Курсовая с практикой на тему Диагностика познавательной сферы личности студентов( мышление)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы познавательной сферы личности студентов 5
1.1. Психологические особенности личности студентов 5
1.2. Характеристика познавательной сферы личности студента 14
Глава 2. Практические основы изучения познавательной сферы личности студентов 23
2.1. Методы диагностики мышления студентов как характеристики познавательной сферы личности 23
2.2. Анализ проведенного исследования 25
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 1 38
Приложение 2 40
Приложение 3 41
Приложение 4 42
Введение:
Актуальность исследования. Социально-экономические преобразо-вания в обществе диктуют необходимость формирования социально ак-тивной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Вопрос развития познавательных процессов у подростков актуален тем, что психические процессы являются неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его по-ведения в целом. В связи с этим перед учебными учреждениями встает важная задача развития познавательных процессов подрастающего поко-ления, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы личности человека. Все это составляет социальную значимость данного исследования.
Студенческий возраст представляет собой особый период жизни че-ловека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой со-циально-психологической и возрастной категории принадлежит психоло-гической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, Ю.Н. Кулюткина, Е.И. Степановой, Л.Н. Фоменко, В.А. Якунина и др. накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме.
Объект исследования: познавательная сфера личности студентов.
Предмет исследования: мышление как одна из сфер личности студен-та.
Цель исследования: изучение познавательной сферы личности сту-дента.
Задачи исследования:
1. Определить психологические особенности личности студентов;
2. Охарактеризовать познавательную сферу личности студента;
3. Выявить методы диагностики мышления студентов как характери-стики познавательной сферы личности;
4. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Методы исследования: общенаучный, индуктивный методы , форми-рование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что диагностика познава-тельной сферы личности студента будет способствовать изучению замоти-вированности студентов в обучении.
Характеристика выборки: 10 рандомно выбранных студента вузов в возрасте от 17 до 20 лет.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
В ходе выполнения работы нами была изучена и обобщена литера-тура по проблеме диагностики познавательной сферы личности, а так же решались поставленные нами задачи.
Так мы определили психологические особенности личности студен-тов. Студенческий возраст — это возраст, когда формируются собственные взгляды и установки. Это возраст, когда проявляется независимость. Стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми, объясняемая растущими проблемами самосознания и само-определения. Повышение уровня самосознания также способствует разви-тию уровня требований молодых людей к окружающим людям и к самим себе.
Охарактеризовали познавательную сферу личности студента. Суще-ственным резервом повышения эффективности учебно-познавательной де-ятельности студентов является обращение к мотивационной сфере лично-сти. В ее развитии особое значение придается формированию положитель-ных мотивов и действенных целей, поскольку они являются важнейшими детерминантами деятельности. Развитие адекватных учебных мотивов у современных студентов является неотъемлемой частью формирования го-товности личности к профессиональной самореализации и самоактуализа-ции в условиях ограниченного и нестабильного рынка труда.
Выявили методы диагностики мышления студентов как характери-стики познавательной сферы личности. В качестве таковых в своем иссле-довании мы выбрали методики: оценка распределения и устойчивости внимания; оценка переключения и концентрации внимания; методы оценки мышления студентов; методика «Повторение цифр в прямом и обратном порядке (тест из методики Векслера).
Проанализировали результаты проведенного исследования. Данные исследования приведены в тексте курсовой работы.
Построение обучения в значительной степени определяется возраст-ными и психологическими особенностями студентов. Средний возраст сту-дентов, обучающихся в вузе – 18-20 лет. Юношеский возраст – этап фор-мирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, наиболее активного развития нравственных и эс-тетических чувств, становления и стабилизации характера и овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально — трудовых и др. Он характеризуется завершением ста-новления психологической личности и зрелости мышления обучающихся.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы познавательной сферы личности студентов
1.1. Психологические особенности личности студентов
Студент (от лат. studens, род. падеж studentis — усердно работающий, обучающийся) — учащийся высшего, а в некоторых странах среднего учеб-ного заведения. В Древнем Риме и в Средние века под студентами понима-ли любого человека, занятого процессом обучения. С организацией уни-верситетов в XII веке термин «студент» стал использоваться для обозначе-ния людей, обучающихся (а первоначально преподающих) в них; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и т.д.) — только студентов .
Студенческий возраст — это возраст, когда формируются собственные взгляды и установки. Это возраст, когда проявляется независимость. Стремление к самостоятельности, однако, не исключает потребности в об-щении со взрослыми. Такая потребность объясняется растущими пробле-мами самосознания и самоопределения, которые трудно решить молодому человеку. Повышение уровня самосознания также способствует развитию уровня требований молодых людей к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляя требо-вания более высокого порядка к моральному облику взрослого и сверст-ника.
Исследования студенческого возраста отмечают противоречивость внутреннего мира, трудность поиска своей идентичности и формирование неповторимой, творческой индивидуальности. Юность — это также время самоанализа и самооценки. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным «Я». Но идеальное «Я» еще не проверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще не оценено личностью всесто-ронне. Это объективное противоречие в развитии личности молодого че-ловека может вызывать у него внутреннюю неуверенность и сопровож-даться порой внешней агрессией, развязностью или ощущением того, что его не понимают. В этот момент очень важна поддержка значимого взрос-лого.
Студенческий возраст — явление, напрямую связанное с развитием высшего образования. К.Д. Ушинский называл этот возраст «самым реши-тельным», потому что именно этот период, определяющий будущее чело-века, является очень активным временем интенсивной работы над собой.
Л.Д. Столяренко характеризует студенчество как особую социаль-ную категорию, специфическую общность людей, организационно объеди-ненных высшим учебным заведением .
По мнению И.А. Зимней, к студентам относятся люди, которые целе-направленно и систематически приобретают знания и профессиональные навыки, имеют самый высокий образовательный уровень, наиболее актив-ное культурное потребление и высокий уровень познавательной мотива-ции .
Б.Г. Ананьев считает, что период жизни с 17 до 25 лет важен как за-вершающий этап формирования личности и как основной этап профессио-нализации. По мнению Б.Г. Ананьева, к 17 годам индивид создает опти-мальные субъективные условия для формирования навыков самообразо-вания .
Л.С. Выготский, не рассматривавший специально психологию под-росткового возраста, впервые не включил его в детские возрасты, четко разграничив детство и взрослость. «Возраст от 18 до 25 лет является ско-рее начальным звеном в цепи взрослых возрастов, чем конечным звеном в развитии детства. Следовательно, в отличие от всех прежних концепций, где юность традиционно оставалась в рамках детских возрастов, впервые она была названа Л.С. Выготским «началом зрелой жизни». Впоследствии эта традиция была продолжена отечественными учеными .
Современный студент университета — это, прежде всего, молодой че-ловек, у которого есть все возможности для дальнейшего развития. Явля-ясь важнейшим интеллектуальным потенциалом общества, студент первого курса — это вчерашний школьник, не имеющий необходимого опыта и ис-пытывающий острую потребность в его приобретении.
Студенческий возраст является чувствительным периодом для разви-тия основных способностей в обществе. Высшее образование влияет на психологию человека и его личностное развитие. Во время обучения в университете студенты развивают свои идеи на всех уровнях и в комфорт-ной обстановке. Они определяют направление психического состояния че-ловека, а значит, могут создать такое психическое состояние, которое мо-жет вызвать у человека базовую потребность в профориентации.
Так же, как и характер людей в определенном возрасте, характер студента можно определить тремя способами:
1. С психологической, которая представляет собой гармонию, состо-яние и черты личности. Ключом к духовной сущности мировоззрения яв-ляется (направленность, скромность, характер, способности), или влияние на протекание психических процессов, создание психических состояний, возникновение эмоциональных образований. Это отражение природы, процессов, психических состояний и изучение личности.
2. С социальной, включающей социальные отношения, принадлеж-ность к определенной социальной группе, этническую принадлежность и другие характеристики студента.
3. С биологическим, содержащим высший тип высшей нервной дея-тельности, строение анализатора, рефлексы, интуицию, силу, телосложе-ние, черты лица, цвет глаз, рост. Этот аспект в основном определяется ге-нетикой и врожденной мотивацией, но в определенных пределах на него будут влиять условия жизни и изменения.
По сравнению с другими возрастами, этот возраст можно назвать самым высоким в скорости общения, вербальной или логической работы. Поэтому, в соответствии с этим, процесс биологического, психологическо-го и социального развития молодых людей ограничен в результате дости-жения наивысшего «апекса».
Отношение студентов к обучению сильно отличается от того, что происходит в наши дни. Студенты в современном информационном обще-стве, социально-экономические реформы создаются в условиях индустри-альной структуры. В результате подавляющее большинство молодого по-коления переживает эти условия и в то же время негативно влияет на них для действующих лиц. Исходя из этого, ценз студенчества и обладает сле-дующими признаками: предприимчивость, критичность, инициативность, креативность, трудолюбие властность доброжелательность допустимость ответственность, любовь.
Одной из основных психологических особенностей студентов являет-ся устремленность в будущее. Важным фактором развития студентов явля-ется составление и реализация жизненного плана. Поэтому у студентов возникает желание определиться в психологических знаниях и строить планы на свою будущую жизнь.
Е.М. Семенова, Н.Н. Ворошилина выделяют еще один аспект лич-ностного развития студентов — важный фактор их репутации и потребно-стей. Например, несколько лет назад количество заявлений на поступление в юридический колледж университета в несколько раз превышало количе-ство выделенных университету земельных участков. В этом вопросе, как и сегодня, важен выбор университета. Он представляет собой совокупность психологических особенностей возраста студента .
На профессиональную программу молодых людей влияют многие факторы: родители, учителя, друзья, книги, программы и т.д. Однако мно-гие люди следуют принципу «для галочки и чтобы было», потому что все-общее стремление к высшему образованию приводит к тому, что люди не ценят свои желания и квалификацию. Этот принцип действует независимо от того, что человек имеет, выбирает университет для обучения. Что каса-ется студента, то его жизнь в основном академическая и профессиональная, потому что показатель склонности к обучению, причин его успехов и учебной деятельности является важнейшим критерием социального разви-тия личности.