Курсовая с практикой на тему Диагностика готовности ребёнка к обучению в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ.. 4
ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ.. 4
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. 4
1.1. Понятие готовности к школе в
современной педагогике (психологии) 4
1.2. Критерии и факторы развития психологической
готовности детей к школе 7
Выводы по главе 1. 10
ГЛАВА 2
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. 11
2.1. Организация и методики
исследования уровня подготовки старших дошкольников к школе. 11
2.2 Анализ
результатов исследования старших дошкольников к обучению в школе 13
Выводы по
главе 2. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 24
Введение:
Актуальность
исследования. Вопрос готовности к школе в настоящее время
становится очень популярной среди исследователей разных специальностей.
Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к
школьному обучению, дискутируют о возрасте, с которого самым целесообразным
будет начинать обучение детей в школе. Такой интерес к этой проблеме
объясняется тем, что образно готовность к школьному обучению можно сравнить с
фундаментом здания, ведь хороший и крепкий фундамент является залогом
надежности и качества быстрой постройки.
Готовность ребенка к школьному обучению представляет один из самых важных
итогов развития в период дошкольного детства. Актуальность проблемы
исследования заключается в том, что на данном этапе развития общества стоят
высокие требования к организации воспитания и обучения, которые обуславливают
необходимость искать новые, наиболее эффективные психолого-педагогические
подходы, которые будут способствовать приведению методов обучения в
соответствии с требованиями жизни. Для решения этой проблемы необходимо четко
определять цели и принципы организации обучения и воспитания в дошкольных
учреждениях, так как от этого зависит успешность последующего обучения детей в
школе.
Изучением особенностей сформированности готовности детей старшего
дошкольного возраста к обучению в школе занимались многие педагоги и психологи.
Среди них мы можем выделить работы таких исследователей как Л.С. Выготский,
Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, В.С. Мухина и многие другие. Среди
современных исследователей можно назвать М.М. Безруких, М.Н. Ильину, Е.Е.
Кравцова, Е.И. Рогова и др.
Наличие большого пласта научных и практических исследований по проблеме сформированности
готовности к обучению в школе свидетельствует об ее актуальности.
Заключение:
Готовность к обучению в
школе предполагает сформированность достаточного уровня психического развития
детей, который необходим для успешного усвоения школьной программы в начальных
классах, с учетом условий обучения в коллективе сверстников.
В структуру готовности
школьного обучения принято относить мотивационную, социально-личностную,
интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность.
Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает
совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с
учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована
психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и
успешность в обучении.
Мотивационная
готовность к школе
характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием
учиться и стремлением добиваться успехов в учении.
Социально-личностная готовность характеризуется
сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой
социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный
круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении
ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим
способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития
самосознания.
Интеллектуальная
готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности
обучения. Так как связана с развитием познавательной активности и мыслительных
психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей
действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать
причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе
имеющихся данных.
Важной составной частью готовности к обучению является
эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных
навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость,
сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность
предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение
преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ
ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 1.1. Понятие готовности к школе в
современной педагогике (психологии) Поступление в школу является переломным моментом в жизни
ребенка. Одной из важных сторон психологической готовности считается
достаточный уровень волевого развития ребенка. Особенное место занимает
овладение специальными знаниями и навыками, которые относятся к школьным.
К 6-7 годам у ребенка меняется множество психологических
процессов, возрастает подвижность нервных процессов, наблюдается равновесие
процессов возбуждения и торможения. Возрастает функциональное значение второй
сигнальной системы. Происходит полное формирование морфологического созревания
лобного отдела коры больших полушарий, которое в свою очередь дает возможность
для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и
выполнения программных действий. Все эти процессы необходимы для положительного
развития произвольной сферы до уровня, который важен при обучении в школе [17].
Психологическая готовность к обучению в школе представляет
собой сложное образование, которое включает в себя наличие высокого уровня
развития мотивационной и интеллектуальной сферы у детей старшего дошкольного
возраста, а также сформированной сферы произвольности.
Первые исследования по данной проблеме были проведены во
второй половине 19 века такими учеными как А. Нейфильд, А. Нечаев, А. Павлов и
др. В это время были определены проблемы, которые обуславливаются началом
поступления в школу и трудностями детей, связанными с усвоением знаний.