Психолого-педагогическая диагностика (с практикумом) Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Диагностика копинг-стратегий у студентов-психологов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ 6
1.1 Трактовка понятия копинг-стратегии 6
1.2 Анализ зарубежных подходов к исследованию копинг-стратегий 12
1.3 Анализ отечественных подходов к исследованию копинг-стратегий 19
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 25
2.1 Программа эмпирического исследования 25
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 47

 

  

Введение:

 

Рост темпа жизни, стремительная информатизация общества, кризисы социально-экономического характера, политическая напряженность, снижение уровня жизни – эти и многие иные личные причины ежедневно заставляют индивида испытывать стресс. Эти стрессовые переживания оказывают разнообразное (по большей части негативное) влияние, как на физическое, так и на психическое здоровье человека, определяют все сферы его жизни. Одним из параметров, определяющих способность индивида к грамотному стресс-совладающему поведению, выступает выбор копинг-стратегий.
Актуальность проблемы состоит в том, что зачастую условия жизнедеятельности индивида бывают экстремальными и провоцирующими развитие стресса. Это обусловлено различными политическими, социально-экономическими, экологическими, природными и др. факторами, негативно воздействующими на личность. Для совладания со стрессовыми ситуациями индивиду приходится вырабатывать так называемые копинг стратегии — поведение, направленное на сознательное овладение ситуацией для снижения стрессового воздействия. Впервые термин «coping», от англ. «to cope» — успешно справиться, преодолевать, выдержать, совладать, был введен Г. Гартманом в 1958 году, который, формируя мысли З. Фрейда, показал потребность расширить исследование защитных механизмов изучением «свободных от конфликтов» способов разрешения человеком внутренних и внешних проблем» [27]. Позже название «coping» был использован Л. Мэрфи в 1962 г. при исследовании способов преодоления детьми кризисов формирования [3]. Закрепил данный термин А. Маслоу [по 28]. Понятие копинга использовалось также в психологии стресса Р. Лазарус, С. Фолкман и было определено как совокупность когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса [15]. В российской психологии копинг-поведение переводят как психологическое преодоление стресса [по 13].
На сегодняшний день исследования копинга только начинают развиваться в различных прикладных аспектах психологической науки. Однако уже сейчас ученые, занимающиеся проблемами преодолевающего поведения, должны уделять особое внимание поиску причин и выявлению механизмов оптимальных форм реагирования и преодоления ситуаций человеком в условиях неопределенных социальных условий жизни. Трактовка стратегий совладающего поведения в терминах отечественных и зарубежных теорий свидетельствует о том, что большинство отечественных авторов изучают совладающее поведение, связывая копинг с теми или иными личностными характеристиками — диспозиционный подход, в то время как ситуационные факторы совладания недостаточно изучены. Насущным является поиск новых методологических и технологических подходов. Недостаточно разработанными до настоящего времени являются существующие модели, основанные на социально-поддерживающих ресурсах среды.
Методологической базой исследования стали транзакциональная теория совладающего поведения — Р. Лазарус, С.Фолкман [15]; отечественный подход к психологическому совладанию с трудными жизненными ситуациями — Л.И. Анцыферова [2], Т.Л. Крюкова [13], Е.В. Куфтяк [14], М.В. Сапоровская [13]; теории копинга в кризисных ситуациях — Е.В. Куфтяк [14], С.К. Нартова-Бочавер [18], Н.А. Сирота [23], В.М. Ялтонский [31].
Цель исследования: диагностировать уровни сформированности копинг-стратегий у студентов-психологов.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ подходов к исследованию копинг-стратегий.
2. Разработать программу эмпирического исследования копинг-стратегий у студентов-психологов.
3. Осуществить качественный и количественный анализ результатов эмпирического исследования.
Объект исследования: копинг-стратегии.
Предмет исследования: копинг-стратегии у студентов-психологов.
Методы исследования: анализ и обобщение данных из литературных источников, диагностические методики: «Копинг-тест» Р. Лазаруса [23], Юношеская копинг-шкала Э. Фрайденберг и Р. Люиса [50].
Гипотеза:
У студентов-психологов уровень продуктивных копинг-стратегий выше среднего, а именно «решение проблем» и «принятие ответственности». Непродуктивные копинг-стратегии выражены преимущественно на среднем уровне, а именно, «избегание» и «дистанцирование».
База исследования: ВГПУ ППФ.
Контингент: студенты-психологи 3-го курса заочной формы обучения, профиля подготовки «Психология образования», возраст 19-35 лет, 10 человек, все девушки.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема стресса является одной из наиболее фундаментальных для большинства отраслей психологии. Стресс – это объективная закономерность многих видов деятельности, оказывающая существенное влияние на личностное развитие и профессиональное становление субъекта, его качество жизни, соматическое и психическое здоровье. На стрессовость деятельности могут оказывать влияние как внешние, так и внутренние условия. Под влиянием хронического стресса у человека может развиться синдром эмоционального выгорания.
Стрессовые ситуации как профессионального, так и личного характера возникают в жизни каждого человека с завидной регулярностью. Способность человека управлять своим психоэмоциональным состоянием (стресс-совладающее поведение) позволяет справляться со стрессовыми ситуациями в относительно сжатые сроки и без вреда для психического здоровья. В связи с этим стресс-совладающее поведение выступает важным навыком для любого человека, поскольку позволяет ему оставаться активным, невзирая на стрессогенные условия.
Целью курсовой работы было выявить характеристики копинг-стратегий у студентов-психологов. Нами была осуществлена диагностика копинг-стратегий студентов-психологов. В эмпирическом исследовании приняли участие студенты-психологи ВГПУ ППФ 3-го курса заочной формы обучения, профиля подготовки «Психология образования», возраст 19 – 35 лет, 10 человек, все девушки.
В качестве диагностической методики были использована «Копинг-тест» Р. Лазаруса и методика Э. Фрайденберг и Р. Льюиса.
По итогам ее проведения было установлено, что в равной степени в студенческой выборке оказались выражены такие копинги как принятие ответственности и планирование решения проблемы. Несколько менее представлен такой копинг как поиск социальной поддержки. Самые редкие варианты преобладающих копингов среди опрошенных студентов: самоконтроль и конфронтация.
В результате проведения диагностики при помощи методике Э. Фрайденберг и Р. Льюиса было установлено следующее.
Наиболее выраженными продуктивными копинг-стратегиями в студенческой выборке являются: решение проблемы, работа, достижение и позитивный фокус. Менее прочих среди студентов распространена такая продуктивная стратегия как духовность.
Среди социальных копинг-стратегий в выборке студентов в большей степени представлена такие стратегии как друзья и социальная поддержка. В меньшей степени для студентов характерна такая стратегия как общие действия.
Наиболее выраженными непродуктивными копингами у студентов стали беспокойство и отвлечение. Менее остальных представлена разрядка и несовладание.
Таким образом, по итогам проведения эмпирического исследования мы установили, что первая часть гипотезы – что для студентов-психологов характерен высокий и выше среднего уровень таких продуктивных копинг-стратегий как «решение проблем» и «принятие ответственности» нашла свое подтверждение в ходе анализа полученных данных. При этом вторая часть гипотезы – что у студентов-психологов непродуктивные стратегии преимущественно выражены на среднем уровне, по большинству непродуктивных стратегий подтвердилась, в частности по стратегиям «избегание», «дистанцирование». Выше среднего и высокий уровни выраженности были выявлены по непродуктивным стратегиям – «отвлечение», «беспокойство», «чудо», «самообвинение». Достаточно значительная выраженность данных непродуктивных стратегий является предметом для анализа и коррекции. В целом, выдвинутая в начале работы гипотеза нашла свое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ

1.1 Трактовка понятия копинг-стратегии
Копинговые стратегии (от англ. coping, coping strategy) – понятие, объединяющее когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, использующиеся для того, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Синонимичным понятием является переживание. Термин «совладающее поведение» — аналог английского термина «coping behavior», берущего истоки происхождения от слова «соре», дословно имеющего смысл «преодолевать», поэтому трактуется и как «психологическое преодоление» [по 18].
Отечественные исследователи понятие «копинг-поведение» интерпретируют как совладающее поведение или психологическое преодоление. В западной науке термином совладающее поведение обозначались такие феномены, как психологическая защита и копинг-поведение. В соответствии с психоаналитическим подходом психологическая защита представляет собой механизм, способствующий снижению тревоги и напряжения в ситуации интрапсихического конфликта. В 1962 году появился термин «копинг», первоначально употреблявшийся при изучении способов преодоления возрастных кризисов развития [по 28]. Дальнейшее развитие проблема копинга получила в когнитивной модели Р. Лазаруса, который копинг трактовал в качестве стремления к решению проблем, проявляемое человеком в ситуации опасности, при этом у индивида имеются условия для того, чтобы активизировать адаптивные возможности для сохранения личностного, физического и социального благополучия [15]. Данная трактовка явилась основополагающей для разработки трехфакторной модели копинг-механизмов, которые включают копинг-стратегии, копинг-ресурсы и копинг-поведение. Копинг-стратегии при этом служат основой для данной модели и являются реакцией на потенциальную опасность с целью ее преодоления. Копинг-ресурсы представляют собой относительно устойчивые личностные характеристики, обеспечивающие поддержку внутреннего состояния индивида в ходе совладания со стрессом, содействующие расширению репертуара копинг-стратегий. Копинг-поведение детерминировано наличием ресурсов — внешних и внутренних — в сочетании с применением копинг-стратегий.
Постепенно понятие «копинг» от понимания его как «превышающие ресурсы человека требования» стало трактоваться с позиций реакций на стрессовые и проблемные ситуации. Структуру копинг-стратегий составляют чувства и действия индивида, проявляющиеся в экстраординарных условиях. Систематизировав все определения, можно констатировать, что в понятие копинг включаются поведенческие и когнитивные усилия индивидов по выработке стратегий поведения в системе «человек-среда». Соответственным образом индивидуализируются реактивные индивидуальные проявления в зависимости от интенсивности стрессовых воздействий. При этом данные реакции будут выступать в качестве произвольных и непроизвольных, согласно Акимовой Е. В. и Суворовой А. В. [1].
В контексте «человек-среда» стрессовые ситуации приобретают важную роль составляющих элементов социальной действительности. Как уже указывалось, учеными установлено, что особенности ситуации и воспринимаемый контроль над ней и особенности личности индивида выступают главными факторами, определяющими стили и стратегии копинг-поведения. Структура личностных ресурсов обусловлена следующими составляющими, в первую очередь, это: самооценка, самопринятие, локус контроля и уровень тревожности; возраст, пол и гендер; социальная компетентность, принадлежность человека к этнической группе и социальному слою, социальный опыт. Все представленные детерминанты и являются структурными составляющими личностных ресурсов. Проблематика совладающего поведения является одной из главных тем исследования в психологии, и ученые придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания.
В качестве основных способов адаптации к стрессовым ситуациям, выделяют механизмы совладающего копинг-поведения. Они определяются в качестве отдельных составляющих осознанного поведения человека, призванных обеспечить преодоление разных трудных ситуаций. В этом ракурсе совладающее поведение рассматривается с точки зрения целенаправленных и ориентированных на окружающую действительность механизмов. Под механизмами совладания понимаются усилия человека в поведенческих и внутриличностных аспектах по разрешению внешних и внутренних требований, а также разрешение ими спровоцированных конфликтов. Используются разнообразные попытки их разрешения, требующие напряжения сил, превышающие их степень интенсивности.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ 6
1.1. Трактовка понятия копинг-стратегии 6
1.2. Анализ зарубежных подходов к исследованию копинг-стратегий 12
1.3. Анализ отечественных подходов к исследованию копинг-стратегий 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 25
2.1. Программа эмпирического исследования 25
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

  

Введение:

 

Рост темпа жизни, стремительная информатизация общества, кризисы социально-экономического характера, политическая напряженность, снижение уровня жизни – эти и многие иные личные причины ежедневно заставляют индивида испытывать стресс. Эти стрессовые переживания оказывают разнообразное (по большей части негативное) влияние, как на физическое, так и на психическое здоровье человека, определяют все сферы его жизни. Одним из параметров, определяющих способность индивида к грамотному стресс-совладающему поведению, выступает выбор копинг-стратегий.
Актуальность проблемы состоит в том, что зачастую условия жизнедеятельности индивида бывают экстремальными и провоцирующими развитие стресса. Это обусловлено различными политическими, социально-экономическими, экологическими, природными и др. факторами, негативно воздействующими на личность. Для совладания со стрессовыми ситуациями индивиду приходится вырабатывать так называемые копинг стратегии — поведение, направленное на сознательное овладение ситуацией для снижения стрессового воздействия. Впервые термин «coping», от англ. «to cope» — успешно справиться, преодолевать, выдержать, совладать, был введен Г. Гартманом в 1958 году, который, формируя мысли З. Фрейда, показал потребность расширить исследование защитных механизмов изучением «свободных от конфликтов» способов разрешения человеком внутренних и внешних проблем» [27]. Позже название «coping» был использован Л. Мэрфи в 1962 г. при исследовании способов преодоления детьми кризисов формирования [3]. Закрепил данный термин А. Маслоу [по 28]. Понятие копинга использовалось также в психологии стресса Р. Лазарус, С. Фолкман и было определено как совокупность когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса [15]. В российской психологии копинг-поведение переводят как психологическое преодоление стресса [по 13].
На сегодняшний день исследования копинга только начинают развиваться в различных прикладных аспектах психологической науки. Однако уже сейчас ученые, занимающиеся проблемами преодолевающего поведения, должны уделять особое внимание поиску причин и выявлению механизмов оптимальных форм реагирования и преодоления ситуаций человеком в условиях неопределенных социальных условий жизни. Трактовка стратегий совладающего поведения в терминах отечественных и зарубежных теорий свидетельствует о том, что большинство отечественных авторов изучают совладающее поведение, связывая копинг с теми или иными личностными характеристиками — диспозиционный подход, в то время как ситуационные факторы совладания недостаточно изучены. Насущным является поиск новых методологических и технологических подходов. Недостаточно разработанными до настоящего времени являются существующие модели, основанные на социально-поддерживающих ресурсах среды.
Методологической базой исследования стали транзакциональная теория совладающего поведения — Р. Лазарус, С.Фолкман [15]; отечественный подход к психологическому совладанию с трудными жизненными ситуациями — Л.И. Анцыферова [2], Т.Л. Крюкова [13], Е.В. Куфтяк [14], М.В. Сапоровская [13]; теории копинга в кризисных ситуациях — Е.В. Куфтяк [14], С.К. Нартова-Бочавер [18], Н.А. Сирота [23], В.М. Ялтонский [31].
Цель исследования: выявление уровня сформированности копинг-стратегий у студентов-психологов.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ подходов к исследованию копинг-стратегий.
2. Разработать программу эмпирического исследования копинг-стратегий у студентов-психологов.
3. Осуществить качественный и количественный анализ результатов эмпирического исследования.
Объект исследования: копинг-стратегии.
Предмет исследования: копинг-стратегии у студентов-психологов.
Методы исследования: анализ и обобщение данных из литературных источников, синтез, классификация.
Гипотезы:
1. У студентов-психологов уровень продуктивных копинг-стратегий высокий и выше среднего, в частности, «решение проблем» и «принятие ответственности». Непродуктивные копинг-стратегии выражены на уровнях среднем и ниже среднего, в частности, «избегание» и «дистанцирование».
База исследования: ВГПУ ППФ.
Контингент: студенты-психологи 2-го курса заочной формы обучения, профиля подготовки «Психология образования», возраст 19-35 лет, 10 человек, все девушки.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема стресса является одной из наиболее фундаментальных для большинства отраслей психологии. Стресс – это объективная закономерность многих видов деятельности, оказывающая существенное влияние на личностное развитие и профессиональное становление субъекта, его качество жизни, соматическое и психическое здоровье. На стрессовость деятельности могут оказывать влияние как внешние, так и внутренние условия. Под влиянием хронического стресса у человека может развиться синдром эмоционального выгорания.
Стрессовые ситуации как профессионального, так и личного характера возникают в жизни каждого человека с завидной регулярностью. Способность человека управлять своим психоэмоциональным состоянием (стресс-совладающее поведение) позволяет справляться со стрессовыми ситуациями в относительно сжатые сроки и без вреда для психического здоровья. В связи с этим стресс-совладающее поведение выступает важным навыком для любого человека, поскольку позволяет ему оставаться активным, невзирая на стрессогенные условия.
В данной курсовой работе мы провели диагностику копинг-стратегий студентов-психологов. В эмпирическом исследовании приняли участие студенты-психологи ВГПУ ППФ 2-го курса заочной формы обучения, профиля подготовки «Психология образования», возраст 19 – 35 лет, 10 человек, все девушки.
В качестве диагностической методики была использована «Копинг-тест» Р. Лазаруса.
По итогам ее проведения было установлено, что 3 студента-психолога предпочли в качестве ведущего такой копинг как принятие ответственности. Еще 3 студента-психолога выбирают планирование решения проблемы как стратегия копинга. Всего 2 студента-психолога показали склонность к копингу поиск социальной поддержки как к основному способу преодоления. Один студент-психолог предпочитает в качестве основного средства преодоления такой копинг как самоконтроль. Еще один студент-психолог показал склонность к выбору конфронтационного копинга.
Таким образом, по итогам проведения эмпирического исследования мы установили, что первая часть гипотезы (о том, что для студентов-психологов характерен высокий и выше среднего уровень таких продуктивных копинг-стратегий как «решение проблем» и «принятие ответственности») нашла свое подтверждение в ходе анализа полученных данных. При этом вторая часть гипотезы (о том, что у студентов-психологов непродуктивные стратегии, такие как избегание и дистанцирование, выражены на уровнях среднем и ниже среднего) не подтвердилась. В связи с этим, мы отмечаем, что выдвинутая в начале работы гипотеза была подтверждена частично.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ
1.1. Трактовка понятия копинг-стратегии
Копинговые стратегии (от англ. coping, coping strategy) – понятие, объединяющее когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, использующиеся для того, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Синонимичным понятием является переживание. Термин «совладающее поведение» — аналог английского термина «coping behavior», берущего истоки происхождения от слова «соре», дословно имеющего смысл «преодолевать», поэтому трактуется и как «психологическое преодоление» [по 18].
Отечественные исследователи понятие «копинг-поведение» интерпретируют как совладающее поведение или психологическое преодоление. В западной науке термином совладающее поведение обозначались такие феномены, как психологическая защита и копинг-поведение. В соответствии с психоаналитическим подходом психологическая защита представляет собой механизм, способствующий снижению тревоги и напряжения в ситуации интрапсихического конфликта. В 1962 году появился термин «копинг», первоначально употреблявшийся при изучении способов преодоления возрастных кризисов развития [по 28]. Дальнейшее развитие проблема копинга получила в когнитивной модели Р. Лазаруса, который копинг трактовал в качестве стремления к решению проблем, проявляемое человеком в ситуации опасности, при этом у индивида имеются условия для того, чтобы активизировать адаптивные возможности для сохранения личностного, физического и социального благополучия [15]. Данная трактовка явилась основополагающей для разработки трехфакторной модели копинг-механизмов, которые включают копинг-стратегии, копинг-ресурсы и копинг-поведение. Копинг-стратегии при этом служат основой для данной модели и являются реакцией на потенциальную опасность с целью ее преодоления. Копинг-ресурсы представляют собой относительно устойчивые личностные характеристики, обеспечивающие поддержку внутреннего состояния индивида в ходе совладания со стрессом, содействующие расширению репертуара копинг-стратегий. Копинг-поведение детерминировано наличием ресурсов — внешних и внутренних — в сочетании с применением копинг-стратегий.
Постепенно понятие «копинг» от понимания его как «превышающие ресурсы человека требования» стало трактоваться с позиций реакций на стрессовые и проблемные ситуации. Структуру копинг-стратегий составляют чувства и действия индивида, проявляющиеся в экстраординарных условиях. Систематизировав все определения, можно констатировать, что в понятие копинг включаются поведенческие и когнитивные усилия индивидов по выработке стратегий поведения в системе «человек-среда». Соответственным образом индивидуализируются реактивные индивидуальные проявления в зависимости от интенсивности стрессовых воздействий. При этом данные реакции будут выступать в качестве произвольных и непроизвольных, согласно Акимовой Е. В. и Суворовой А. В. [1].
В контексте «человек-среда» стрессовые ситуации приобретают важную роль составляющих элементов социальной действительности. Как уже указывалось, учеными установлено, что особенности ситуации и воспринимаемый контроль над ней и особенности личности индивида выступают главными факторами, определяющими стили и стратегии копинг-поведения. Структура личностных ресурсов обусловлена следующими составляющими, в первую очередь, это: самооценка, самопринятие, локус контроля и уровень тревожности; возраст, пол и гендер; социальная компетентность, принадлежность человека к этнической группе и социальному слою, социальный опыт. Все представленные детерминанты и являются структурными составляющими личностных ресурсов. Проблематика совладающего поведения является одной из главных тем исследования в психологии, и ученые придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания.
В качестве основных способов адаптации к стрессовым ситуациям, выделяют механизмы совладающего – копинг — поведения. Они определяются в качестве отдельных составляющих осознанного поведения человека, призванных обеспечить преодоление разных трудных ситуаций. В этом ракурсе совладающее поведение рассматривается с точки зрения целенаправленных и ориентированных на окружающую действительность механизмов. Под механизмами совладания понимаются усилия человека в поведенческих и внутриличностных аспектах по разрешению внешних и внутренних требований, а также разрешение ими спровоцированных конфликтов. Используются разнообразные попытки их разрешения, требующие напряжения сил, превышающие их степень интенсивности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы