Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Диагностика и коррекция заикания у дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ  3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЗАИКАНИЯ В
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ  6
1.1 Заикание и причины его возникновения  6
1.2 Виды заикания  11
1.3. Подходы к диагностике и коррекции заикания в
дошкольном возрасте  15
2 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ
ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   23
2.1 Организация, методы и методики исследования  23
2.2 Результаты диагностики заикания у дошкольников  27
2.3 Возможности коррекции заикания в дошкольном возрасте  33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ   40

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Проблема заикания интенсивно
изучается и освещается в научных трудах течение всего ХХ века. Довольно много
лет вопросы изучения детей с заиканием интегрировались на уровне дефектологии.
Заикание в дефектологических исследованиях рассматривался с клинических,
психологических и педагогических позиций. Это направление выбрали
Т. Непфнер и Е. Фрешельс, а также А. Либман, Г. Неткач, Ю. Флоренская

Для
понимания структуры речевого недостатка при заикании исследователи в разное
время и разными методами изучали механизм заикания, причину его возникновения,
особенности проявления. Для того, чтобы подойти к современному пониманию
структуры этой речевой недостатки, необходимо иметь представление о различных
подходах к этому явлению.

Заикание
заболевание интенсивно изучается и освещается в научной литературе на
протяжении многих лет такими выдающимися учеными как Н. Асатиани,
Л. Белякова, С. Дьякова, Р. Левина, С. Ляпидевский, В. Гиляровский,
И. Сикорский, Н. Тяпугин и другие.

Научная
разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами
известных психиатров В. Гиляровского, И. Сикорского. С конца ХХ века регулярно
проводятся международные симпозиумы, посвященные исключительно проблеме
заикания.

Итак,
проблема заикания волнует многих ученых не одно столетие, поскольку учитывает
много компонентов. Поэтому и подходы к лечению и коррекции заикания и в нашей
стране, и за рубежом меняется быстро и часто. Трудности лечения заикания
заключаются еще и в том, что до сих пор четко не обнаружен тот фактор, который
является единственной и безусловной причиной заикания.

Существует
множество подходов к коррекции этого нарушения, от традиционных до
«нетрадиционных» методов.

За
последние годы углубились методологические принципы логопедии, создано ее
программно-методическое обеспечение, выполненный ряд фундаментальных и
практикоориентованных исследований, направленных на изучение, преодоление и
предупреждение нарушений развития речи. Этим и обусловлена актуальность данного
исследования.

В
последнее время актуальным является вопрос по применению физических упражнений
при коррекционной работе в логопедии. Известно, что основой для коррекции
голоса и речи является нормализация дыхания. Внедрение в практику занятий по физическому
воспитанию специальных дыхательных упражнений способствует постановке как
физиологического, так и фонационного дыхания.

Выполнение
физических упражнений со звукопроизношением или языковым сопровождением
является действенным средством при закреплении изученных звуков и способствует
введению этих звуков в произвольную речь детей. Однако, все это не имеет
значения, если не будет проведена диагностическая работа по выявлению заикания
и уровня тяжести его проявления.

В логопедии принят комплексный подход
к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной
и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического
комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и
сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение
заикающегося.

Научная новизна исследования заключается в расширении понятия
заикания и причин его возникновения, а также в разработке плана коррекционной
работы.

Целью исследования является проведение диагностики
заикания у старших дошкольников и разработки плана коррекционной работы.

Достижение
поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Раскрыть сущность понятия «заикание» и его причины.

2. Описать виды заикания.

3. Изучить подходы к диагностике и коррекции заикания в дошкольном
возрасте

4. Организовать и провести исследование заикания у детей старшего
дошкольного возраста.

5. Провести анализ и интерпретацию полученных в результате
исследования данных.

6. Проанализировать возможности коррекции заикания в дошкольном
возрасте.

Экспериментальная база: Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия Олимпионик» г. Саратов.

Характеристика выборки
испытуемых:
4 ребенка старшего дошкольного возраста, страдающие заиканием. Возраст
испытуемых – 5-6 лет.

Методы исследования:

– анализ литературы по теме исследования;

– синтез и обобщение;

– диагностика.

Методики:


беседы;


наблюдения: в повседневной жизни, на занятиях и прогулке.

Практическая значимость результатов исследования
состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал может
быть использован для дальнейших разработок данного вопроса, а также в работе
логопеда при коррекции заикания у дошкольников.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных
источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ На
сегодня в научной литературе высказываются различные мнения по проблеме
заикания, которые зависят от методологического характера или мировоззренческих
позиций, принадлежности автора к тому или иному научного направлению, а также
от предмета науки, представителями которой являются сами исследователи:
физиологии, медицины, педагогики или психологии.

Поэтому
одни ученые свое внимание сосредотачивают на биологических факторах, другие –
на социально-психологических. Существуют значительные трудности при проведении
диагностики среди дошкольников.

С
конца XIX века формируется более устоявшееся мнение о заикание – это по сути
сложное психофизическое расстройство, основу которого, в первую очередь,
составляют именно физиологические нарушения, а нарушения психологического
характера являются вторичными; многие исследователи, наоборот, первичными
считали психологические особенности физиологических проявлений, при этом
заикание – это лишь следствие этих недостатков. Таким образом, постепенно
складывалось представление о заикании, как о функциональном заболевании вроде
невроза.

На
сегодняшний день заикание является одной из острых проблем логопедии и
коррекционной педагогики.

Во
всем мире ученые считают заикание сложной проблемой как в теоретическом, так и
в практическом аспектах. Заикание у детей – это форма речевой патологии,
основой которой является расстройство вербальной коммуникации. Изучение данной
речевой аномалии, как правило, осуществляется с помощью клинических,
физиологических, психологических и психолого-педагогических методов.

Задачами
коррекционно-развивающего обучения являются: нормализация
общего и речевого поведения детей с учетом возрастных
психофизиологических особенностей и формирование навыков пользования самостоятельной речью
без заикания.

Существенными
особенностями предлагаемой системы является то, что речевые умения и навыки формируются не
по подражанию, а в условиях, с самого начала стимулирующих пользование
самостоятельной связной речью без заикания.

Усложнение
системы достигается
уменьшением наглядного содержания
речи и нарастания в ней элементов контекстности.

Образовательными
задачами предусмотрено
расширение и углубление знаний
детей об окружающем мире, развитие
элементарных математических представлений,
обучение рассказыванию, навыкам изображения предметов и передачи сюжетов на
занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием.

Длительное
время в практике
устранения заикания подчеркивалась
задача выработки замедленной, плавной
репродуцирующей речи и после
этого осуществлялся переход к самостоятельной речи в нормальном темпе. На
занятиях значительное место отводится механическим тренировкам, носящим характер стереотипного повторения готовых формулировок, которые не подготавливали
детей к пользованию самостоятельной
речью без заикания.

Итак, учитывая постоянный рост количества детей
дошкольного возраста с заиканием и все описанные аспекты, мы можем утверждать о
необходимости дальнейших исследований особенностей заикания и его преодоление,
что подчеркивает актуальность разработки методического обеспечения процесса
коррекции заикания у детей дошкольного возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАИКАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Заикание и причины
его возникновения Заикание
является одним из наиболее распространенных речевых расстройств. Как правило,
заикание возникает в период раннего детства. В условиях отсутствия
своевременной помощи заикание может сохраняться в течении долгих лет. Проблема
диагностики и коррекции заикания до сих пор остается малоизученной несмотря на
наличие многочисленных трудов, посвященных поиску путей для его
диагностирования и преодоления [1, с. 18].

В
конце XIX – начале ХХ в. определяется мнение, что заикание – это сложное
психофизическое расстройство.

Нет
и единого видения в вопросе непроизвольных и произвольных компонентов заикания.
Большинство современных нейролингвистических теорий, так или иначе, связывают
заикание с нарушением взаимодействия полушарий головного мозга. В 1839 г. Х.
Лагузен – первый из отечественных ученых доказал, что заикание не вызвано
несовершенством речевых органов. Основными причинами он называл испуг или
подражание в раннем детстве при формировании речи [2]. Позже В. Хмелевский публикует свою работу «Заикание, его
сущность, предупреждение и лечение», где уделяет много внимания вопросам
заикания в раннем детстве. Ученый отмечал, что развитие речи и
физически-психическое состояние ребенка тесно взаимосвязаны.

Г.
Шостак считает первичным при заикании срыв высшей нервной деятельности из-за
перенапряжения нервных процессов в коре головного мозга вследствие
эмоционального стресса. Другие авторы наоборот говорят о главном парадоксе
заикания: что за нарушениями, которые когда-то считались эмоциональными или
психологическими, на самом деле стоит скрытая истинная природа – биологическое
нарушение, в основе которого лежит физическое нарушение в мозге [8].

Многие
авторы определяют заикание как невроз речи, учитывая особенности личности,
слабость нервной и психической сфер В. Гиляровский, М. Лебединский, А. Поварин,
Н. Жинкин, В. Кочергина. Авторы применяют понятие логоневроза, понимая это как
психогенное заболевание, которое распространяется преимущественно на речевую
функцию.

В
это время распространяется определение заикания как расстройства речи с
преимущественным нарушением его коммуникативной функции (Р. Левина,
Н. Чевелева, А. Ястребова, С. Миронова). Мы в своем исследовании также
склоняемся к тому, что коммуникация в дошкольном возрасте и так затруднена в
связи с психологическими особенностями и физиологическими изменениями, а у
дошкольников с заиканием – еще больше. Однако отмечаем, что выделение в
заикании ведущей только коммуникативной функции не отражает всей сложности
симптоматики. Здесь стоит говорить о более широком психологическом направлении
изучения лиц с заиканием.

Начиная
с Г.Д. Неткачева, выделилось психологическое направление изучения и преодоления
заикания. Особенности становления личности заикающегося зависят от различных
факторов. Однако обязательно следует отметить, что при заикании ведущую роль
играют факторы именно психологического характера. Психиатр Г.Д. Неткачев в 1909
году опубликовал труд о новых психологических направлениях в лечении заикания [8]. Этот подход дал возможность еще глубже понять и раскрыть
связь заикания с личностью больного. Автор резко выступил против дидактических
приемов лечения и полностью устранил их в своем методе. Он признавал только
естественную речь. Искусственном дидактическом методом он противопоставлял
психологический метод – перевоспитание личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы