсон). Появление к концу дошкольного возраста «собственно осознаваемых» форм самооценки показано в работах Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной, которые раскрыли связь самооценки с общением детей, показали роль результативной деятельности в качестве детерминанты, повышающей уровень осознанности самооценки. Е.А. Архиповой установлена зависимость самооценки от типа воздействия воспитателя.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы