Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психолого-педагогическая диагностика

Курсовая с практикой на тему Диагностика профессиональных интересов у школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения профессиональных интересов у школьников 5
1.1. Возрастные и психологические особенности обучающихся в средней школе 5
1.2. Сущность понятия «профессиональная ориентация» 12
1.3. Описание методик диагностики профессиональных интересов у школьников 20
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Диагностика профессиональных интересов у школьников 26
2.1 Организация и проведение исследования 26
2.2 Анализ результатов исследования 29
2.3 Психодиагностическое заключение 35
Выводы по второй главе 37
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложения 42

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Актуальность комплексного осмысления профессиональной ориентации в современных условиях подготовки учащихся общеобразовательных учебных заведений связана прежде всего с тем, что профориентационная работа только начинает складываться в целостную систему, только очерчиваются ее отдельные уровни и элементы. От правильного выбора профессии выигрывает как общество, которое получает общественно полезного гражданина, так и личность, которая испытывает удовольствие от работы и имеет широкие возможности для самореализации. Ведь именно выбор профессии – важное звено в жизненном и профессиональном становлении человека.
Вопрос профориентации всегда был в центре внимания государства и общества, но настоящее требует принципиально новых подходов к организации и функционированию системы профессиональной ориентации подрастающего поколения. Изменения в общественной жизни закономерно отражаются в ценностных ориентирах учеников, их интересах и профессиональных намерениях [19].
Объект исследования – профессиональные интересы школьников.
Предмет исследования – диагностика профессиональных интересов школьников.
Цель работы – состоит в теоретическом обосновании необходимости проведения диагностики профессиональных интересов школьников, и непосредственном ее проведении.
Задачи исследования:
1. Описать возрастные и психологические особенности детей среднего школьного возраста.
2. Раскрыть сущность понятия «профессиональная ориентация».
3. Описать методики диагностики профессиональных интересов школьников.
4. Организовать и провести диагностику профессиональных интересов у школьников.
Методы исследования:
1) организационные: анализ литературы по теме исследования;
2) способы обработки данных: количественный и статистический анализ;
3) эмпирические: тестирование;
4) интерпретационные: структурный.
Выборка исследования
Теоретическая основа работы представлена теорией А.Е. Голомшктока о принципах самооценки оптантами своих интересов к различным видам обучения и деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал, а также результаты проведенного исследования можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; в качестве лекционного материала и материала для практических занятий для студентов-психологов.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и трех приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания данной работы была достигнута ее цель –теоретически обоснована необходимость проведения диагностики профессиональных интересов школьников, а также проведена непосредственная диагностика профессиональных интересов школьников – учащихся 9-х классов.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач исследования.
1. Описаны возрастные и психологические особенности детей среднего школьного возраста. Было установлено, что подростковый возраста является периодом неопределенности, периодом перехода от детства к взрослости, личность начинает самоутверждаться. Поэтому именно в данном возрасте, в частности в возрасте 14-15 лет (9-й класс) так важно сориентировать школьников на правильный для них выбор профессии.
2. Раскрыта сущность понятия «профессиональная ориентация». В результате анализа литературы было установлено, что профориентация позволяет учащимся сделать сознательный выбор профессии и определить пути овладения нею. Профориентационная работа поможет ученикам лучше понять себя, свои потребности, интересы, склонности к работе в выбранной ими сфере.
3. Описаны методики диагностики профессиональных интересов школьников. Рассмотренные в работе методики помогут школьникам сориентироваться и выбрать направление собственного профессионального развития, оценить перспективные направления образования.
4. Организована и проведена диагностика профессиональных интересов у школьников. Исследование в двух выборках испытуемых показало, что в выборке 2 степень выраженности профессиональных интересов выше, чем у испытуемых выборки 1, одна различия между выборками испытуемых являются незначительными.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения профессиональных интересов у школьников
1.1. Возрастные и психологические особенности обучающихся в средней школе

Средний школьный возраст – это период перехода от детства к взрослости, осознание себя как взрослого, переосмысление ценностей. Появление чувства взрослости, как специфического новообразования самосознания, является структурным центром личности подростка, тем качеством, в которой отображается новая жизненная позиция в отношении к себе, людям и миру в целом. Именно оно определяет направленность и содержание активности ученика среднего школьного возраста, его основные стремления, желания, переживания и эффективные реакции. Ученики среднего школьного возраста открыты для общения с людьми – сверстниками и взрослыми, а замкнутость обусловлена ощущением, что их не понимают, переживанием несправедливости или неуважения к себе [7, с. 155-157].
Главным содержанием подросткового возраста является переход от детства к взрослости. Это приводит много изменений в плане формирования личности. Важными социально-психологическими новообразованиями подросткового возраста является личностное самоутверждение, взрослость, потребность в общении, значительное увеличение контактов, просмотр установленных ранее убеждений и представлений, формирование нового мировоззрения, усвоение ценностей и норм подростковой среды и тому подобное.
Поскольку социализация ребенка происходит под непосредственным влиянием его ближайшего окружения, этот процесс зависит от того, насколько сформированными в нем выступают условия, необходимые для успешного самовыражения и самоутверждения ребенка.
Традиционно подростковый возраст относят к критическим периодам онтогенеза и считают самым трудным в процессе воспитания. Об этом свидетельствуют научно-методические исследования ученых и практический опыт работы с детьми подросткового возраста.
Так, Л.И. Божович в своих трудах отмечает, что у подростков возникает много таких, актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, при условии отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростков, очень трудно [1], а это, в свою очередь, является источником внутриличностных конфликтов подростков.
Д.Б. Эльконин, анализируя внутренние конфликты подросткового возраста, отмечает, что трудности сего не объясняются однозначно зависимостью от полового созревания. Трудности объясняются индивидуальными особенностями личности, сложившиеся к началу подросткового периода и конкретной ситуацией развития каждого ребенка [20]. По его мнению, сегодня нуждается в переосмыслении ученых то, что весь подростковый период характеризуется налаживанием взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. От успешности решения этой задачи в значительной степени зависят эмоциональные проявления подростков в этот период.
При этом не должен оставаться без внимания тот факт, что подростки стремятся собственного выбора и своей независимости [1]. Те из них, кому предоставляется полная свобода, испытывают тревогу, поскольку не знают, как ею пользоваться. Такая позиция, утверждает Л. И Божович, потенциально конфликтной и не может не найти своего отражения в особенностях поведения подростка. В этом возрасте требования социальной среды (родителей, учителей, сверстников) могут оказаться взаимопротиворечащими. Смена ролей, необходимость принятия важных решений относительно ценностных ориентаций могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на «Я»-концепцию. Одной из причин возникновения внутриличностного конфликта у подростков выступает неадекватная самооценка. Она часто проявляется в этих респондентов внутренне противоречивой: сознательно воспринимает себя как значимую личность, верит в себя, в свои способности, ставит себя выше других людей [1].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы