Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Диагностика нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СЛОГОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 9
1.1 Формирование слоговой структуры слова у детей в онтогенезе 9
1.2 Нарушения слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи 16
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТУКТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Организация, методики и результаты исследования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи 26
2.3 Программа по развитию слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи 38
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие речи ребенка – это один из главных факторов, влияющих на становление личности дошкольника. Степенью развития данной сферы определяется уровень сформированности у ребенка социальных и познавательных мотивов, интересов и потребностей, умений, навыков и знаний, которые являются базисом личностной культуры (А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.).
Овладение речью как средством познания и способом общения является весомым достижением дошкольного детства. В данный возрастной период ребенок овладевает социальным пространством отношений с окружающими посредством общения со взрослыми, а также с помощью игровых и реальных отношений со сверстниками. У ребенка в процессе диалога формируются коммуникативно-речевые умения и навыки: вступать в контакт, устанавливать и поддерживать речевое общение, понимать партнера, актуализируются и развиваются речевые навыки (В.И. Терентьева, Л.Н. Усачева, Е.Г. Федосеева, и др.).
Современные ученые (М. Галагузова, Н. Голованова, И. Зверева, А. Капская, Н. Лавриченко, С. Литвиненко, А. Мудрик, С. Савченко, С. Харченко) среди причин, которые актуализируют разработку проблем социализации личности в современном обществе, выделяют такие, как расширение границ социализации и изменение представлений об этом процессе; необходимость обеспечения активного приспособления детей к новым для них социальных условий жизнедеятельности, приобретение ими социально-эмоционального равновесия и устойчивости к воздействию переменных условий социума; осложнения современных требований общества к функционирования социальных институтов, которые должны не только готовить ребенка к взрослой жизни, но и формировать ее как полноценную личность, субъект социализации и собственного жизнетворчества [23, с. 13].
Главной задачей развития речи ребёнка в данном возрасте является овладение языковыми средствами общения: словарным запасом; овладение грамматическим строем языка, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать свою мысль.
У детей с ОНР такие языковые средства, которые необходимы для полноценной речи, нарушены. Стойкие фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения у детей с ОНР значительно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, которые обеспечивают процесс говорения и процесс приема речи. У детей с ОНР отмечается наличие трудностей в ходе программирования высказывания, синтезирования отдельных элементов в единое структурное целое, в процессе отбора языковых средств с той или другой целью (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др.). Недоразвитие слоговой структуры способствует появлению специфических черт как общего, так и речевого поведения ребенка: ограниченную контактность в процессе общения со сверстниками и взрослыми, отсутствие умения поддерживать беседу, замедленную включаемость в коммуникативную ситуацию, отсутствие умения вслушиваться в речь собеседника и пр. (О.Е. Грибова, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др.). Недостаточностью вербальных средств общения, низким уровнем развития полифункциональных (познавательных, коммуникативных и пр.) способностей обусловлено то, что дети с общим недоразвитием речи лишены возможности продуктивно взаимодействовать с окружающими, испытывают затруднения в формировании социального поведения, полноценной игровой деятельности.
Теоретические и практические основы речевого развития детей дошкольного возраста раскрыты в исследованиях А. Богуш, Н. Гавриш, Н. Горбунова, К. Крутой, Л. Калмыкова, М. Лисина, Н. Луцан, И. Луценко, Т. Пироженко, Г. Николайчук, М. Шеремет. Ученые отмечают, что всестороннее, в том числе и речевое развитие детей обусловлено их вовлечением в различные виды деятельности. Доказана высокая эффективность ознакомления детей с окружающей средой в речевом развитии детей (А. Богуш, Н. Виноградова, Л. Занков, В. Изотова, Н. Кузнецова, Н. Орланова) [21, с. 34]. Необходимо отметить, что слоговую структуру слова исследователи рассматривают без отрыва от звуковой структуры слова.
Отечественные исследователи (Н.А. Чиркина, Т.Б. Филичева) в своих трудах подчеркивают, что формирование слоговой речи в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР, сегодня приобретает особое значение по причине особенностей структуры дефекта, и поэтому становится сложной задачей, превращающаяся в главную конечную цель всего коррекционного процесса, которая представляется трудно достижимой и требует от логопеда, воспитателей и родителей длительной кропотливой работы. Однако, в первую очередь необходимой является именно диагностика нарушения слоговой структуры слова.
Проблема исследования: какой должна быть диагностика нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи?
Объект исследования: слоговая структура речи дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: диагностика слоговой структуры речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить педагогические условия успешной коррекции слоговой речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нарушение слоговой структуры слов имеет связь с недоразвитием звукового анализа слова.
Достижению поставленной цели исследования будет способствовать решение ряда задач:
1. Рассмотреть сущность понятия «слоговая структура речи».
2. Описать развитие слогового анализа в онтогенезе.
3. Описать диагностические методики.
4. Организовать и провести исследование слоговой структуры слова.
Теоретико-методологические основы исследования:
− концепция психического развития и возрастно-психологический подход Л.С. Выготского и его последователей;
− теория поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.
Методы исследования:
1. Теоретические методы:
− анализ литературы по теме исследования;
− обобщение;
− синтез теоретического и эмпирического;
− абстрагирование.
2. Эмпирические методы:
− эксперимент, в ходе которого использовалась методика исследования звукового анализа Т.А. Фотековой и методика исследования слоговой структуры слова Т.Н. Волковской.
Научно-практическая значимость курсовой работы состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материл можно использовать в дальнейших разработках данной проблемы.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ Талецкий детский сад «Ладушки» Заиграевского района, Республика Бурятия.
Выборку исследования составили 10 детей старшего дошкольного возраста. Возраста испытуемых 4-5 лет.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Диагностика слоговой речи дошкольников с ОНР должна носить комплексный характер. С целью определения специфики слоговой структуры слова необходимо также обследовать и звуковой анализ, который в онтогенезе предшествует слоговому.
Нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Целью исследования было установлено выявление особенностей слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста и ОНР.
В результате исследования было установлено, что: 5 детей (50%) обладают средним уровнем развития звуковой структуры, 5 детей (50%) обладают низким уровнем, высокий уровень не обнаружен; 5 дошкольников (50%) обладают низким уровнем сформированности слоговой структуры слова, 5 (50%) дошкольника – средним уровнем.
Было установлено, что для детей старшего дошкольного возраста с ОНР характерны следующие нарушения слоговой структуры слова: сокращение (пропуск) слога; увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных; перестановка слогов; перестановка звуков соседних слогов; уподобление слогов; персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение); контаминации (смешение слов).
На основе полученных результатов исследования были выделены и разработаны рекомендации относительно направлений коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В коррекционной работе рекомендуем применять пальчиковые игры, различные игровые упражнения и задания для развития звуко-буквенного анализа и синтеза и формирования слоговой структуры слова, логоритмические занятия.

  

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ СЛОГОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1 Формирование слоговой структуры слова у детей в онтогенезе

На ранних возрастных этапах ведущая роль в развитии речи ребенка принадлежит формированию фонематического слуха – способности различать звуки речи, узнавать их, ведь именно фонематический слух создает основу для полноценного фонематического восприятия – специфического речевого действия, которое направлено на переработку воспринятой речевой информации (в ее физических характеристиках) в систему языковых знаков и смыслов) [31, с. 212].
Формирование речевой деятельности ребенка, в частности фонетико-фонематической компетентности, длительный и довольно сложный процесс развития, одним из качественных показателей которого является полноценное понимание и правильное употребление дошкольником звуко-слоговой структуры слова, что, по мнению Н.И. Жинкина [7, с. 1104], имеет автономный физиологический механизм.
В целом ритмико-интонационные конструкции являются довербальными компонентами общения, поэтому целесообразно рассмотреть, как происходит формирование слоговой структуры слов у детей в условиях нормального онтогенеза. Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
В 1-1,5 мес. малыш сосредоточивает свое внимание на голосе близкого человека, в 2-3 мес., параллельно с появлением «комплекса оживления», когда малыш на обращение к нему взрослого машет ручками, прядет ножками, все чаще реагирует смехом, который способствует развитию речевого дыхания. Малыш глазами стремится отыскать источник звука в пространстве; поворачивая головку, находит лицо говорящего; аґукая, активно и эмоционально общается, самопроизвольно (ведь гуление – это врожденный, присущий только человеку, рефлекс) протяжно произносит отдельные гласные и их сочетания (А.М. Гвоздев, А.И. Исенина, М.Х. Швачкин и др.) [11, с. с. 797]. Таким образом постепенно в речи малыша формируется образ устойчивого слога. Этот возрастной период является весомым началом в овладении ребенком слоговой структурой слов.
В 4-6 мес., благодаря интенсивному развитию коры головного мозга (особенно слуховой), малыш делает свои первые попытки в подражании речи, которые проявляются в лепете – произношении отдельных складов с губными согласными (типа ва, ма, ба) и их цепочек.
Структура процесса восприятия различных модальностей, в т.ч. и фонематического, является многоуровневой и содержит сенсорный, перцептивный и смысловой уровни. На сенсорном уровне (6-8 мес.) происходит слуховой анализ услышанных речевых сигналов, в результате чего становится возможной дифференциация звуков речи по их физическим, акустическими признаками, их повторение на имитационном уровне. Именно благодаря формированию сенсорного уровня фонематического восприятия у ребенка появляется лепет, который состоит из звуков, услышанных от близких взрослых. С 8 мес. у ребенка формируется элементарное понимание речи, основанное на восприятии, выделении, запоминании и последующем узнавании отдельных ритмико-интонационных образований (Л.В. Бондарко, Л.В. Загорулько, Л.А. Чистович и др.).
Уже в 6-9 мес., внимательно следя за артикуляцией взрослого, повторяет за ним короткие ряды слогов и отдельные простые слова. В этот период составной лепет количественно и качественно значительно возрастает и выражается в редупликации (от лат. Reduplicatio – удвоение) однотипных складов: а — а — а, ба — ба — ба, па — па — па, дя — дя — дя, тя — я, ля — ля, р — р — р, тьо — я, па — дай. Как показывают исследования Н.И. Жинкина [7, с. 1104], А.А. Леонтьева [16, с. 288] и др., именно во время лепета речевой поток распадается на «составляющие кванты», в которых у звуков появляется признак локализуемости и определяется их четкая последовательность – согласный + гласный.
Тенденция к редупликации способствует тому, что в возрасте 7-9 мес. в речи малыша появляются лепетные декламации, когда ребенок уже способен последовательно говорить с разными интонациями от трех до пяти однородных по звуковому составу открытых слогов [27, с. 148].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы