Курсовая с практикой на тему Диагностика коммуникативных качеств дошкольников (+презентация+речь)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ
ДОШКОЛЬНИКОВ.. 5
1.1 Психолого-педагогические основы развития детей
дошкольного возраста 5
1.2.
Особенности развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. 9
Выводы по
первой главе. 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ
КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 19
2.1. Организация и проведение исследования коммуникативных
качеств дошкольников. 19
2.2. Анализ результатов исследования коммуникативных
качеств дошкольников 24
Выводы по
второй главе. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ. 36
Введение:
Диагностика дошкольного развития,
включенная в дошкольное образование, призвана помочь педагогам и родителям
ребенка правильно наладить с ними педагогическое общение.
Специфика ситуации в дошкольном
учреждении заключается в том, что все психологические процессы очень подвижны и
пластичны, а развитие потенциала ребенка во многом зависит от условий,
создаваемых взрослыми для такого развития. В последнее время практика
психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста получила
широкое распространение в системе дошкольного образования Российской Федерации.
Для того чтобы обеспечить ребенку
наилучшие условия для развития личности, необходимо уметь различать корень его
трудностей. Диагностика всегда имеет двойную направленность: определить
развитие, которое было установлено, и определить причину неудачи. Например, при
определении характера существующих у ребенка межличностных отношений со
сверстниками необходимо проанализировать их причины (особенности семейной
ситуации, препятствия к адаптации, невозможность наладить общение, личностные
проблемы и др.). В целях разработки стратегии коррекционно-развивающей работы.
Поэтому часто возникает необходимость проведения комплексных диагностических
исследований по отдельным аспектам развития ребенка и факторам, их
определяющим. Основные средства, которыми овладевает дошкольник,
носят образный характер: сенсорные стандарты, визуальные модели, представления,
диаграммы, символы, планы. Основным путем развития дошкольника является
обобщение его собственного чувственного опыта, эмпирическое обобщение.
Формирование коммуникативных навыков
является важным условием нормального психологического развития ребенка. А также
подготовка к одной из главных задач своей дальнейшей жизни.
Поэтому диагностика коммуникативных
качеств дошкольников очень актуальна.
Предмет исследования:
коммуникативные качества дошкольника.
Объект исследования: диагностика
коммуникативных качеств дошкольников.
Цель исследования: провести
диагностику коммуникативных качеств дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить
психолого-педагогические основы развития детей дошкольного возраста
2. Рассмотреть особенности развития
коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
3. Организовать и провести исследование коммуникативных
качеств дошкольников
4. Проанализировать
результаты исследования коммуникативных качеств дошкольников
Гипотеза исследования в дошкольном
возрасте не все дети имеют устойчивые представления об
общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником,
способах выражения отношения ко взрослому, различают эмоциональное состояние
сверстников и ориентируются на него в процессе общения.
Методы исследования: коммуникативные способности (Веракса Н.Е.) [18].
База
исследования: МАДОУ № 33 г. Первоуральск,
Свердловская область, 10 детей (5-6 лет).
Структура
исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников и приложения.
Заключение:
На этапе дошкольного
детства развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного
мышления и воображения имеет особое значение. В дошкольном возрасте внимание,
память, мышление приобретают косвенный, символический характер, становятся
высшими психическими функциями. Главное интеллектуальное достижение дошкольного
возраста — ребенок начинает мыслить разумом, на внутреннем плане.
Но это
мышление крайне несовершенно, его главной отличительной чертой является
эгоцентризм, ребенок оценивает любую ситуацию только с его позиции, с его точки
зрения.
Причиной
когнитивного центрирования является отсутствие дифференциации между собой и
внешней реальностью, восприятие собственной точки зрения как абсолютной и
уникальной.
Таким образом, организуя ролевую
игру, учитель вовлекает детей в непосредственное общение. По
результатам методик, большинство детей высокий результат это дети, которые
четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и
требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое
поведение в соответствии с ними, различающие эмоциональное состояние
сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения, эти дети имеют представления об общепринятых нормах и
способах выражения отношения ко взрослому.
Они имеют
устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации
взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку. По
результатам диагностики большинство детей показали хорошие результаты развития
коммуникативных качеств.
Таким
образом, у большинства детей экспериментальной группы высокий уровень развития
коммуникативных качеств.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ
ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Психолого-педагогические
основы развития детей дошкольного возраста
Детство — это
период самого быстрого и интенсивного развития человека. По мнению Е.О. Смирнова,
ни в каком другом возрасте человек не проходит столько специфических стадий, как
в раннем и дошкольном детстве. За первые 5-6 лет своей жизни он превращается из
совершенно беспомощного ребенка в довольно хорошо сформированного человека со своими
интересами, чертами характера, привычками и взглядами.
Именно в эти годы
ребенок начинает ходить, действовать с предметами, разговаривать, думать, общаться,
воображать. Скорость появления новых качеств у ребенка поражает взрослых.
Постоянное движение
ребенка вперед, появление все новых форм его самостоятельности и инициативы характеризуются
фактами, присущими развитию ребенка. Л.С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст
является начальным этапом развития познавательной деятельности. Когнитивные процессы
ребенка дошкольника включают в себя: восприятие, память, мышление, речь, воображение.
[3]
В дошкольном возрасте
восприятие мира ребенком качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок,
в отличие от взрослого, в большинстве случаев рассматривает предметы так, как они
воспринимаются непосредственно, он не видит вещей в своих внутренних отношениях.
Ребенок считает свое мгновенное восприятие единственно возможным и абсолютно верным.
Жан Пиаже, который детально изучил когнитивное развитие ребенка, назвал это явление
«реализмом». Именно такого рода реализм не позволяет нам рассматривать вещи, независимые
от субъекта, в их внутренних отношениях.
Особое место в познавательной сфере занимает память.
Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль играет память, при
развитии которой существует возможность отделения от сложившейся ситуации и наглядно-образного
мышления.
Память в основном
носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста, в связи с развитием
игры и под влиянием взрослого, у ребенка начинает развиваться произвольное, преднамеренное
запоминание и воспоминание.
На этапе дошкольного
детства развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления
и воображения имеет особое значение. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление
приобретают косвенный, символический характер, становятся высшими психическими функциями.
Сначала ребенок
переходит на использование внешних приспособлений (в среднем дошкольном возрасте),
а затем они «вращаются» (в старшем дошкольном возрасте). [8] Основные средства,
которыми овладевает дошкольник, носят образный характер: сенсорные стандарты, визуальные
модели, представления, диаграммы, символы, планы. Основным путем развития дошкольника
является обобщение его собственного чувственного опыта, эмпирическое обобщение.
Дети проявляют
высокий уровень познавательных потребностей, задают большое количество вопросов,
которые отражают их желание по-своему классифицировать предметы и явления, находить
общие и разные признаки жизни и неживости, прошлого и настоящего, добра и зла. Именно
к этому веку вопросы касаются происхождения различных предметов и явлений. Эти вопросы
действительно фундаментальны (откуда появился мир, откуда приходят дети). [4]
Главное интеллектуальное
достижение дошкольного возраста — ребенок начинает мыслить разумом, на внутреннем
плане.
Но это мышление
крайне несовершенно, его главной отличительной чертой является эгоцентризм, ребенок
оценивает любую ситуацию только с его позиции, с его точки зрения. Причиной когнитивного
центрирования является отсутствие дифференциации между собой и внешней реальностью,
восприятие собственной точки зрения как абсолютной и уникальной.
Другие особенности
мышления детей проистекают из эгоцентризма и связаны с ним; это синкретизм, «несохранение
количества», искусственность, анимизм, реализм. Одним из основных направлений развития
мышления в дошкольном возрасте является преодоление эгоцентризма и достижение децентрализации.