Курсовая с практикой на тему Диагностика и профилактика суицидального поведения в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты диагностики и профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте 6
1.1. Особенности подросткового возраста 6
1.2. Проявление характера в подростковом возрасте 10
1.3. Исследование проблемы суицидального поведения в отечественной и зарубежной психологии 19
1.4. Причины беспокойства и его особенности у подростков 24
Глава 2. Практические аспекты диагностики и профилактика суицидального поведения в подростковом возрасте 34
2.1. Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей подросткового возраста 34
2.2. Диагностика проявления акцентуаций характера подростков 38
2.3. Рекомендации для родителей по профилактике тревоги у детей 45
2.4. Методические рекомендации по коррекции дезадаптивных форм поведения у акцентуированных подростков 48
Заключение 52
Список литературы 54
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что в наше время человек более чем когда-либо подвергался травмирующим факторам. Стресс и другие виды нервных срывов могут возникать как на рабочем месте, так и в повседневной жизни.
Урбанизация, ускоряющая ритм жизни, информационная перегрузка усиливают напряжение, часто способствуют возникновению и развитию пограничных форм психоневрологической патологии, что делает проблему психопрофилактики одной из важнейших задач защиты психического здоровья человека.
В подростковом возрасте часто наблюдаются суицидальные наклонности. Суицидальные наклонности мы будет диагностировать с помощью акцентуации характера и уровня тревожности подростков.
Решение этих проблем связано с необходимостью ранней диагностики проявлений такого рода состояний, в частности невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Важную роль играет диагностика акцентуаций характера, которые способны перейти в патологическое состояние.
Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и «сгладить углы» межличностных отношений.
Определение акцентуаций характера в подростковом возрасте необходимо, так как это время считается самым трудным и критическим в человеческом развитии. Именно в этот период, согласно статистике, происходит наибольшее количество самоубийств и незаконных действий, именно в этом возрасте часто формируются зависимости (наркотики, алкоголь и т.д.).
Акцентуация — это понятие, введенное К. Леонхардом и означающее чрезмерную строгость индивидуальных характеристик и их комбинаций, представляющих крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
Подчеркивание характера (другими словами, это чрезмерное обострение индивидуальных черт личности) является динамическим явлением, во многом зависящим от текущей социальной ситуации.
Различные акцентуации характера предполагают разные типы и методы обучения, в зависимости от того, что они могут сгладить или усугубить основные проблемы подростка.
Это положение объясняет актуальность постановки и развития проблемы акцентуации характера у подростков.
Почему объектом исследования являются индивидуальные психологические особенности подростков, объясняется тем, что при формировании характера очень отчетливо выявляются его типологические особенности, не сглаженные и не затушеванные жизненным опытом в этом возрастном периоде.
Со временем особенности акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет нам говорить о «преходящих акцентуациях подросткового характера».
Научная новизна состоит в том, что проблема акцентуации характера у подростков является актуальной научной и практической проблемой социальной психологии.
Это связано, в первую очередь, с тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране приводит к трансформации важнейших институтов социализации — семьи, школы, прежде всего, отражающей будущее поколение, от которого зависит будущее нашего общества, его духовно-нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие.
Степень разработанности. Исследованием данной проблемы занимались: Иванов Н.Я., Раан А.А., Калинина Е.А. и другие. В зарубежной литературе: Э. Кречмер, З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, Г. Олпорт и т.д.
Объект исследования: индивидуально-психологические особенности подростков.
Предмет исследования: суицидальное поведение подростка.
Цель исследования: выявить взаимосвязь характерологических черт подросткового возраста и суицидальных наклонностей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности подросткового возраста;
2. Изучить особенности характера в подростковом возрасте;
3. Рассмотреть исследование проблемы суицидального поведения в отечественной и зарубежной психологии
4. Изучить причины беспокойства и его особенности у подростков
5. Провести психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей подросткового возраста
6. Провести диагностику проявления акцентуаций характера подростков
7. Разработать рекомендации для родителей по профилактике тревоги у детей
8. Разработать методические рекомендации по коррекции дезадаптивных форм поведения у акцентуированных подростков
Методы исследования: анализ теоретической научно-методической литературы, анализ, синтез.
Практическая значимость исследования заключаются в том, что эмпирические методы могут быть использованы на практике в образовательных учреждениях.
Курсовая работа общим объемом состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Цель исследования была достигнута путем решения следующих задач:
1. Рассмотрены особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный период полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка обычно считается особенно трудным как для родителей и учителей, так и для самих детей.
2. Изучено проявление акцентуаций в подростковом возрасте.
В период формирования подростка его типологические особенности, еще не сглаженные жизненным опытом, проявляются настолько ясно, что иногда они напоминают психопатии, то есть патологические аномалии характера. По мере того, как вы становитесь старше, акцентуации становятся более плавными. Типы акцентуаций характера очень похожи и частично совпадают с типами психопатий.
3. Проведена диагностика проявлений акцентуаций характера подростков; Эксперимент показал, что основную роль в развитии акцентуации играют условия воспитания, в том числе условия строгих взаимоотношений, особенности развития в раннем детстве, генетический фактор и влияние антиобщественной среды. В других случаях, когда характер подчеркивается, неадаптивными формами поведения либо полностью отсутствуют, либо недолговечны.
4. Разработаны рекомендации по коррекции дезадаптивных форм поведения у акцентуированных подростков.
Для нормального развития подростка иногда требуется коррекция всех его семейных отношений, таких как:
1) чрезмерные требования родителей,
2) соперничество братьев и сестер,
3) чрезмерные амбиции подростка.
Чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен использовать слова, которые помогают развить позитивную самооценку и чувство адекватности для подростка. Практическая часть этой работы посвящена выявлению такой связи между подчеркнутыми чертами характера и типом подросткового поведения в конфликте и конфликте.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась: существует взаимосвязь между выраженностью акцентированных черт и показателями конфликта у подростков.
Полученные в работе данные могут быть использованы учителями, родителями, социальными работниками для адекватного взаимодействия с подростками и для разработки эффективных программ, направленных на исправление высокого конфликта подростков, с учетом индивидуальных особенностей подростков. Изучение детской и подростковой тревожности занимает значительное место в современной психологии.
Среди наиболее актуальных вопросов-выявление причин и способов коррекции тревожного поведения. В ходе исследования было рассмотрено и изучено большое количество научной литературы. Выделены основные виды тревожности и пути решения данной проблемы. Изучены концепции различных педагогов. Представлены основные виды и способы улучшения и совершенствования методик определения степени тревожности у подростков.
Рассмотрены различные способы преодоления тревожности
Цель исследования была достигнута путем решения ряда задач, а именно:
1. Удалось рассмотреть основные теоретические аспекты тревожности подростков.
2. Изучить виды подростковой тревожности,
3. Охарактеризовать особенности тревожности и различные причины ее возникновения,
4. Изучены методики и приемы исследования уровня тревожности старших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты диагностики и профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте
1.1. Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный период полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка обычно считается особенно трудным как для родителей и учителей, так и для самих детей. Основой этой оценки является обилие критических, психологических и физиологических состояний, которые объективно возникают в процессе развития, которые иногда называют «критическими периодами детства». Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки детского организма: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. Организм претерпевает кардинальные изменения в связи с деятельностью желез внутренней секреции.
Метаболизм усиливается. Нарушение прежней согласованности в деятельности организма и пока еще нерегулируемой новой системы его функционирования являются основой общего дисбаланса подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких перепадов настроения от насильственной деятельности к летаргии и апатии.
Особенность подросткового возраста заключается в том, что внешне и по своим притязаниям он взрослый, а по своим внутренним характеристикам и возможностям он во многих отношениях еще ребенок. Отсюда постоянная потребность подростка в привязанности, внимании, интерес к играм, потребность в веселье, суете друг с другом [12].
Наряду с этим, наряду с ощущением зрелости, подросток пробуждается и активно формирует самосознание, повышенное чувство достоинства и осознание пола. Подросток характеризуется повышенной критичностью. Если в детстве он не обращал внимания на многие события в окружающем его мире или был снисходительным в своих оценках, то, став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое ему, делая свои собственные суждения, зачастую очень прямые, категорические и бескомпромиссные.