Курсовая с практикой на тему Диагностика мотивационной сферы в учебной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования мотивации старшеклассников в учебной деятельности ……..…….…..
5
1.1. Психологические особенности мотивации учения в старшем школьном возрасте…………………………………
5
1.2. Мотивационная сфера личности и ее влияние на успеваемость старшеклассников …………………………..
9
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование связи мотивации и успеваемости старшеклассников……………………………
15
2.1. Методы диагностического исследования…………………… 15
2.2. Анализ результатов исследования …………………………. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………. 25
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 29
Введение:
Актуальность. Среди многообразия проблем современной психологии, вопросы изучения мотивации школьников в учебной деятельности, являются одними из наиболее популярных и интенсивно исследуемых.
Мотивационно-потребностные компоненты учебной деятельности рассматривались в трудах многих отечественных авторов. Наиболее значимыми в данной области являются работы Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева. В настоящее время вопросы по теме исследования опубликованы в трудах Э.Э. Очировой, В.М. Кузьминой, С.Н. Костроминой и Е.А. Борисовой. По мнению таких ученых как А.Н. Леонтьев, Б. Теплов, Н.Ц. Бадмаева, на развитие личности влияет ее мотивационная сфера. Они считают, что становление будущего специалиста возможно лишь при сложившемся мотивационно-ценностном отношении. В исследованиях этих авторов, было установлено, что успешность обучения зависит от многих аспектов психофизической активности, одним из которых является мотивационная составляющая.
В современной психологической литературе мотивация рассматривается как сложное структурное образование, разнообразное и динамичное по содержанию. Это означает, что следует иметь в виду полимотивованость обучения, то есть наличие мотивов (ведущих и второстепенных), изменения их в соотношении, степени важности, возникновения новых побуждений и тому подобное. Как правило проведены исследования отражают какой-то один, отдельный аспект мотивации. А поскольку проявления особенностей юношеского возраста вообще и мотивации в частности, не полностью устоявшимися [Божович, 2008], становится понятным актуальность описания этого важного периода развития человека, и изучение мотивации к профессиональной деятельности в этом возрасте. Проблема исследования помогла определить выбор темы исследования «Диагностика мотивационной сферы в учебной деятельности».
Цель исследования: выявить наличие связи между мотивацией и успеваемостью старшеклассников.
Объект исследования: учебная деятельность старшеклассников.
Предмет исследования: влияние мотивации на успеваемость старшеклассников.
Гипотеза – предполагается, что уровень мотивации оказывает влияние на уровень успеваемости у старшеклассников в процессе обучения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность учебной мотивации.
2. Охарактеризовать особенности учебной мотивации в подростковом возрасте.
3. Изучить возможности влияния мотивации на успешность учебной деятельности.
4. Провести диагностику учебной мотивации подростков.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, методы психодиагностики, сбор и систематизация данных исследования.
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в 9-11 классах средней образовательной школы. Количество учеников принимающих участие в исследовании 36 человек.
Структура и объем работы обусловлены логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов к разделам, заключения, списка литературы (33 источника) и приложений. Общий объем курсовой работы – 40 страниц.
Заключение:
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих компонентов: учебная мотивация как совокупность побудителей, включающая коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребности достижения; учебная задача, предлагаемая в форме учебного задания, которая принимается обучаемым; решение учебной задачи посредством учебных действий: предметных и вспомогательных; контроль преподавателя, т. е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль; оценка преподавателя, т. е. внешние оценочные действия, переходящие в самооценку и в индивидуальные способы психологи- ческой защиты. Таким образом, первичным и неотъемлемым компонентом учебной деятельности является мотивация учения.
Первичным фактором формирования мотивации является мотив, который понимается как устойчивая характеристика личности, определяющую её активность. Разделяют внутренние и внешние мотивы, которые в свою очередь, подразделяются на внутренние индивидуально-значимые, внешние социально-значимые, внешние положительные и внешние отрицательные мотивы.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены особенности учебной мотивации старшеклассников и ее связь на успешность учебной деятельности.
По результатам определения уровня мотивации у 27% учащихся высокий уровень учебной мотивации. У 43% учащихся — достаточный уровень, что свидетельствует об общей мотивированности учеников. У 21% старшеклассников — средний уровень развития школьной мотивации и у 9% старшеклассников отмечался низкий уровень учебной мотивации.
Как уже отмечалось выше основная проблема, которую мы рассматривали, это влияние учебной мотивации на успеваемость старшеклассников. У старшеклассников, принимающих участие в нашем исследовании, в результате определения ведущих мотивов, на первом месте — социальный мотив учения (64%), оценочный мотив (63%), на третьем месте – учебный мотив (45%), на четвертом – позиционный (43%).
Среди испытуемых 8,3 % детей, имеющих отличные среднегодовые и четвертные результаты, 33,3 % учеников учатся на «4 и 5» и 58,4 % составляют учащиеся на оценки «3 и 4».
По результатам статистической обработки результатов мы получили положительную взаимосвязь между уровнем мотивации и полученными оценками (r = 0,496, р < 0,05), также положительная мотивация наблюдается между учебным мотивом и полученными оценками (r = 0,577 р < 0,05). Между остальными показателями достоверных отличий не обнаружено.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что показатели учебной мотивации непосредственно взаимосвязаны с показателями успеваемости. В связи с этим дети, оказавшиеся в так называемой «группе риска» нуждаются в коррекции указанных показателей мотивации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАСНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психологические особенности мотивации учения в старшем школьном возрасте
К.А. Альбуханова-Славская отмечает, что понятие «мотивация» у человека включает в себя «все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.». Учение – целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение ими системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике. Учение – это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала (а позднее и своей деятельности), звено контроля, оценки своей учебной работы. Такое понимание учения как целостной деятельности противостоит не изжитым окончательно функционалистским представлениям об учении как совокупности, сумме отдельных психических функций – мышления, памяти, внимания и др. Главным для учения является не «протекание» этих функций, а участие ребенка в активной деятельности: именно в ней решаются задачи развития личности данного ученика [Альбуханова-Славская, 2013].
А.К. Маркова под мотивацией учения понимает «постоянно изменяющуюся у каждого конкретного ребенка, а иногда и противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего, доминирующего мотива занимает то одно, то другое побуждение в зависимости от условий обучения, обстоятельств общения с окружающими и др.» [Маркова, 2013]
Авторы описывают три подхода к описанию групп мотивов, рассматривая учебную мотивацию, как показатель результативности образовательного учреждения. Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов: