Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Диагностика развития воображения детей дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Формирование воображения у дошкольников как психолого-педагогическая проблема 5

1.1. Феномен воображения в психолого-педагогической литературе и особенности его развития в дошкольном возрасте 5

1.2. Особенности развития воображения в игровой деятельности 10

2. Исследование развития воображения дошкольников 16

2.1 Этапы, методы, методики исследования 16

2.2.Результаты исследования 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

ПРИЛОЖЕНИЯ 28

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Учитывая это, перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что, в свою очередь, требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Дошкольное детство — важный период психического развития, возраст начального фактического становления личности. Ребенку дошкольного возраста важно помочь понять увиденное, услышанное, пережитое и найти связь между явлениями и предметами и одновременно заложить основу для развития воображения. С помощью воображения ребенок стремится к воссозданию того, что поразило, до припоминания того, что понравилось, то есть к конструированию широкой сферы своих отношений с деятельностью [2, 6].

Деятельность ребенка в дошкольном возрасте, невозможна без воображения, которое дошкольники используют постоянно в различных ситуациях: играя, рассказывая сказки, разговаривая о своем будущем и тому подобное. Благодаря воображению дошкольник адаптируется в социуме, общается наравне с взрослыми. Несмотря на это, особую актуальность приобретает проблема развития детского воображения, поскольку этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка и его поведения в целом.

Заданную проблему рассматривали множество известных ученых и выдающихся психологов, степень ее разработки высокий. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, Т. Рибо и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и условием творческого преобразования знаний, способствует саморазвитию личности, то есть фактически определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности. Актуальность изучения общих закономерностей развития и формирования воображения ребенка диктуется, с одной стороны, логикой развития психологической теории, а с другой стороны, потребностями психолого-педагогической практики.

Объект исследования — воображение у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — процесс развития воображения у детей дошкольного возраста.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке психолого-педагогической программы развития воображения у дошкольников.

Гипотеза. Воображение имеет динамический характер. Мы предполагаем, что развитие воображения зависит от возрастного развития детей дошкольного возраста, поэтому дети 6-7 лет имеют более развитое воображение, чем дети 5-6 лет.

Задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогические закономерности развития воображения в дошкольном возрасте,

2. определить особенности развития воображения,

3. определить развитие воображения дошкольников разных возрастных групп.

Методы исследования: анализ литературы, тестирование.

Практическая значимость курсового исследования заключается в том, что основные выводы могут послужить базой для дальнейшего исследования развития воображения дошкольников.

Данная работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениям.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Воображение — один из основных процессов психики человека. Этот процесс начинает формироваться в раннем детстве и развивается на протяжении всей жизни человека. Воображение играет огромную роль в жизни человека и ребенка в частности. Процесс воображения позволяет детям успешно общаться друг с другом, познавать окружающий мир, накапливать жизненный опыт, учиться и тому подобное, поэтому уровень воображение является важным показателем развития когнитивной сферы ребенка

Предпосылками воображения является возникновение представлений и подражания. Воображение возникает в игровой деятельности. Важную роль в формировании воображения играет содержательное общение ребенка с взрослым. Воображение в раннем детстве имеет воспроизводящий характер, его особенностями являются самопроизвольность, пассивность. Факторами развития воображения в этот период является появление роли в игре, обобщенность, сокращенность условной действия, ее уход от наглядной опоры.

У детей младшего дошкольного возраста преобладает воспроизводящее воображение, начинает формироваться направленность этого психического процесса, однако планирования его продуктов еще отсутствует. Особенностью построения образов является действие опредмечивания.

В среднем дошкольном возрасте воображение развивается в процессе сюжетно-ролевой игры, рисования, конструирования. Благодаря ступенчатому планированию, оно приобретает направленность. Образы предметов становятся более детализированными.

В старшем дошкольном возрасте воображение становится еще более направленным, произвольным, отрывается от внешних опор и переходит во внутренний план, также совершенствуются способы создания образов, приемы планировки продуктивной деятельности. Воображение приобретает черты реалистичности, произвольности, осознанности. Производительные образы становятся более совершенными по форме и содержанию. Совершенствуются и способы создания образов, все больше сообразуясь с мнимой ситуацией, приобретая независимость от имеющегося опыта. Воображение является стержнем развития личности в детском возрасте и выполняет свои функции в процессе формирования предметного действия, игры, в художественном творчестве, когда ребенок видит окружающую действительность глазами других людей.

Опытно–экспериментального изучения динамики развития воображения у детей дошкольного возраста было проведенное нами в детском саду «Магнитик», где было проведено исследование с двумя группами по 15 человек: 1 группа — дети 5-6 лет, 2 группа — дети 6-7 лет.

Целью нашего исследования было – провести анализ особенностей воображения детей в группах разного возраста: 5-6 лет и 6-7 лет.

Перед нами были поставлены следующие заачи:

1) Исследование уровня воображения детей средней и старшей групп детского сада;

2) Сравнение уровней развития воображения детей 5-6 лет и 6-7 лет в динамике их развития.

В исследовании были использованы следующие методы работы: метод наблюдения, тестирования, метод качественной и количественной обработки результатов тестирования, статистика.

Также была выдвинута следующая гипотеза исследования: воображение имеет динамический характер и мы предполагаем, что развитие воображения зависит от возрастного развития детей дошкольного возраста, поэтому дети 6-7 лет имеют более развитое воображение, чем дети 5-6 лет.

По результатам исследования, мы можем утверждать, что уровень сформированности воображения у дошкольников средней группы (детей 5-6 лет) не обеспечивает в полней мере потребностей познавательного развития.

В развитии воображения детей 5-6 лет и 6-7 лет в целом отмечаются общие тенденции, однако для обеспечения полноценного формирования творческого воображения у детей обоих групп необходима организация специальных психологических условий.

На вербальном уровне преобладает беглость и точность.

На невербальном уровне такие же критерии творческих способностей.

В процессе создания рисунков у детей средней группы обнаруживаются слаборазвитые пространственные отношения между объектами, расположение объектов в рисунках детей относительно друг друга оказывается искаженным, не соответствующим описанию. Прежде всего, это объясняется неумением перестраивать имеющиеся в своем прошлом опыте представлений в соответствии со словесным описанием.

В результате многими детьми в рисунки к текстам вносятся объекты, знакомые из прошлого жизненного опыта, но не соответствующие тексту.

Итак, мы считаем, что предполагаемая нами выше гипотеза подтвердилась — воображение имеет динамический характер, а т. к. развитие воображения зависит от возрастного развития детей дошкольного возраста, то дети 6-7 лет имеют более развитое воображение, чем дети 5-6 лет.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Формирование воображения у дошкольников как психолого-педагогическая проблема

1.1. Феномен воображения в психолого-педагогической литературе и особенности его развития в дошкольном возрасте

В психологической литературе по-разному трактуют воображение.

Л.С. Выготский отмечает: «Воображение не повторяется в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самый ход наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый образ, не существовавший ранее, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением»[2, с . 9-10]. Л. С. Выготский для подтверждения мысли о том, что воображение тесно связано с реальностью, указывает на существование различных форм связи воображения с действительностью, на основе чего приходит к выводу о необходимости постоянного обогащения когнитивного и эмоционального опыта детей для обеспечения основы для развития их творческого воображения [3].

А. Н. Дьяченко пишет: «Воображение — это как чувствительный музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка перестройки и выполнения собственных замыслов и желаний» [8].

Итак, воображение — своеобразная форма отражения объективной действительности, психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, возникших в предыдущем опыте.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, начиная с раннего дошкольного возраста. Т. В. Дуткевич отмечает, что именно воображение является основным новообразованием в дошкольном возрасте, поскольку оно формируется под влиянием игровой деятельности и делает замещение одного предмета другим. Главной особенностью воображения, по мнению автора, является возможность выделять целое из части и переносить черты одного объекта реальности на другой. Само воображение считается им как основная форма познания в дошкольном возрасте, что обязательно сопровождает все виды умственной деятельности ребенка [7].

Дошкольник может представить значительно меньше, чем школьник или взрослый человек, так как у него меньший запас знаний, из элементов которых создаются новые образы.

Особенностями детского воображения являются: неточности образов; искажения, гиперболизация (преувеличение) действительности; доверие к образам воображения; необычайная яркость; недостаточная обобщенность образов воображения; репродуктивный (воспроизводственный) характер [4; 6].

Как видим, образы воображения у детей дошкольного возраста еще не устойчивы, оно быстро меняется под влиянием внешних впечатлений. За непродолжительное время дети несколько раз переходят от одних игр к другим.

Такими неустойчивыми являются образы воображения, созданные в других видах деятельности. Дети легко превращают мысленно один предмет в другой, наделяя его разными качествами: стул используют как самолет, дом, паровоз и тому подобное. С каждым годом воображение детей становится устойчивым. Дошкольники среднего и старшего возраста могут долго играть в одну сюжетную игру, даже после перерыва на другие дела легко возвращаются к предыдущему сюжету. С развитием непроизвольного воображения возникает произвольное, обусловленное участием в новых, более сложных видах деятельности, изменением содержания и форм общения с взрослыми и сверстниками.

По мнению А. Н. Дьяченко, в дошкольном возрасте выделяются два этапа развития воображения.

Первый — в 4-5 лет. Уровень воображения несколько снижается из-за ориентации на усвоение образцов социального поведения. Аффективное воображение возникает в ситуациях, вызывающих реальные переживания. Познавательная активность имеет воспроизводящий характер. Возникает планирование, но оно распространяется только на следующий шаг, а не на всю цепочку действий.

Второй этап — это 6-7 лет. Воображение проявляется как свободное оперирование усвоенных на предыдущем этапе образцов поведения. Аффективное воображение предназначено для создания эмоционально важных для ребенка игровых ситуаций, которые помогают преодолеть негативные переживания. Чтобы избавиться от страха, ребенок проигрывает страшную ситуацию (игра в Бабу-Ягу).

Познавательное воображение обогащается. Отличается процесс поиска идеи, создание замысла, а также подбора адекватных средств их воплощения.

Образное воображение — это уже не отдельный предмет, а целостная ситуация (квадрат приравнивается к кирпичу, который поднимает кран на стройке) [8].

Т. Рибо, анализируя продукты детского творчества (сказки, истории, созданные детьми), генезис воображения приводил в виде четырех стадий:

— для первой стадии характерно наличие перехода от пассивного воображения к творческому;

— вторая стадия начинается, когда ребенок оживляет окружающие предметы;

— третьей стадией является стадия игры, когда ребенок проходит период от подражания к перевоплощению;

— четвертую стадию автор определял как период «романтической изобретательности», или стадию художественного творчества [16].

 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Методико-теоретические аспекты диагностики развития воображения детей дошкольного возраста 4
1.1. Особенности развития творческого воображения детей дошкольного возраста 4
1.2. Развитие воображения дошкольников как условие формирования креативности 10
Глава 2. Исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста 14
2.1. Диагностика творческого воображения 14
2.2. Результаты проведенного исследования 20
2.3. Развитие воображения у детей 21
Заключение 31
Список литературы 33

  

Введение:

 

Введение

Проблема личности в XXI веке однозначно доминирует по количеству обращений к предмету изучения данной проблемы учеными. Ведь современное общество характеризуется переосмыслением ценностных ориентиров и приоритетов человеческой жизни. В соответствии с этим меняются и цели образования, предусматривающие формирование и развитие интеллектуально-развитой и творческой личности, открытой к демократическому общению и самоактуализации в условиях формирования единого мирового образовательного пространства.
При этом ведущими становятся не усвоение формальных знаний и навыков, а гуманность отношений, свобода самовыражения, культивация индивидуальности, творческая самореализация личности и использование нестандартных форм мышления. Трансформация общества происходит за счет воспитания нового типа личности, который характеризуется творческой активностью, инициативностью, способностью принимать нестандартные решения и быть гибким к изменениям в окружении. Основные характеристики личности, которые являются базовыми компонентами формирования будущей креативности, закладываются именно в дошкольном возрасте. Поэтому, данный возрастной этап является периодом бурных интеграционных процессов психики и становления детского творчества. При этом важнейшим компонентом, который представляется нам базовым при формировании творческой личности является ее творческое воображение. В то же время, как показывает опыт многочисленных психолого-педагогических исследований, результативность организации планомерного развития того или иного качества личности, в том числе и ее творческого воображения напрямую зависит от эффективного психологического диагностирования указанных качеств, поскольку результаты такого диагностирования являются базовым компонентом целенаправленной, индивидуализированной программы, критерием для ее корректировки при введении и надежным итогом ее эффективности в целом.
Методология диагностики творческого воображения дошкольников заложена в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Г.С Костюка, В.А. Моляко. Те или иные аспекты данной проблемы разрабатывались Л.В. Артемовой, В.В. Давыдовым, Д.Ф. Николенком, Ф.И. Фрадкин и другие. Концептуальная основа данной проблемы заложена в трудах таких психологов, как Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, С.Л. Киселева, С.Е. Кулачковская, И.А. Медведева, Н.Н. Поддьяков. Базовые диагностические методы выявления особенностей воображения предложены О.М. Дяченко, Дж. Гилфорд, Е.Е. Кравцовой, В.Т. Кудрявцевым, Е.П. Торенс, К. Уразалиевым и тому подобное. В целом, указанными учеными разработан достаточно надежный, валидный психодиагностический инструментарий в аспекте изучения воображения дошкольников.
Объект – возрастное развитие детей.
Предмет – развитие воображения детей дошкольного возраста
Целью работы является анализ организационных, методологических и методических условий проведения диагностики развития воображения детей дошкольного возраста.
1. Изучить методико-теоретические аспекты диагностики развития воображения детей дошкольного возраста.
2. Провести исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе ГБОУ Школа №1392 им. Д. В. Рябинкина ОПД №7, г. Москва, ул. Нововатутинская д.3, кор.1. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Итак, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Сфера воображения позволяет дошкольникам строить особый внутренний мир, в котором они обыгрывают одни и те же сюжеты и переживания до тех пор, пока они не перестанут их беспокоить.
Следовательно, исходя из теоретического анализа, можно выделить следующие функции творческого воображения на разных возрастных этапах жизни человека: смыслообразующая, моделирующая, эвристическая, регулирующая, защитная.
Из содержания данных функций вытекают критерии (метафоричность, разработанность, индивидуализированность образа и тому подобное), которые говорят о том, что основы закладываются именно в дошкольном возрасте, и для достижения их дальнейшего возрастного развития и развития творческой личности в целом, необходимо развитие творческого воображения начинать с сензитивного периода.
Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что, начиная от дошкольного возраста и продолжая школьными этапами жизни (начальная, средняя, высшая школа) необходимо прилагать усилия для максимальной стимуляции устойчивых творческих интересов, целеустремленности творческих поисков, настойчивости в решении творческих задач.
Итак, фактически, все аспекты, которые становятся главными в школьной, юношеской и взрослой жизни начинают зарождаться в дошкольном детстве. Можно уверенно предполагать, что насколько эффективным будет процесс формирования главных структурных элементов воображения в дошкольном возрасте, настолько эффективным будет развитие и реализация указанных качеств в последующих возрастных периодах.
Таким образом, на основе конкретизации вышеуказанных наработок можно констатировать, что развитие воображения детей нужно начинать уже с дошкольного возраста. Стоит заметить, что в старшем дошкольном возрасте центральным новообразованием становится именно творческое воображение.
Исходя из концепции единства и системности творческого воображения дошкольников, предлагаем систему критериев творческого воображения с соответствующими показателями.
Так, показателями когнитивного критерия (творческое мышление) выступают беглость, гибкость, оригинальность, вариативность, разработанность (детализация образов), дивергентность, ассоциативность; мотивационность (любознательность) – познавательная мотивация, количество и разнообразие вопросов, задаваемых детьми, эмоциональное отношение к нему (удивление, восхищение, непонимание, игривость, беспокойство); внимание и особый интерес к предмету; поведенческого (саморегуляция поведения и деятельности) – самостоятельное осмысление ситуации ребенком, способность оценить свое поведение с позиции другого, способность сдерживать собственное импульсивное поведение, инициативность, сила воли, самостоятельность, продуктивность, выдержка, терпеливость, способность длительного сосредоточения, внимательность; эмоционального (эмоции, возникающие в процессе творческой деятельности) – интерес, восхищение, уверенность, состязательность.
Средний балл сформированности творческого воображения у детей 1,53, что говорит о необходимости его развития.
Таким образом, полученные данные говорят о неиспользованных возможностях в развитии воображения детей дошкольного возраста. Если не уделить должного внимания обогащению образов воображения, развитию его механизмов в дошкольном возрасте, это может привести к его постепенному угасанию, что негативно скажется на результатах школьного обучения.

 

Заключение:

 

Введение

Проблема личности в XXI веке однозначно доминирует по количеству обращений к предмету изучения данной проблемы учеными. Ведь современное общество характеризуется переосмыслением ценностных ориентиров и приоритетов человеческой жизни. В соответствии с этим меняются и цели образования, предусматривающие формирование и развитие интеллектуально-развитой и творческой личности, открытой к демократическому общению и самоактуализации в условиях формирования единого мирового образовательного пространства.
При этом ведущими становятся не усвоение формальных знаний и навыков, а гуманность отношений, свобода самовыражения, культивация индивидуальности, творческая самореализация личности и использование нестандартных форм мышления. Трансформация общества происходит за счет воспитания нового типа личности, который характеризуется творческой активностью, инициативностью, способностью принимать нестандартные решения и быть гибким к изменениям в окружении. Основные характеристики личности, которые являются базовыми компонентами формирования будущей креативности, закладываются именно в дошкольном возрасте. Поэтому, данный возрастной этап является периодом бурных интеграционных процессов психики и становления детского творчества. При этом важнейшим компонентом, который представляется нам базовым при формировании творческой личности является ее творческое воображение. В то же время, как показывает опыт многочисленных психолого-педагогических исследований, результативность организации планомерного развития того или иного качества личности, в том числе и ее творческого воображения напрямую зависит от эффективного психологического диагностирования указанных качеств, поскольку результаты такого диагностирования являются базовым компонентом целенаправленной, индивидуализированной программы, критерием для ее корректировки при введении и надежным итогом ее эффективности в целом.
Методология диагностики творческого воображения дошкольников заложена в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Г.С Костюка, В.А. Моляко. Те или иные аспекты данной проблемы разрабатывались Л.В. Артемовой, В.В. Давыдовым, Д.Ф. Николенком, Ф.И. Фрадкин и другие. Концептуальная основа данной проблемы заложена в трудах таких психологов, как Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, С.Л. Киселева, С.Е. Кулачковская, И.А. Медведева, Н.Н. Поддьяков. Базовые диагностические методы выявления особенностей воображения предложены О.М. Дяченко, Дж. Гилфорд, Е.Е. Кравцовой, В.Т. Кудрявцевым, Е.П. Торенс, К. Уразалиевым и тому подобное. В целом, указанными учеными разработан достаточно надежный, валидный психодиагностический инструментарий в аспекте изучения воображения дошкольников.
Объект – возрастное развитие детей.
Предмет – развитие воображения детей дошкольного возраста
Целью работы является анализ организационных, методологических и методических условий проведения диагностики развития воображения детей дошкольного возраста.
1. Изучить методико-теоретические аспекты диагностики развития воображения детей дошкольного возраста.
2. Провести исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе ГБОУ Школа №1392 им. Д. В. Рябинкина ОПД №7, г. Москва, ул. Нововатутинская д.3, кор.1. В исследовании принимали участие 5 детей старшего дошкольного возраста.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Методико-теоретические аспекты диагностики развития воображения детей дошкольного возраста

1.1. Особенности развития творческого воображения детей дошкольного возраста

В современном модернизированном обществе система образования должна быть ориентирована на создание условий для развития и самореализации личности ребенка, где одной из важнейших задач работы с детьми является развитие воображения, что, в значительной мере, определяет познавательное, эмоциональное и личностное развитие детей.
Актуальной проблемой современной педагогики и психологии выступает развитие детского творчества, что ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Для развития современного общества нужны не только знающие люди, но и творчески осознающие свое дело, с высокими творческими способностями и умением применять их на практике. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей.
Следовательно, формирование творческой личности, которая способна оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно и креативно является важной задачей современного образования. Неотъемлемым свойством креативной личности является творческое воображение, сензитивным периодом, для развития которого обоснованно считается дошкольный возраст.
Анализ научных исследований дает основания утверждать, что младший дошкольный возраст характеризуется появлением воображения, дошкольный возраст является сензитивным для его развития, а в старшем дошкольном возрасте дополняется творческим воображением. Таким образом, есть все основания считать, что именно старший дошкольный возраст является исключительно важным для формирования и развития творческого воображения личности. В то же время следует констатировать, что не все аспекты формирования и развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста изучены достаточно широко и основательно. В частности, вне поля зрения исследователей остались проблемы специфики психолого-педагогических условий развития творческого воображения старших дошкольников.
Развитие воображения и творчества детей на разных возрастных этапах ученые относят к важным проблемам современности. Соответственно, ученые называют воображение «универсальная человеческая способность», «психологическая система», «центральное психологическое новообразование», которое в начальные годы жизни составляет основу творческой уникальности и развитой личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьева, Е.В. Ильенков, Д.Б. Эльконин, Г.Г. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, В.С. Мухина и др.). Ученые утверждают, что именно воображение является предпосылкой эффективного усвоения знаний, становления и саморазвития личности и в определенной степени влияет на эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.
Анализ вышеуказанных научных наработок по проблеме развития личности убедительно показывает, что творчество является важной характеристикой личности. В развитии творчества важное место отводится дошкольному возрастному периоду, который зависит от условий жизни, общения с окружающими, психологических процессов личности, совокупности определенных физиологических признаков и тому подобное.
Воображение в дошкольном возрасте проявляется довольно насыщенно. Данная мысль подтолкнула ученых к размышлениям о возможности отнесения воображения к таким детским способностям, которые могут с годами терять свою силу.
В то же время, очень значительное количество исследований посвящено изучению вопроса формирования и развития воображения и личности именно с привязкой к определенному возрастному периоду. Отметим, что психологические особенности каждого возрастного периода концентрированно выражаются в возрастных новообразованиях.
На основании анализа вышеуказанных наработок, центральным психологическим новообразованием в дошкольном возрасте выступает воображение ребенка, а в старшем дошкольном возрасте – творческое воображение (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Палагина т. п.).
Г. Селье воображение относит к одной из ведущих характеристик творческой личности. Ученый утверждал, что большинство открытий, которые считают случайными, были открыты благодаря воображению, которое имеет главную особенность – схватывать и создавать разнообразные картины из любого случайного наблюдения [9].
Поэтому, считаем целесообразным дать подробную характеристику месту творческого воображения на протяжении дошкольного детства.
Л.С. Выготский утверждает, что именно воображение является центральным психологическим новообразованием в дошкольном возрасте [3]. Согласно с этим, было выделено четыре стадии развития воображения:
1) переход от пассивного воображения к творческому;
2) творческое воображение характеризуется таким процессом, как анимизм, или одухотворение предметов;
3) третья стадия характеризуется игрой. Игры делятся на два типа: экспериментальные (дают определенные знания и объясняют природу вещей) и творческие (главная роль);
4) возникает романтическое творчество (в основном данный этап составляют образы).
Значительное внимание ученых к указанной проблеме привело к неоднозначности понимания развития воображения в период дошкольного возраста.
Воображение, как и все другие психологические функции способно подвергаться изменениям, ориентируясь на возраст и развитие ребенка. Исходя из охарактеризованного понимания данной проблемы, ученые, изучавшие онтогенез психики, считали, что воображение ребенка намного ярче и оригинальнее воображения взрослого (В. Штерн, Д. Дьюи), другие, наоборот опровергали данное мнение, утверждая об относительности развития воображения у детей, которое можно сравнивать лишь с развитием других психических процессов (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).
Поэтому особенно значимым становится выявление специфики и развития творческого воображения в период дошкольного возраста, который является самый важный для закладывания основ и предпосылок его развития.
Широкий круг исследователей появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста [5, 6]. Так, В.С. Мухина начало развития воображения связывает с окончанием периода раннего детства, когда у ребенка появляется символическая функция – замещение одних предметов другими. Дальнейший этап развития воображения происходит в играх.
Присоединяясь к мысли В.С. Мухиной, исследователи Г. Бернс, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков первым этапом развития воображения считают 2,5-3 года. В данном возрасте исследователи делят воображение на аффективное и познавательное.
Такое разделение ученые объясняют отделением ребенка от предмета и действия с ним, то есть желанием к овладению новыми предметами и действиями с ними. Однако, с другой стороны, это отождествление своего собственного «Я».
Все вышеперечисленные исследования подтверждают тот факт, что сначала у ребенка есть только пассивное воображение, которое формируется в результате копирования взрослых.
По утверждению Н.Н. Поддьякова, возраст 4-6 лет является благоприятным для формирования и развития умений и навыков, способствующих ознакомлению детей с окружающим миром, ознакомлению с предметами и явлениями.
Воображение приобретает активный характер, начинает проявляться зарождение творчества в действиях ребенка. Кроме того, Т. Рибо проведен ряд научных исследований по данной проблеме, согласно с которыми ученый выделил четыре основных этапа, которые на протяжении дошкольного возраста (от 2 до – 6-7 лет) ребенок проходит в развитии творческого воображения. Первый этап – способность к преобразованию восприятия, то есть видение в одном предмете другого. Второй этап характеризуется одухотворением игрушек. Третий этап характерен процессом перевоплощения в играх. Четвертый этап отличается тем, что во время него появляется художественное творчество, во время которого происходит перекомбинирование образов.
В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка приобретает управляемый характер. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образы воображаемых предметов и действия с ними; ребенок может контролировать и определять характер воображения. В разных видах деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной) появляется умение планировать. Дети заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Эта способность ярко проявляется в игре, где старший дошкольник уже четко подбирает нужные компоненты для игры, а ненужные отвергает. Именно игра выполняет исключительно важную роль в жизни ребенка, побуждает к возбуждению воображения. Дети с увлечением занимаются творческой деятельностью [2].
В игровой среде ребенок моделирует реальную жизнь (роли взрослых, воображаемые ситуации, использует предметы-заменители), апробирует различные схемы выполнения задач или моделирует собственный сюжет. Т.С. Комаровой проведен ряд исследований, которые указывают, что благодаря связи с игрой, деятельность становится более интересной для ребенка, вызывает у него яркие эмоциональные ощущения. Также, игра создает мотив, который порождает интерес [8].
Значительное внимание в играх предоставляется процессу общением. В игре переход с одного вида деятельности на другой сопровождается общением, которое ярко описывает все процессы и замыслы игры.
В работе по лексическому развитию дошкольников, как отмечает Л.В. Алексеенко-Лемовская, сочетается использование сюжетно-ролевых и театрализованных игр. Для стимулирования воображения детям предлагают игры, которые требуют перевоплощения, способности создавать образы на основе впечатлений, а также нахождения различных вариантов поведения персонажа. Важное значение имеет развитие эмоциональной выразительности речи и движений на музыкальных и физкультурных занятиях. Значительное внимание также предоставляется художественно-образному использованию представлений в изобразительной деятельности. Особая роль на занятиях принадлежит развитию осмысленного восприятия художественных образов [1].
Г.Д. Чистякова, работая над данной проблемой, утверждает, что развитие детского воображения в дошкольном возрасте анализируют по отношению детей к игре, к ролям, которые они берут на себя и выполняют во время игры, так и в ходе анализа материальных продуктов их творчества которые создаются во время игры в качестве поделок, рисунков, придуманных историй и тому подобное [10].
Таким образом, проследив и проанализировав на всех возрастных этапах дошкольного возраста процессы, течение и осложнения игровых ситуаций ребенка, можно сделать вывод, что дети в игре развиваются, а значит, соответственно, развиваются все психологические процессы, которые достаточно четко прослеживаются именно во время игры.
Итак, благодаря воображению любая детская деятельность (рисование, лепка, конструирование и др.) приобретает целенаправленный характер. Воображение принимает непосредственное участие в возникновении предсказаний, предположений, когда решается творческая задача. С помощью художественных образов и их языкового выражения ребенок пытается отойти от шаблона и образца, проявляет склонность к фантазированию, придумыванию, творческой инициативе [4].
Особого внимания заслуживает мнение ученого психолога Н.Н. Поддьякова, который утверждает, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста происходит переход от потенциальных форм психического развития к активным. Соответственно, именно в старшем дошкольном возрасте воображение как психическая функция, делает значительный скачок в своем развитии и влияет на производительность учебной работы, на формирование поисково-деятельностного опыта, на проявление творческих способностей и тому подобное.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы