Курсовая с практикой на тему Диагностика межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Характеристика коммуникативных
способностей и межличностных отношений детей дошкольного возраста. 6
1.1.
Особенности развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. 6
1.2.
Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста 14
Глава 2. Практические аспекты межличностных отношений у
детей старшего дошкольного возраста. 18
2.1.
Диагностика особенностей межличностных отношений дошкольников 18
2.2. Условия развития межличностных отношений у детей
дошкольного возраста. 21
Заключение. 27
Список использованной литературы.. 28
Введение:
В современном обществе человек, имея
социально-общественное начало, испытывает потребность в общении и взаимодействии с
другими людьми, что наиболее актуально для дошкольников, поскольку
коммуникативные навыки являются одним из важнейших условий развития ребенка,
его персонализации и социализации, формирования личности.
Формирование коммуникативных навыков
является одним из основных показателей готовности ребенка к взаимодействию с
другими людьми. Они позволяют детям справляться с трудностями общения, помогают
преодолеть застенчивость, смущение, влияют на построение дружеских отношений с
окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности (А.В. Запорожец,
Д.Б. Эльконин и др.).
Формирование коммуникативных умений
у дошкольников является одним из важнейших вопросов современного общества.
Актуальность тем, о которых мы говорим на уровне социального образования,
подтверждается социальным заказом. В современном обществе человек востребованы общительные,
адаптированные к условиям жизни, способные к сотрудничеству, знающие основы
культуры общения и взаимодействия, потребности членов общества.
Одним из пяти приоритетных
направлений деятельности организации дошкольного образования (ДОО) (по данным
Глобального экологического фонда) является социально-коммуникативное развитие
дошкольников, направленное на развитие общения и взаимодействия детей и
взрослых со сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, эмпатии, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительных отношений и чувства
принадлежности к семье и детско-взрослому сообществу.
Актуальность исследования состоит в том, что на сегодняшний день
будущее нашего общества зависит от того, какими личностями вырастут наши дети.
Для воспитания детей нужны все виды совместной деятельности, которые
улучшают необходимые социальные привычки и формируются в межличностном общении.
Ключевыми способами объединения детской
группы являются увлечение и включение их в совместную деятельность.
Совместные мероприятия воспринимаются детьми,
жаждущими новых впечатлений. Они привлекают их, возбуждают повышенное
настроение и энергию, а также объединяют. Психология признает общение со сверстниками одним из основных факторов психического развития ребенка.
Фундаментальные
проблемы общения и влияния его на формирование личности исследуются в работах
известных отечественных психологов и педагогов таких, как Б. Г. Ананьев, Г.М.
Андреева, А.А. Бодалёв, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев,
В.А Петровский, С.Л. Рубинштейн и др. Раскрытию особенностей общения
дошкольников посвящены исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева;
Ш.А: Амонашвили, Л.И. Божович, А.С. Валявского, В.А. Лабунской, М.И. Лисиной,
А.А. Люблинской, Л.И. Мищенко, В.С. Мухиной, и др.
Сегодня
в обществе особенно остро чувствуется потребность в людях инициативных, творческих, креативных, готовых найти новые
подходы к решению насущных
социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом, демократическом
обществе и быть полезными, нужными этому обществу.
Каковым
должно быть воспитательное пространство, для того, чтобы дошкольник, сохраняя
свою индивидуальность, имел бы возможность вступать во взаимодействие с
окружающим миром, быть толерантным и открытым к контактам, принимать решения и
осознавать их последствия?
В
данной взаимосвязи следует признать актуальным и целесообразным подбор способов
и технологий насыщения среды развития ребёнка подлинными ценностями мировой и
национальной культуры, формирования на этой основе духовно богатой и
нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности.
Цель исследования: изучить особенности развития
межличностных отношений детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития
межличностных отношений детей дошкольного возраста.
Предметом данного исследования являются особенности развития
межличностных отношений детей дошкольного возраста
В
соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие
задачи:
-изучить особенности
развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста;
-определить особенности
межличностных отношений детей дошкольного возраста;
-выявить
условия развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста;
Гипотеза исследования: развитие особенности межличностных отношений детей
дошкольного возраста будет более успешным при выполнении следующих условий:
-воспитатель создает условия для реализации детьми коммуникативных
навыков в различных ситуациях: общение со сверстниками и взрослыми, а также
игровая деятельность;
-воспитатель активно использует разнообразные сюжетно- ролевые игры в
образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, дедукция и
индукция.
Заключение:
Развитие социально — коммуникативных
качеств личности ребенка является важным этапом подготовки к будущей жизни.
Формирование этих качеств начинается в раннем возрасте и продолжает развиваться
на протяжении всего дошкольного возраста в процессе общения детей.
Общение является неотъемлемой частью
педагогической деятельности, но оно не достигает целей обучения, развития и
воспитания детей. Общение между детьми, а также между детьми и взрослыми
является важным этапом в развитии дошкольников. Межличностные отношения детей необходимы для
их полноценного интеллектуального развития. Для ребенка потребность в общении
становится основной социальной потребностью очень рано. Но не все дети в
возрасте пяти лет могут формировать отношения на достаточном уровне. Значительное
место и актуальность в настоящее время занимает изучение ребенка дошкольника в
системе отношений дошкольника со сверстниками в дошкольном учреждении, так как
этот возрастной период является главным периодом в воспитании подрастающего
поколения. Работа над
межличностными отношениями у дошкольников должна начинаться как можно раньше.
Посредством общения со сверстниками, обмена информацией, планирования
совместной деятельности, разделения и координации функций, то есть всего того,
что способствует формированию сообщества детей, осуществляющих совместную
деятельность.
В период старшего дошкольного
возраста сюжетно-ролевая игра становится основной у детей. Игра отображает не
только особенности и ценности объектов и функций окружающих их людей, но и их
взаимоотношения и взаимодействия.
Это способствует развитию ребенка,
влияет на формирование и развитие всех психологических процессов, а также
навыков общения и личностных и социальных навыков.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Характеристика
коммуникативных способностей и межличностных отношений детей дошкольного
возраста
1.1. Особенности развития
коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
Родной язык играет уникальную роль в
формировании личности человека. Язык и речь, память, эмоции рассматриваются в психологии,
философии и педагогике как узел, в котором сходятся все линии психического
развития: мышление, воображение.
С раннего детства жизнь человека связана с
языком. Ребенку еще нет года, и он слушает звуки речи, колыбельную, и начинает
учить и понимать свой родной язык. К году — по первым словам, по двум — по
фразам, а в три года ребенок использует около 1000 слов, речь становится
полноценным средством общения.
В ряде исследований отмечается, что
коммуникативные навыки способствуют психическому развитию дошкольника (А.В.
Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его активности
(З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин)
Важность формирования коммуникативных навыков
становится более очевидной на этапе перехода ребенка в школу (М.И. Лисина, А.Г.
Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко). Когда отсутствие
элементарных навыков мешает ребенку общаться со сверстниками и взрослыми,
приводит к повышению уровня тревоги, нарушается приоритетная основа обеспечения
непрерывности процесса дошкольного образования. Именно развитие
коммуникативности является также начальным общим образованием, необходимым
условием успеха образовательной деятельности, важнейшим направлением
социального и личностного развития [16].
Коммуникативные способности позволяют
различать конкретные ситуации общения, понимать состояние других людей в
различных ситуациях и на их основе адекватно выстраивать свое поведение. В
ситуации общения со взрослыми или сверстниками (в детском саду, на улице, в
транспорте и т. Д.) Ребенок с развитыми коммуникативными навыками сможет
понять, каковы внешние признаки этой ситуации и по каким правилам вам нужно
действовать в этом. В случае конфликта или другой напряженной ситуации, такой
ребенок найдет позитивные способы ее трансформации.