Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психолого-педагогическая диагностика

Курсовая с практикой на тему «Диагностика психологической готовности к школе (мотивационная готовность, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевая готовность)»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

1.1. Понятие готовности к школе в современной педагогике
(психологии) 4

1.2. Критерии и факторы развития психологической
готовности детей к школе. 7

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

2.1. Организация и методики исследования уровня
подготовки старших дошкольников к школе. 10

2.2 Анализ результатов исследования
старших дошкольников к обучению в школе  12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 23

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 26

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Вопрос готовности к школе в настоящее время
становится очень популярной среди исследователей разных специальностей.
Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к
школьному обучению, дискутируют о возрасте, с которого самым целесообразным
будет начинать обучение детей в школе. Такой интерес к этой проблеме
объясняется тем, что образно готовность к школьному обучению можно сравнить с
фундаментом здания, ведь хороший и крепкий фундамент является залогом
надежности и качества быстрой постройки.

Готовность ребенка к школьному обучению представляет один из самых важных
итогов развития в период дошкольного детства. Актуальность проблемы
исследования заключается в том, что на данном этапе развития общества стоят
высокие требования к организации воспитания и обучения, которые обуславливают
необходимость искать новые, наиболее эффективные психолого-педагогические
подходы, которые будут способствовать приведению методов обучения в
соответствии с требованиями жизни. Для решения этой проблемы необходимо четко
определять цели и принципы организации обучения и воспитания в дошкольных
учреждениях, так как от этого зависит успешность последующего обучения детей в
школе.

Изучением особенностей сформированности готовности детей старшего
дошкольного возраста к обучению в школе занимались многие педагоги и психологи.
Среди них мы можем выделить работы таких исследователей как Л.С. Выготский,
Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, В.С. Мухина и многие другие. Среди
современных исследователей можно назвать М.М. Безруких, М.Н. Ильину, Е.Е.
Кравцова, Е.И. Рогова и др.

Наличие большого пласта научных и практических исследований по проблеме сформированности
готовности к обучению в школе свидетельствует об ее актуальности.

Тем самым, можно сформулировать проблему исследования, которая
заключается в изучении особенностей формирования готовности современных детей к
обучению в школе.

Объектом
исследования являются процесс формирования готовности
дошкольников к обучению в школе. Предметом исследования выступает психолого-педагогическая работа по
развитию компонентов готовности детей к
школьному обучению.

Целью
исследования на основе теоретического анализа и практического
эксперимента изучить особенности формирования готовности старших дошкольников к
обучению в школе.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие готовности к школе в современной педагогике и
психологии.

2. Выявить критерии и факторы развития готовности детей к школе.

3. Провести обзор методик диагностики и развития компонентов
психологической готовности детей.

4. Организовать опытно-экспериментальную работу по развитию компонентов
психологической готовности детей к обучению в школе.

Для исследования были использованы следующие методы:

1. Теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической литературы по
теме исследования, обобщение имеющихся исследований по вопросам готовности
дошкольников к обучению в школе).

2. Эмпирические (проведение экспериментального исследования,
анкетирование и тестирование дошкольников). Методиками для исследования
выступили: ориентировочный
тест школьной зрелости Керна-Йирасека, методика
«Домик» Н.И. Гуткиной, методика «Выкладывание елочки» У.В. Ульенковой, опросник
Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной.

3. Метод количественной и качественной оценки полученных данных.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Готовность к обучению в
школе предполагает сформированность достаточного уровня психического развития
детей, который необходим для успешного усвоения школьной программы в начальных
классах, с учетом условий обучения в коллективе сверстников.

В структуру готовности
школьного обучения принято относить мотивационную, социально-личностную,
интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность.

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает
совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с
учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована
психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и
успешность в обучении.

Мотивационная
готовность к школе
характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием
учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

Социально-личностная готовность характеризуется
сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой
социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный
круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении
ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим
способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития
самосознания.

Интеллектуальная
готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности
обучения. Так как связана с развитием познавательной активности и мыслительных
психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей
действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать
причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе
имеющихся данных.

Важной составной частью готовности к обучению является
эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных
навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость,
сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность
предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение
преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

1.1. Понятие готовности к школе в современной педагогике (психологии)

Поступление в школу является переломным моментом в жизни
ребенка. Одной из важных сторон психологической готовности считается
достаточный уровень волевого развития ребенка. Особенное место занимает
овладение специальными знаниями и навыками, которые относятся к школьным.

К 6-7 годам у ребенка меняется множество психологических
процессов, возрастает подвижность нервных процессов, наблюдается равновесие
процессов возбуждения и торможения. Возрастает функциональное значение второй
сигнальной системы. Происходит полное формирование морфологического созревания
лобного отдела коры больших полушарий, которое в свою очередь дает возможность
для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и
выполнения программных действий. Все эти процессы необходимы для положительного
развития произвольной сферы до уровня, который важен при обучении в школе [17].

Психологическая готовность к обучению в школе представляет
собой сложное образование, которое включает в себя наличие высокого уровня
развития мотивационной и интеллектуальной сферы у детей старшего дошкольного
возраста, а также сформированной сферы произвольности.

Первые исследования по данной проблеме были проведены во
второй половине 19 века такими учеными как А. Нейфильд, А. Нечаев, А. Павлов и
др. В это время были определены проблемы, которые обуславливаются началом
поступления в школу и трудностями детей, связанными с усвоением знаний.

Во второй половине 19 века вопросы
психологической готовности к обучению в школе не выделялись в самостоятельную
научную проблему, а решилась в процессе общих проблем возрастного развития
старших дошкольников в рамках педагогической психологии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы