Курсовая с практикой на тему Диагностика инноваций в досуговой сфере
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Досуг: понятие и основные категории 5
1.2 История развития досуговой сферы в РФ 8
1.3 Виды досуговой деятельности 11
2. ДИАГНОСТИКА ИННОВАЦИЙ В ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
2.1 Понятие, современные подходы, сфера применения 19
2.2 Инновационные формы досуговых программ 28
2.3 Технология подготовки и проведения развлекательных форм культурно-досуговой деятельности с молодежной аудиторией 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ 46
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Досуг — это время, свободное от работы, занятий, любого дела. Сейчас ученые насчитывают около 500 различных форм и видов досуга.
Население в процессе досуговой деятельности оказывается в условиях свободы выбора видов деятельности по интересам, целям, содержанию, стилю и способам самовыражения. Привлечение населения к досуговой деятельности способствует активной социализации, саморазвитию и профессиональному становлению. В этом процессе активизируется развитие профессиональных, когнитивных, эмоционально — волевых и организационных качеств, осуществляется формирование индивидуально — творческого потенциала, проходит педагогическая поддержка социальной активности в профессионально ориентированных видах досуговой деятельности.
Культурно — досуговая деятельность — наиболее сложная и наименее управляемая часть всей педагогической системы, направленной на развитие личности, создание ценностей, одобряет общество. При этом эффективность воспитательной деятельности достигается не за счет увеличения количества воспитательных мероприятий, а путем повышения их качества. Кроме того, только в культурно — досуговый деятельности есть элементы творчества, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания[2].
Современная социокультурная жизнь общества характеризуется рядом негативных процессов: потерей духовно-нравственных ценностей, отчуждением от культуры и искусства, уменьшением финансовой обеспеченности учреждений культуры и современных культурно-досуговых центров, отсутствием конкретной государственной политики по организации культурно-досуговой деятельности. В то же время, наблюдается высокий уровень коммерциализации досуга: множество коммерческих досуговых учреждений и клубов, как для всестороннего развития, так и по интересам; сети так называемых «зон отдыха»; платные секции и кружки.
Сохраняя свою уникальность и неповторимость, человек вместе с организатором воспитательного процесса дополняет свои знания, развивает способности, активно и самостоятельно действует в условиях среды, имеет возможность достигать весомых результатов социального взаимодействия и духовного самосовершенствования.
Организация досуговой деятельности рассмотрена в работах М. Кривко, В. Рачкова, А. Ариарського, В. Кирсанова, Ю. Стрельцова, Ю. Бондаревский, В Триодин.
Объект работы – культурно-досуговая деятельность.
Предмет работы — диагностика инноваций в досуговой сфере.
Цель работы — раскрыть особенности инноваций в досуговой сфере.
Задачи работы:
1. Изучить методико-теоретические аспекты организации и совершенствования культурно-досуговой деятельности.
2. Рассмотреть особенности развития культурно-досуговой деятельности.
3. Исследовать особенности организации и совершенствования культурно-досуговой деятельности центра на примере дома культуры.
Объектом исследования выступил Дом культуры «Меховщиков» г. Казань.
Текст работы:
Сегодня перед домами культуры стоит задача целенаправленной организации социокультурного пространства территориальной общины, где особое значение имеют: диагностирование, проектирование и продуцирование результата ее развития. Если говорить кратко, то в основе диагностики лежит набор действий, что позволяет судить в целом о среде и его составляющей. Проектирование — это, по сути, моделирование пространства и прогнозирования возможностей среды. Продуцирование выражает технологию формирования и развития личности через среду, превращается действиями субъекта в средство активизации творчества, усиления влияния результатов творчества на местный социум.
Таким образом, перспективным направлением совершенствования домов культуры является концепция социокультурной среды, что ориентируется на организацию интеграционных процессов, взаимосвязей и взаимодействия структурных компонентов разного уровня организации социума, в результате чего создается специфический комплекс социальных, культурных, социально-педагогических условий развития местной общины.
Информация, полученная в ходе исследования, позволяет утверждать, что население сталкиваются со значительным количеством социальных проблем.
Проявлением этих проблем есть такие явления, как:
• Низкий уровень жизни граждан,
• Распространения инфекционных, онкологических болезней и алкоголизма и наркомании уменьшает продолжительность жизни.
• Пассивность граждан и духовной кризис.
Сеть домов культуры достаточно разветвленная, хотя и находится в состоянии кризиса, проявлением которой является сокращение численности учреждений и мест в них большими темпами, чем сокращается население. Несмотря на финансирование деятельности ДК из местных бюджетов, не всегда наблюдается ориентация в деятельности на реальные потребности общин и, как следствие, отсутствие устойчивой связи между гражданами и домом культуры.
Хотя на локальном уровне накоплен значительный положительный опыт сотрудничества ДК и активных граждан по решению социальных проблем, в том числе, с применением новейших социальных технологий (благотворительные акции, центры местной активности, аниматорство и т.д.), он еще не стал распространенным явлением, и не принес значительного социального эффекта на национальном уровне.
Потенциал сотрудничества ДК и активных граждан (общественные организации, инициативные группы и т.д.) существует, но полностью не используется. У работников сферы культуры не хватает для этого инициативности, знаний современных социальных технологий, мо ивации.
Поэтому на локальном уровне часто наблюдается следующая ситуация: на решение социальных проблем у властей не хватает ресурсов, а имеющийся потенциал в виде домов (опытный персонал, материальная база) и активных граждан (социальные инициативы которых менее затратные по сравнению с традиционными бюджетными) не используется.
Нельзя утверждать, что налаживание сотрудничества в этом направлении является единственным путем преодоления социальных проблем, но, безусловно, одним из них, причем по критерию цена / эффективность, весьма привлекателен.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Досуг — это время, свободное от работы, занятий, любого дела. Сейчас ученые насчитывают около 500 различных форм и видов досуга.
Население в процессе досуговой деятельности оказывается в условиях свободы выбора видов деятельности по интересам, целям, содержанию, стилю и способам самовыражения. Привлечение населения к досуговой деятельности способствует активной социализации, саморазвитию и профессиональному становлению. В этом процессе активизируется развитие профессиональных, когнитивных, эмоционально — волевых и организационных качеств, осуществляется формирование индивидуально — творческого потенциала, проходит педагогическая поддержка социальной активности в профессионально ориентированных видах досуговой деятельности.
Культурно — досуговая деятельность — наиболее сложная и наименее управляемая часть всей педагогической системы, направленной на развитие личности, создание ценностей, одобряет общество. При этом эффективность воспитательной деятельности достигается не за счет увеличения количества воспитательных мероприятий, а путем повышения их качества. Кроме того, только в культурно — досуговый деятельности есть элементы творчества, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания[2].
Современная социокультурная жизнь общества характеризуется рядом негативных процессов: потерей духовно-нравственных ценностей, отчуждением от культуры и искусства, уменьшением финансовой обеспеченности учреждений культуры и современных культурно-досуговых центров, отсутствием конкретной государственной политики по организации культурно-досуговой деятельности. В то же время, наблюдается высокий уровень коммерциализации досуга: множество коммерческих досуговых учреждений и клубов, как для всестороннего развития, так и по интересам; сети так называемых «зон отдыха»; платные секции и кружки.
Сохраняя свою уникальность и неповторимость, человек вместе с организатором воспитательного процесса дополняет свои знания, развивает способности, активно и самостоятельно действует в условиях среды, имеет возможность достигать весомых результатов социального взаимодействия и духовного самосовершенствования.
Организация досуговой деятельности рассмотрена в работах М. Кривко, В. Рачкова, А. Ариарського, В. Кирсанова, Ю. Стрельцова, Ю. Бондаревский, В Триодин.
Объект работы – культурно-досуговая деятельность.
Предмет работы — диагностика инноваций в досуговой сфере.
Цель работы — раскрыть особенности инноваций в досуговой сфере.
Задачи работы:
1. Изучить методико-теоретические аспекты организации и совершенствования культурно-досуговой деятельности.
2. Рассмотреть особенности развития культурно-досуговой деятельности.
3. Исследовать особенности организации и совершенствования культурно-досуговой деятельности центра на примере дома культуры.
Объектом исследования выступил Дом культуры «Меховщиков» г. Казань.
Список литературы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Досуг: понятие и основные категории
Социокультурную деятельность можно определить как качественно новый уровень использования человеком своих способностей и способностей, которые проявляются в создании культурных ценностей и направляются на личное развитие человека через усвоение им определенной системы знаний, норм, образцов и ценностей. Это та деятельность, которая обеспечивает устойчивое равновесие между общественным и культурным, поскольку культурное отставание от постоянных социальных изменений приводит к дезорганизации жизнедеятельности, в том числе свободного времени.
Близким к СКД является понятие «культурно-досуговая деятельность». Культуролог Н. А. Плугина определяет ее как производную форму культурного пространства и считает концептом, под которым понимается совокупность учреждений и организаций культуры, органов их управления, системы связей и отношений между ними, в рамках которых осуществляется формирование ценностных ориентаций личности, удовлетворение важнейших социокультурных потребностей [10, c.34].
Социально-культурная значимость досуга проявляется в том, что человеку свойственны потребности, удовлетворение которых возможно только в сфере досуга: потребности в индивидуальной и коллективной творческой деятельности, в знакомстве с произведениями искусства, посещении культурно-досуговых программ, чтении художественной литературы, просмотре телевизионных передач. И именно в сфере досуга (за пределами учебы, работы, хозяйства, церкви) продолжается развитие личностных качеств (неважно, речь идет о ребенке, подростке или взрослом человеке). Ведь досуг не может избежать того «воспитательного» воздействия на человека, что осуществляется с различных – культуро-созидательных или разрушительных, контролируемых или неконтролируемых – источников [2, c.34].
Формирование личности происходит под влиянием общения с друзьями, коллегами, родственниками; в процессе общественной деятельности; при чтении газет, журналов и книг, просмотра телепередач; в процессе спортивных занятий или участия в развлекательных мероприятиях. В случае, если организация содержательного досуга населения перестает быть приоритетной задачей в государстве, досуг превращается в своеобразный «накопитель» социальных и культурных проблем. И наоборот — общественная неустроенность, потеря нравственных и эстетических идеалов, экономическая нестабильность, социальная незащищенность — отрицательно сказываются на использовании населением своего досуга. Можно констатировать, что досуг — это явление возможностей и ограничений, его цель — творческая, а не разрушительная деятельность. И главная роль в организации досуга отводится человеку как социальному существу.
Важную роль в осознании природы и социальной сущности досуга, конкретизации его общественных задач, смысловой нагрузки, играет определение структуры и функций досуговой сферы, потребностей общества, закономерностей общественного развития, что имеют целью максимально привлечь человека к досуговой деятельности, способствовать развитию его самостоятельности, инициативы и активности.
Среди противоречий, непосредственно связанных со структурой и функциональным наполнением досуга, необходимо определить [11, c.34]:
— неотложность решения досуговых проблем и несформированность культурологического знания о социальных механизмах решения этих проблем;
— неоправданное преимущество развлекательных форм досуга над культурно-просветительскими и творческими, что делает невозможным осуществление многих социально-культурных задач;
— рост в обществе социально-культурной значимости и ценности досуга при наличии низкой культуры досуга у подавляющего большинства населения (неразвитость досуговых запросов, вкусов, потребностей, неумение организовать свою досуговую деятельность, использовать имеющиеся возможности и т.д.);
— несоответствие мирового досугового развития неразвитой отечественной сфере досуга (от отсутствия надлежащей коммунальной и транспортной инфраструктуры до низкого качества досуговых услуг).
Итак, многофакторность проблемного поля, в рамках которого определяется досуг как социально-культурное явление, обостряет ощущение диссонанса между несоответствием, несогласованностью, тематической «разбросанностью» научных исследований и их очевидной эвристичностью и новаторством, что объясняется желанием ученых учесть реалии современной практики.
Значимым является то, что в процессе досуговой деятельности человек усваивает и обрабатывает большую совокупность социально значимых способов практического поведения, большинство из которых не свойственны трудовой, семейной или бытовой обыденности, однако необходимы для гармоничной социализации.
Высокую эффективность и необременительность формирующих воздействий обеспечивает добровольность и привлекательность досуговых занятий, на которых человек удовлетворяет субъективно осознанные и личностно значимые потребности. Более того — он может совершенствовать необходимые для этого качества. В результате, вовлекаясь в производственную, бытовую или общественно-политическую деятельность, успешно и продуктивно выполнять свои функции. Многие досуговые занятия, особенно культуроориентованные, способствуют формированию новых качеств, необходимых для участия в сложных формах деятельности, ранее неизвестных для человека. Это происходит тогда, когда досуговые занятия (даже социально нейтральные) ориентируют человека на социально значимые формы жизнедеятельности (здоровье, сообразительность, умение), а главное — укрепляют его духовные качества, развивают социальную ответственность, усиливают мотивацию к социально полезным формам поведения и т.д..
На досуге человек не находится под жестким социальным контролем, как, например, в промышленной деятельности, поэтому именно досуг отражает стала ли культура сутью, регулятором поведения человека, взаимоотношений с другими людьми и природой, или, наоборот, человек придерживается культурных предписаний только в условиях жесткой регламентации. То есть, в процессе досугового творчества человек формируется как художник, мастер, совершенствуя и самого себя, и окружающую среду [5, c.29].
На современном этапе развития социально-экономических отношений многие люди не чувствуют психологического удовлетворения от работы (учебы) и не реализуются в ней, не находят смысла во многих видах деятельности. Поэтому люди ищут как содержательную работу, так и содержательный досуг. Они ищут творческой реализации за пределами работы, удовлетворения потребностей в мире хобби, добровольной волонтерской деятельности, самообразования и самореализации. Задача социокультурного менеджера состоит в том, чтобы досуговая сфера при грамотной его организации и осуществлении способствовала человеку в установлении баланса между работой или учебой и досугом, предоставляла возможность для саморазвития и становления личности.