Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Диагностика нарушений в семейном воспитании

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ. 6
1.1.Семейное воспитание как объект психологического изучения 6
1.2. Особенности психологического развития ребенка младшего школьного возраста 8
1.3. Основные нарушения семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка 10
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И НАРУШЕНИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 16
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 16
2.2. Методика исследования 16
2.3. Результаты исследования 21
2.4 Обсуждение результатов исследования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

 

  

Введение:

 

Актуальность. Современная семья в меняющемся мире может быть, как позитивным, так и негативным фактором в жизни ребенка.
Дисгармоничные отношения в семье создают неблагоприятный фон для эмоционального развитие ребенка. Они часто приводят к коммуникативным расстройствам в семье. Они также могут стать источником конфликтов в семье и психологической травмы детей. Отношения с детьми в
такая семья неадекватны, нестабильны. С изменением общественно-политической ситуации, демографическими изменениями и во многих других обстоятельствах исследование детско-родительских отношений в дисгармоничных семьях остается актуальным и своевременным.
Следует отметить, что, несмотря на большой интерес к этому вопросу, содержание понятия «Родительские отношения» в психолого-педагогической литературе не определены однозначно. Мы определили понимание этого определения на основе анализа психологической и образовательной литературы. Важно, чтобы дочерние и родительские отношения отличались от других типов межличностных отношений. Они ближе и начинаются с первых дней жизни человека, потому что это семья, которая влияет на ребенка, именно в семье ребенок учится взаимодействовать и приобретает
опыт. Эти отношения начинаются с рождения человека и продолжаются
всю жизни. Они влияют на восприятие детьми норм поведения, ценностей и социальных ролей.
Данная проблема наиболее широко отражена в работах А. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А. Варгы, Е. Волковой, В. Ерниязовой и многих других.
Объект исследования: нарушения семейного воспитания.
Предмет исследования: влияние нарушений родительского воспитания на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.
Цель курсовой работы — выявить связь нарушений семейного воспитания и особенностей психологического развития ребенка младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что нарушения родительского воспитания оказывают влияние на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.
Теоретические и эмпирические методы.
Для проверки гипотезы был подобран комплекс методов, дополняющих друг друга:
— теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта.
— Эмпирический: опрос, тестирование, изучение результатов работы детей и родителей.
В соответствии с целью работы определяются следующие задачи исследования:
— провести теоретический анализ основных понятий исследования:
— показать основные подходы к изучению семейного воспитания;
— раскрыть содержание основных нарушений семейного воспитания.
— провести эмпирическое исследование влияния нарушений воспитания на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе мы рассмотрели основные теоретические положения работы.
Процесс развития ребенка является достаточно сложным и многоаспектным. Главным фактором, влияющим на воспитание ребенка, является семья, а также ближайшее социальное окружение. В семье закладываются основные модели воспитания, а также приобретается наиболее значимый для ребенка социальный опыт.
Причины неправильного родительского воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, чаще — низкая педагогическая культура родителей. Поэтому овладение знаниями возрастных психологических особенностей и типов акцентуации характера подростков; методов положительного воздействия на акцентуированных детей предопределяют гармоничное развитие личности подростков, они позволяют избежать возникновения трудностей в их поведении.
В результате исследования выявляются особенности детско-родительских отношений в дисгармоничных семьях.
По результатам исследования и наблюдений можно отметить, что из 5 детей, в особом внимании нуждаются 2, набравшие по одиннадцать положительных результатов из восемнадцати фрагментов. У них выявился высокий уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение как враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.
Средний уровень агрессивности обнаружен у 1 ребенка: он негативно относится к замечаниям, не соблюдает дисциплины, непослушны, пристает к более слабым. Низкий уровень агрессивности выявлен у 2 детей. Эти дети уравновешены, спокойные, вспышки гнева возникают редко и носят защитный характер.
Гипотеза исследования доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Наиболее удачно определено понятие «семья» в энциклопедии для специалистов социальной сферы И.Д. Зверевой, где она трактуется как малая социальная группа, основанная на официальном или гражданском браке, или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, выполнением семейных функций, эмоциональными связями и взаимными юридическими и моральными обязательствами по отношению друг к другу, семейными традициями .
И.Д. Зверева под термином «тип семьи» понимает сущностную характеристику семей, различных по опыту семейной жизни, структурой, внутрисемейному климату, по характеру взаимоотношений, особенностям функционирования и воспитания детей, ценностным ориентациям.
Исследователь указывает, что именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной.
А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова указывают на то, что семья состоит из трех подсистем: мужчины – женщины; родители – дети; ребенок – ребенок. Эти системы являются автономными, однако, взаимозависимыми в повседневной жизни .
А. Г. Харчев и М. С. Мацковский разделяют все семьи на два вида:
1) функциональные – те, что решают все проблемы и не доводят до хронических конфликтов, разводов и т.д.; где воспитание ребенка происходит в условиях полного взаимопонимания, родители прислушиваются к мнению ребенка, учитывают его интересы в принятии решений; где общение строится на взаимном доверии, уважении, отзывчивости, доброжелательности, внимательности друг к другу, доброте;
2) не функциональные – проблемные, кризисные, пытающиеся направить все усилия на безнадежную попытку жить без проблем, но заходят в своих отношениях до предела разводов, длительных семейных конфликтов, обид и т.д., что очень негативно влияет на развитие личности ребенка, приводит к агрессии, невроза, депрессивного состояния и других расстройств .
Каждая семья, столкнувшись с трудностями, противодействует им, стремясь предотвратить неблагоприятным последствиям. Но их реакции на трудности разные. В одних случаях проблема мобилизует, интегрирует; в других, наоборот, ослабляет семью, ведет к нарастанию противоречий.
В научной литературе понятие «проблемная семья» имеет более широкое, так и узкое толкование .
В широком, общем значении «проблемной» считается любая дисфункциональная семья, то есть семья, которая ненадлежащим образом выполняет или вовсе не выполняет основные семейные функции, и неблагополучная семью, имеет низкий уровень психологического комфорта внутри семейного пространства.
Таким образом, к «проблемным» семьям можно отнести семьи с нарушением функционирования, имеющих низкий потенциал для решения задач развития в той или иной стадии своего жизненного цикла, не обеспечивают личностного роста каждого из своих членов .
Дисгармоничная семья рассматривается как семья, не выполняющая своих функций. В то же время потребности членов семьи не удовлетворены, их личностный рост ограничен, эмоциональный, коммуникативные
отношения нарушены. (Ковар, 1979; Спиваковская, 1988; Карабанова, 2005; Овчарова, 2005; Биктагирова и Валеева, 2016).
Ребенок резко реагирует на любые изменения в семье .
Дети испытывают самые острые ощущения в ситуации срыва контакта с родителями, отсутствие у них тепла и заботы, развод, внутрисемейные конфликты, влияющие на характер детей.
Семья – это органическая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, и одновременно – это исторически переменное явление. Оно функционирует как институт воспроизводства человека и его воспитания, является тем социальным образованием, в котором индивид приобретает своего первого опыта организации жизнедеятельности в основных его проявлениях – в производстве и быту.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы