Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Диагностика нарушений в семейном воспитании

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ. 5
1.1. Семейное воспитание как объект психологического изучения 5
1.2. Основные нарушения семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка 14
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И НАРУШЕНИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 23
2.1 База, этапы и методики исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

  

Введение:

 

Актуальность. Современная семья в меняющемся мире может быть, как позитивным, так и негативным фактором в жизни ребенка.
Дисгармоничные отношения в семье создают неблагоприятный фон для эмоционального развитие ребенка. Они часто приводят к коммуникативным расстройствам в семье. Они также могут стать источником конфликтов в семье и психологической травмы детей. Отношения с детьми в
такая семья неадекватны, нестабильны. С изменением общественно-политической ситуации, демографическими изменениями и во многих других обстоятельствах исследование детско-родительских отношений в дисгармоничных семьях остается актуальным и своевременным.
Следует отметить, что, несмотря на большой интерес к этому вопросу, содержание понятия «Родительские отношения» в психолого-педагогической литературе не определены однозначно. Мы определили понимание этого определения на основе анализа психологической и образовательной литературы. Важно, чтобы дочерние и родительские отношения отличались от других типов межличностных отношений. Они ближе и начинаются с первых дней жизни человека, потому что это семья, которая влияет на ребенка, именно в семье ребенок учится взаимодействовать и приобретает
опыт. Эти отношения начинаются с рождения человека и продолжаются
всю жизни. Они влияют на восприятие детьми норм поведения, ценностей и социальных ролей.
Данная проблема наиболее широко отражена в работах А. Макаренко, В.А. Сухомлинского, А. Варгы, Е. Волковой, В. Ерниязовой и многих других.
Объект исследования: нарушения семейного воспитания.
Предмет исследования: влияние нарушений родительского воспитания на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.
Цель курсовой работы — выявить связь нарушений семейного воспитания и особенностей психологического развития ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: поможет ли подобранный комплекс консультаций по преодолению нарушений детско-родительских отношений будет эффективным при следующих условиях:
Теоретические и эмпирические методы.
Для проверки гипотезы был подобран комплекс методов, дополняющих друг друга:
— теоретический: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта.
— Эмпирический: опрос, тестирование, изучение результатов работы подростков и родителей.
В соответствии с целью работы определяются следующие задачи исследования:
— провести теоретический анализ основных понятий исследования:
— показать основные подходы к изучению семейного воспитания;
— раскрыть содержание основных нарушений семейного воспитания.
— провести эмпирическое исследование восприятия особенностей семейного воспитания родителями и их детьми.
Гипотеза исследования: нарушения семейного воспитания носят двусторонний характер и всегда сказываются на обеих сторонах данного процесса — родителях и детях.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе мы рассмотрели основные теоретические положения работы.
Процесс развития ребенка является достаточно сложным и многоаспектным. Главным фактором, влияющим на воспитание ребенка, является семья, а также ближайшее социальное окружение. В семье закладываются основные модели воспитания, а также приобретается наиболее значимый для ребенка социальный опыт.
Причины неправильного родительского воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, чаще — низкая педагогическая культура родителей. Поэтому овладение знаниями возрастных психологических особенностей и типов акцентуации характера подростков; методов положительного воздействия на акцентуированных детей предопределяют гармоничное развитие личности подростков, они позволяют избежать возникновения трудностей в их поведении.
В результате исследования выявляются особенности детско-родительских отношений в дисгармоничных семьях.
Теоретические и эмпирические исследования показали, что основой дисгармоничных отношений в семье является психологические и личные проблемы родителей, которые они решают за счет своих детей.
Интерпретируя оценочные шкалы отношения подростка к родителям, наблюдаем следующую картину: мальчики подростки видят психологическое принятие в некотором критическом отношении матери к ним. Их (подростков) раздражает по большей части абсолютные материнские восторги и всегдашняя готовность поддержать и прийти на помощь.
Испытывая необходимость материнской поддержки и одобрения, они склонны соглашаться с материнской позицией, отвергая при этом мнительность и подозрительность, попустительство и властность, подозрительность и слепое доверие. Отвергая крайности, они требуют тем самым внимания конкретно к своей персоне.
Тем не менее, при простом компетентном поведении, профессиональной состоятельности, дружеском общении подросток ещё не видит оснований для утверждения или наблюдения материнской любви, стремясь к вниманию сильного и независимого человека, в подростковом возрасте выражающегося как тяга к материнской сверхопёке. Девочкам же более свойственна тяга к привлечению внимания отца, его руководство при материнской поддержке и совете. Однако при повышенной директивности, склонности к руководству и контролю поведением, девочки скорее избегают отца, проявляя в недостаточной степени защитную функцию.
Выявлены основные проблемы родителей, такие как: конфликты между матерью и отцом, чрезмерные санкции, игнорирование потребностей, отсутствие развития родительских чувств, проекция собственных интересов и желаний на ребенка, привнося конфликт между супругами в сферу воспитания.
Необходимо выявить и предотвратить дисгармоничные отношения в семье.
Гармонизация детско-родительских отношений в семье должна включать:
— установление психологического баланса в семье через профилактику и конструктив
разрешение внутрисемейных конфликтов;
— развитие психолого-педагогической компетентности родителей;
— профилактика нарушений семейного воспитания: защита, полное удовлетворение потребностей детей,
— Различные методы коррекции детско-родительских отношений — дискуссии, психодрама, анализ семейных ситуаций и действий детей и родителей, общение в решении проблем, ролевые игры, совместные упражнения для развития коммуникативных навыков, арт-терапия, игровая терапия, тренинги и др.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ.
1.1. Семейное воспитание как объект психологического изучения
Процесс развития ребенка является достаточно сложным и многоаспектным. Главным фактором, влияющим на воспитание ребенка, является семья, а также ближайшее социальное окружение. В семье закладываются основные модели воспитания, а также приобретается наиболее значимый для ребенка социальный опыт. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни.
Современные педагоги и психологи утверждают, что даже несколько месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребёнка до трёхлетнего возраста непоправимый урон. То есть именно в самом раннем детстве закладывается фундамент всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое сооружение потом можно будет на нём воздвигнуть, какой величины и сложности .
Значит, создание духовной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания. В семье ребенок живет в обществе двух или нескольких, любящих его близких людей, отдающих ему много времени, любви и тепла и требующих от него ответной любви .
Очень важно и то, что окружающие люди не только воспитывают его, — они живут рядом, у него на глазах, со всеми своими радостями и печалями, и он видит и слышит массу вещей, вовсе не адресованных ему, но оказывающих сильнейшее воздействие на детскую психику. Где же еще в столь яркой и понятной ему форме может ребёнок наблюдать такие отношения, как любовь, сплоченность, близость, доверие, готовность пожертвовать чем-то для другого?! Здесь он видит все это, здесь этому учится.
Многочисленность и разнообразие эмоциональных связей активно развивают и обогащают душу маленького человека, формируют такие качества и свойства личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути .
Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое таинство – формирование личности человека.
Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки . Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям.
Большая роль отводится семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей еще до школы, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания.
В то же время каждый ребенок является уникальным и неповторимым, что приводит нас к необходимости изучения не только наиболее типичных подходов к воспитанию детей в семье, но и к исследованию того уникального и неповторимого, что есть в каждом ребенке, а также пониманию важности учета именно этих индивидуальных особенностей в процессе воспитания ребенка .
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в процессе воспитания.
Перечислим ниже основные пункты, по которым особенно важно придерживаться принципа учета индивидуальных особенностей в воспитании ребенка.
1. Особенности физического строения и состояния здоровья. Данный пункт является особенно важным для молодого и быстро развивающегося организма, так как от этого зависит работоспособность ребенка, его состояние здоровья, уровень оптимальных физических и интеллектуальных нагрузок. Следует знать и учитывать перенесенные ранее заболевания, состояние зрения и ряд других подобных факторов .
2. Особенности познавательной деятельности. Здесь имеется в виду склонность к тому или ному виду интеллектуальной деятельности, уровень и особенность развития тех или иных задатков и способностей. Это особенно важно, так как учебная деятельность является одним из важнейших условий развития гармоничной личности.
Сильные качества ребенка следует развивать, однако в то же время даже более важным условием гармоничного развития является развитие также слабых качеств ребенка.
3. Эмоциональная сфера. Следует внимательно относиться к особенностям проявления эмоций ребенка, к преобладающему способу реагирования последнего на определенные ситуации. Некоторые дети склоны к самозамыканию, кто-то отличается повышенной эмоциональностью восприятия тех или иных событий, для кого-то характерна повышенная раздражительность.
Существуют разные подходы к изучению детско-родительских отношений. В психологии отношения ребенок-родитель понимаются отношения, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребенка, проявление социально-психологических моделей межличностных отношений (Форма, 2004; Гиппенрейтер, 2016).
Согласно другому подходу это субструктура семейных отношений, включающая взаимосвязанные, но неравные отношения: родителей с ребенком — родительские отношения, а также отношения ребенка с родителями (Варга, 2001; Спиваковская, 1988). Детско-родительские отношения в социально-педагогическом контексте рассматриваются как процессы взаимосвязи и взаимозависимости детей и родителей, влияющие на изменения как в самой семье, так и в обществе, потому что семья является одним из наиболее важных социальных институтов (Биктагирова, 2014,
2017; Биктагирова и Валеева, 2015; Репринцева, 2007). Поэтому дисгармонизация отношений в семье является важным вопросом для исследований.
Дисгармоничная семья рассматривается как семья, не выполняющая своих функций. В то же время потребности членов семьи не удовлетворены, их личностный рост ограничен, эмоциональный, коммуникативные
отношения нарушены. (Ковар, 1979; Спиваковская, 1988; Карабанова, 2005; Овчарова, 2005; Биктагирова и Валеева, 2016).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы