Практикум по психодиагностики Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Диагностика развития воображения детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Методико-теоретические аспекты диагностики развития воображения детей дошкольного возраста 4
1.1. Особенности развития творческого воображения детей дошкольного возраста 4
1.2. Развитие воображения дошкольников как условие формирования креативности 10
Глава 2. Исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста 14
2.1. Диагностика творческого воображения 14
2.2. Результаты проведенного исследования 20
2.3. Развитие воображения у детей 21
Заключение 31
Список литературы 33

  

Введение:

 

Введение

Проблема личности в XXI веке однозначно доминирует по количеству обращений к предмету изучения данной проблемы учеными. Ведь современное общество характеризуется переосмыслением ценностных ориентиров и приоритетов человеческой жизни. В соответствии с этим меняются и цели образования, предусматривающие формирование и развитие интеллектуально-развитой и творческой личности, открытой к демократическому общению и самоактуализации в условиях формирования единого мирового образовательного пространства.
При этом ведущими становятся не усвоение формальных знаний и навыков, а гуманность отношений, свобода самовыражения, культивация индивидуальности, творческая самореализация личности и использование нестандартных форм мышления. Трансформация общества происходит за счет воспитания нового типа личности, который характеризуется творческой активностью, инициативностью, способностью принимать нестандартные решения и быть гибким к изменениям в окружении. Основные характеристики личности, которые являются базовыми компонентами формирования будущей креативности, закладываются именно в дошкольном возрасте. Поэтому, данный возрастной этап является периодом бурных интеграционных процессов психики и становления детского творчества. При этом важнейшим компонентом, который представляется нам базовым при формировании творческой личности является ее творческое воображение. В то же время, как показывает опыт многочисленных психолого-педагогических исследований, результативность организации планомерного развития того или иного качества личности, в том числе и ее творческого воображения напрямую зависит от эффективного психологического диагностирования указанных качеств, поскольку результаты такого диагностирования являются базовым компонентом целенаправленной, индивидуализированной программы, критерием для ее корректировки при введении и надежным итогом ее эффективности в целом.
Методология диагностики творческого воображения дошкольников заложена в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Г.С Костюка, В.А. Моляко. Те или иные аспекты данной проблемы разрабатывались Л.В. Артемовой, В.В. Давыдовым, Д.Ф. Николенком, Ф.И. Фрадкин и другие. Концептуальная основа данной проблемы заложена в трудах таких психологов, как Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, С.Л. Киселева, С.Е. Кулачковская, И.А. Медведева, Н.Н. Поддьяков. Базовые диагностические методы выявления особенностей воображения предложены О.М. Дяченко, Дж. Гилфорд, Е.Е. Кравцовой, В.Т. Кудрявцевым, Е.П. Торенс, К. Уразалиевым и тому подобное. В целом, указанными учеными разработан достаточно надежный, валидный психодиагностический инструментарий в аспекте изучения воображения дошкольников.
Объект – возрастное развитие детей.
Предмет – развитие воображения детей дошкольного возраста
Целью работы является анализ организационных, методологических и методических условий проведения диагностики развития воображения детей дошкольного возраста.
1. Изучить методико-теоретические аспекты диагностики развития воображения детей дошкольного возраста.
2. Провести исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе ГБОУ Школа №1392 им. Д. В. Рябинкина ОПД №7, г. Москва, ул. Нововатутинская д.3, кор.1. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Итак, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Сфера воображения позволяет дошкольникам строить особый внутренний мир, в котором они обыгрывают одни и те же сюжеты и переживания до тех пор, пока они не перестанут их беспокоить.
Следовательно, исходя из теоретического анализа, можно выделить следующие функции творческого воображения на разных возрастных этапах жизни человека: смыслообразующая, моделирующая, эвристическая, регулирующая, защитная.
Из содержания данных функций вытекают критерии (метафоричность, разработанность, индивидуализированность образа и тому подобное), которые говорят о том, что основы закладываются именно в дошкольном возрасте, и для достижения их дальнейшего возрастного развития и развития творческой личности в целом, необходимо развитие творческого воображения начинать с сензитивного периода.
Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что, начиная от дошкольного возраста и продолжая школьными этапами жизни (начальная, средняя, высшая школа) необходимо прилагать усилия для максимальной стимуляции устойчивых творческих интересов, целеустремленности творческих поисков, настойчивости в решении творческих задач.
Итак, фактически, все аспекты, которые становятся главными в школьной, юношеской и взрослой жизни начинают зарождаться в дошкольном детстве. Можно уверенно предполагать, что насколько эффективным будет процесс формирования главных структурных элементов воображения в дошкольном возрасте, настолько эффективным будет развитие и реализация указанных качеств в последующих возрастных периодах.
Таким образом, на основе конкретизации вышеуказанных наработок можно констатировать, что развитие воображения детей нужно начинать уже с дошкольного возраста. Стоит заметить, что в старшем дошкольном возрасте центральным новообразованием становится именно творческое воображение.
Исходя из концепции единства и системности творческого воображения дошкольников, предлагаем систему критериев творческого воображения с соответствующими показателями.
Так, показателями когнитивного критерия (творческое мышление) выступают беглость, гибкость, оригинальность, вариативность, разработанность (детализация образов), дивергентность, ассоциативность; мотивационность (любознательность) – познавательная мотивация, количество и разнообразие вопросов, задаваемых детьми, эмоциональное отношение к нему (удивление, восхищение, непонимание, игривость, беспокойство); внимание и особый интерес к предмету; поведенческого (саморегуляция поведения и деятельности) – самостоятельное осмысление ситуации ребенком, способность оценить свое поведение с позиции другого, способность сдерживать собственное импульсивное поведение, инициативность, сила воли, самостоятельность, продуктивность, выдержка, терпеливость, способность длительного сосредоточения, внимательность; эмоционального (эмоции, возникающие в процессе творческой деятельности) – интерес, восхищение, уверенность, состязательность.
Средний балл сформированности творческого воображения у детей 1,53, что говорит о необходимости его развития.
Таким образом, полученные данные говорят о неиспользованных возможностях в развитии воображения детей дошкольного возраста. Если не уделить должного внимания обогащению образов воображения, развитию его механизмов в дошкольном возрасте, это может привести к его постепенному угасанию, что негативно скажется на результатах школьного обучения.

 

Заключение:

 

Введение

Проблема личности в XXI веке однозначно доминирует по количеству обращений к предмету изучения данной проблемы учеными. Ведь современное общество характеризуется переосмыслением ценностных ориентиров и приоритетов человеческой жизни. В соответствии с этим меняются и цели образования, предусматривающие формирование и развитие интеллектуально-развитой и творческой личности, открытой к демократическому общению и самоактуализации в условиях формирования единого мирового образовательного пространства.
При этом ведущими становятся не усвоение формальных знаний и навыков, а гуманность отношений, свобода самовыражения, культивация индивидуальности, творческая самореализация личности и использование нестандартных форм мышления. Трансформация общества происходит за счет воспитания нового типа личности, который характеризуется творческой активностью, инициативностью, способностью принимать нестандартные решения и быть гибким к изменениям в окружении. Основные характеристики личности, которые являются базовыми компонентами формирования будущей креативности, закладываются именно в дошкольном возрасте. Поэтому, данный возрастной этап является периодом бурных интеграционных процессов психики и становления детского творчества. При этом важнейшим компонентом, который представляется нам базовым при формировании творческой личности является ее творческое воображение. В то же время, как показывает опыт многочисленных психолого-педагогических исследований, результативность организации планомерного развития того или иного качества личности, в том числе и ее творческого воображения напрямую зависит от эффективного психологического диагностирования указанных качеств, поскольку результаты такого диагностирования являются базовым компонентом целенаправленной, индивидуализированной программы, критерием для ее корректировки при введении и надежным итогом ее эффективности в целом.
Методология диагностики творческого воображения дошкольников заложена в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Г.С Костюка, В.А. Моляко. Те или иные аспекты данной проблемы разрабатывались Л.В. Артемовой, В.В. Давыдовым, Д.Ф. Николенком, Ф.И. Фрадкин и другие. Концептуальная основа данной проблемы заложена в трудах таких психологов, как Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, С.Л. Киселева, С.Е. Кулачковская, И.А. Медведева, Н.Н. Поддьяков. Базовые диагностические методы выявления особенностей воображения предложены О.М. Дяченко, Дж. Гилфорд, Е.Е. Кравцовой, В.Т. Кудрявцевым, Е.П. Торенс, К. Уразалиевым и тому подобное. В целом, указанными учеными разработан достаточно надежный, валидный психодиагностический инструментарий в аспекте изучения воображения дошкольников.
Объект – возрастное развитие детей.
Предмет – развитие воображения детей дошкольного возраста
Целью работы является анализ организационных, методологических и методических условий проведения диагностики развития воображения детей дошкольного возраста.
1. Изучить методико-теоретические аспекты диагностики развития воображения детей дошкольного возраста.
2. Провести исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе ГБОУ Школа №1392 им. Д. В. Рябинкина ОПД №7, г. Москва, ул. Нововатутинская д.3, кор.1. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Методико-теоретические аспекты диагностики развития воображения детей дошкольного возраста

1.1. Особенности развития творческого воображения детей дошкольного возраста

В современном модернизированном обществе система образования должна быть ориентирована на создание условий для развития и самореализации личности ребенка, где одной из важнейших задач работы с детьми является развитие воображения, что, в значительной мере, определяет познавательное, эмоциональное и личностное развитие детей.
Актуальной проблемой современной педагогики и психологии выступает развитие детского творчества, что ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Для развития современного общества нужны не только знающие люди, но и творчески осознающие свое дело, с высокими творческими способностями и умением применять их на практике. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей.
Следовательно, формирование творческой личности, которая способна оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно и креативно является важной задачей современного образования. Неотъемлемым свойством креативной личности является творческое воображение, сензитивным периодом, для развития которого обоснованно считается дошкольный возраст.
Анализ научных исследований дает основания утверждать, что младший дошкольный возраст характеризуется появлением воображения, дошкольный возраст является сензитивным для его развития, а в старшем дошкольном возрасте дополняется творческим воображением. Таким образом, есть все основания считать, что именно старший дошкольный возраст является исключительно важным для формирования и развития творческого воображения личности. В то же время следует констатировать, что не все аспекты формирования и развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста изучены достаточно широко и основательно. В частности, вне поля зрения исследователей остались проблемы специфики психолого-педагогических условий развития творческого воображения старших дошкольников.
Развитие воображения и творчества детей на разных возрастных этапах ученые относят к важным проблемам современности. Соответственно, ученые называют воображение «универсальная человеческая способность», «психологическая система», «центральное психологическое новообразование», которое в начальные годы жизни составляет основу творческой уникальности и развитой личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьева, Е.В. Ильенков, Д.Б. Эльконин, Г.Г. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, В.С. Мухина и др.). Ученые утверждают, что именно воображение является предпосылкой эффективного усвоения знаний, становления и саморазвития личности и в определенной степени влияет на эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.
Анализ вышеуказанных научных наработок по проблеме развития личности убедительно показывает, что творчество является важной характеристикой личности. В развитии творчества важное место отводится дошкольному возрастному периоду, который зависит от условий жизни, общения с окружающими, психологических процессов личности, совокупности определенных физиологических признаков и тому подобное.
Воображение в дошкольном возрасте проявляется довольно насыщенно. Данная мысль подтолкнула ученых к размышлениям о возможности отнесения воображения к таким детским способностям, которые могут с годами терять свою силу.
В то же время, очень значительное количество исследований посвящено изучению вопроса формирования и развития воображения и личности именно с привязкой к определенному возрастному периоду. Отметим, что психологические особенности каждого возрастного периода концентрированно выражаются в возрастных новообразованиях.
На основании анализа вышеуказанных наработок, центральным психологическим новообразованием в дошкольном возрасте выступает воображение ребенка, а в старшем дошкольном возрасте – творческое воображение (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Палагина т. п.).
Г. Селье воображение относит к одной из ведущих характеристик творческой личности. Ученый утверждал, что большинство открытий, которые считают случайными, были открыты благодаря воображению, которое имеет главную особенность – схватывать и создавать разнообразные картины из любого случайного наблюдения [9].
Поэтому, считаем целесообразным дать подробную характеристику месту творческого воображения на протяжении дошкольного детства.
Л.С. Выготский утверждает, что именно воображение является центральным психологическим новообразованием в дошкольном возрасте [3]. Согласно с этим, было выделено четыре стадии развития воображения:
1) переход от пассивного воображения к творческому;
2) творческое воображение характеризуется таким процессом, как анимизм, или одухотворение предметов;
3) третья стадия характеризуется игрой. Игры делятся на два типа: экспериментальные (дают определенные знания и объясняют природу вещей) и творческие (главная роль);
4) возникает романтическое творчество (в основном данный этап составляют образы).
Значительное внимание ученых к указанной проблеме привело к неоднозначности понимания развития воображения в период дошкольного возраста.
Воображение, как и все другие психологические функции способно подвергаться изменениям, ориентируясь на возраст и развитие ребенка. Исходя из охарактеризованного понимания данной проблемы, ученые, изучавшие онтогенез психики, считали, что воображение ребенка намного ярче и оригинальнее воображения взрослого (В. Штерн, Д. Дьюи), другие, наоборот опровергали данное мнение, утверждая об относительности развития воображения у детей, которое можно сравнивать лишь с развитием других психических процессов (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).
Поэтому особенно значимым становится выявление специфики и развития творческого воображения в период дошкольного возраста, который является самый важный для закладывания основ и предпосылок его развития.
Широкий круг исследователей появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста [5, 6]. Так, В.С. Мухина начало развития воображения связывает с окончанием периода раннего детства, когда у ребенка появляется символическая функция – замещение одних предметов другими. Дальнейший этап развития воображения происходит в играх.
Присоединяясь к мысли В.С. Мухиной, исследователи Г. Бернс, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков первым этапом развития воображения считают 2,5-3 года. В данном возрасте исследователи делят воображение на аффективное и познавательное.
Такое разделение ученые объясняют отделением ребенка от предмета и действия с ним, то есть желанием к овладению новыми предметами и действиями с ними. Однако, с другой стороны, это отождествление своего собственного «Я».
Все вышеперечисленные исследования подтверждают тот факт, что сначала у ребенка есть только пассивное воображение, которое формируется в результате копирования взрослых.
По утверждению Н.Н. Поддьякова, возраст 4-6 лет является благоприятным для формирования и развития умений и навыков, способствующих ознакомлению детей с окружающим миром, ознакомлению с предметами и явлениями.
Воображение приобретает активный характер, начинает проявляться зарождение творчества в действиях ребенка. Кроме того, Т. Рибо проведен ряд научных исследований по данной проблеме, согласно с которыми ученый выделил четыре основных этапа, которые на протяжении дошкольного возраста (от 2 до – 6-7 лет) ребенок проходит в развитии творческого воображения. Первый этап – способность к преобразованию восприятия, то есть видение в одном предмете другого. Второй этап характеризуется одухотворением игрушек. Третий этап характерен процессом перевоплощения в играх. Четвертый этап отличается тем, что во время него появляется художественное творчество, во время которого происходит перекомбинирование образов.
В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка приобретает управляемый характер. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образы воображаемых предметов и действия с ними; ребенок может контролировать и определять характер воображения. В разных видах деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной) появляется умение планировать. Дети заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Эта способность ярко проявляется в игре, где старший дошкольник уже четко подбирает нужные компоненты для игры, а ненужные отвергает. Именно игра выполняет исключительно важную роль в жизни ребенка, побуждает к возбуждению воображения. Дети с увлечением занимаются творческой деятельностью [2].
В игровой среде ребенок моделирует реальную жизнь (роли взрослых, воображаемые ситуации, использует предметы-заменители), апробирует различные схемы выполнения задач или моделирует собственный сюжет. Т.С. Комаровой проведен ряд исследований, которые указывают, что благодаря связи с игрой, деятельность становится более интересной для ребенка, вызывает у него яркие эмоциональные ощущения. Также, игра создает мотив, который порождает интерес [8].
Значительное внимание в играх предоставляется процессу общением. В игре переход с одного вида деятельности на другой сопровождается общением, которое ярко описывает все процессы и замыслы игры.
В работе по лексическому развитию дошкольников, как отмечает Л.В. Алексеенко-Лемовская, сочетается использование сюжетно-ролевых и театрализованных игр. Для стимулирования воображения детям предлагают игры, которые требуют перевоплощения, способности создавать образы на основе впечатлений, а также нахождения различных вариантов поведения персонажа. Важное значение имеет развитие эмоциональной выразительности речи и движений на музыкальных и физкультурных занятиях. Значительное внимание также предоставляется художественно-образному использованию представлений в изобразительной деятельности. Особая роль на занятиях принадлежит развитию осмысленного восприятия художественных образов [1].
Г.Д. Чистякова, работая над данной проблемой, утверждает, что развитие детского воображения в дошкольном возрасте анализируют по отношению детей к игре, к ролям, которые они берут на себя и выполняют во время игры, так и в ходе анализа материальных продуктов их творчества которые создаются во время игры в качестве поделок, рисунков, придуманных историй и тому подобное [10].
Таким образом, проследив и проанализировав на всех возрастных этапах дошкольного возраста процессы, течение и осложнения игровых ситуаций ребенка, можно сделать вывод, что дети в игре развиваются, а значит, соответственно, развиваются все психологические процессы, которые достаточно четко прослеживаются именно во время игры.
Итак, благодаря воображению любая детская деятельность (рисование, лепка, конструирование и др.) приобретает целенаправленный характер. Воображение принимает непосредственное участие в возникновении предсказаний, предположений, когда решается творческая задача. С помощью художественных образов и их языкового выражения ребенок пытается отойти от шаблона и образца, проявляет склонность к фантазированию, придумыванию, творческой инициативе [4].
Особого внимания заслуживает мнение ученого психолога Н.Н. Поддьякова, который утверждает, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста происходит переход от потенциальных форм психического развития к активным. Соответственно, именно в старшем дошкольном возрасте воображение как психическая функция, делает значительный скачок в своем развитии и влияет на производительность учебной работы, на формирование поисково-деятельностного опыта, на проявление творческих способностей и тому подобное.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы