Психология лиц с ограниченными возможностями здоровья Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Диагностика готовности к овладению грамотой дошкольников с нарушением зрения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Проблема исследования в общей, возрастной и специальной психологии 5
1.1. Определение базового понятия из общей психологии. 5
1.2. Определение базового понятия из возрастной психологии с анализом готовности к овладению грамотой дошкольников с нарушением зрения 7
1.3. Определение базового понятия из специальной психологии с анализом существующих эмпирических исследований готовности к овладению грамотой дошкольников с нарушением зрения 10
Глава II. Научно-методические основы и результаты диагностического исследования готовности к овладению грамотой дошкольников с нарушением зрения 16
2.1.Определение задач диагностического исследования, критериев, показателей и шкалы оценки готовности к овладению грамотой дошкольников с нарушением зрения 16
2.2. Характеристика содержания диагностической программы готовности к овладению грамотой дошкольников с нарушением зрения 19
2.3. Подготовка коррекционно-развивающих мероприятий готовности к овладению грамотой дошкольников с нарушением зрения 23
Заключение 31
Список литературы 33

 

  

Введение:

 

Понятие социально-психологическая готовность к школе — комплексное, охватывает все сферы жизни ребенка. Социально – психологическая готовность к школьному обучению включает в себя овладение ребенком элементов учебной деятельности, высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, определенный уровень волевого и социального развития, мотивационную готовность и сформированную внутреннюю позицию школьника.
Актуальность темы заключается в том, что еще Л. И. Божович, Н. И. Гуткина и А. Л. Венгер в своих исследованиях выявили, что 30 — 40% детей с нарушением зрения приходят в первый класс массовой школы психологически неготовыми к обучению, поэтому подготовка к обучению грамоте до сих пор остается проблемным вопросом. Уровень социально- психологической готовности детей с нарушениями зрения недостаточно сформирован для успешного старта школьного обучения, что приводит к сложностям в построении партнерских отношений: первокласснику сложно фокусировать внимание на учителе, понимать его инструкции, устанавливать контакт со сверстниками и выполнять школьные задания.
Объект исследования — социально-психологическая готовность дошкольников с нарушением зрения к школе.
Предмет — процесс формирования социально-психологической готовности дошкольников с нарушением зрения к школе.
Гипотеза: целенаправленная коррекция развития личности дошкольников с нарушением зрения посредством специальных упражнений и сюжетно-ролевой игры позволит сформировать социально – психологическую готовность к школьному обучению.
Цель исследования — формирование социально-психологической готовности дошкольников с нарушением зрения к школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы различных ученых к понятию социально — психологической готовности.
2. Проанализировать компоненты социально — психологической готовности детей с нарушениями зрения.
3. Рассмотреть методики, направленные на диагностику социально — психологической готовности детей шестилетнего возраста к обучению в школе.
4. Провести констатирующее исследование, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ и синтез.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретическое и практическое исследование психологической подготовки детей с нарушением зрения к школе показало: Для успешной подготовки детей с нарушениями зрения к школе, необходимо комплексное развитие всех психологических качеств ребенка, которые являются важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности в коллективе сверстников. К. Д. Ушинский установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития таких психических функций, как внимание, память, воображение, мышление. Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность предпосылок учебной деятельности. К поступлению в школу у детей, кроме развития психический процессов, должны быть развиты самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
Социально психологическая подготовленность детей к обучению в школе включает: мотивационной, интеллектуальной, социально- личностной, нравственно-волевой компоненты.
Разработано коррекционные занятия не только решаются задачи развития познавательных возможностей детей и формирования у них компенсаторных способов восприятия окружающего, но и создаётся положительный эмоциональный настрой. Этому в значительной степени способствует то, что дети активно взаимодействуют друг с другом и педагогом. Кроме того, они являются не только наблюдателями объектов и явлений, но и непосредственными участниками практических действий с ними, что даёт им возможность чувствовать себя уверенно и комфортно.
Это связано с тем, что в период плеоптического лечения амблиопии применяется метод прямой окклюзии (выключение из акта зрения лучше видящего глаза с целью тренировки другого — хуже видящего). Дети оказываются в положении слабовидящих, а иногда и слепых с остаточным зрением, так как острота зрения хуже видящего глаза может быть очень низкой.
В общем коррекционно — педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия играют роль пропедевтики -подготовки детей к различным видам деятельности. Тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного лечения.
При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребёнку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребёнка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения. Это является одним из условий успешности коррекционной работы.
Таким образом, гипотеза исследования доказана: целенаправленная коррекция развития личности дошкольников с нарушением зрения посредством специальных упражнений и сюжетно-ролевой игры показала эффективность работы по формированию социально – психологической готовности к школьному обучению.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Проблема исследования в общей, возрастной и специальной психологии

1.1. Определение базового понятия из общей психологии.

Общая психология – это дисциплина, которая занимается сбором информации о человеческой психике с помощью теоретических и экспериментальных исследований. Она выявляет наиболее общие методы психологии и психологические закономерности, а также объясняет ее основные понятия. Общая психология – это отличная точка входа в процесс изучения психологии и хороший источник знаний для психолога-специалиста, который позволяет ему совершенствовать свои профессиональные навыки. Любая наука, если начать в нее углубляться, начинает казаться достаточно сложной, но вместе с тем и интересной. Но перед тем, как начать углубляться в ту или иную науку, человеку нужно по поверхностным знанием ее оценить, чтобы понять, что она может дать.
Психологические особенности каждого ребенка изменяются в зависимости от возраста, окружения, состояния здоровья. У детей с какими-либо физическими недостатками они носят особый характер. Поговорим о том, какие психологическое особенности имеют дети и подростки с нарушениями зрения и как себя должны вести педагоги и родители по отношению к ним.
Сразу отметим: по результатам многочисленных экспериментов можно сделать вывод о том, что у детей с нарушениями зрения мозг функционирует так же, как и у здорового ребенка. Тем не менее для таких детей характерны свои психологические особенности и некоторые сбои в развитии.
Как правило, у детей с патологиями зрения развитие несколько запаздывает, и связано это по большей мере с малым запасом представлений о мире, ограниченными возможностями освоения пространства, недостаточной двигательной практикой, а главное — с пониженной активностью знакомства с миром.
Развитие ребенка с нарушениями зрения несколько затягивается, требует больше времени. Это происходит потому, что таким ребятам необходимо искать собственные методы познания окружающего мира, порой сильно отличные от методов нормально видящих детей.
Осознавая эти проблемы, нужно думать о том, чтобы дети с нарушениями зрения получили возможность развиваться в комфортных для них условиях, способствующих этому процессу, причем как в школьных и дошкольных учреждениях, так из-за их пределами. Это важно для того, чтобы предотвратить появление отклонений вторичного характера: например, сбоев в развитии познавательных процессов, эмоциональном и интеллектуальном развитии.
В старшем дошкольном возрасте, в период подготовки к школе, ребенок с нарушениями зрения сталкивается с трудностями восприятия, которые возникают вследствие смены деятельности с игровой на учебную. Итог — старший дошкольник становится замкнутым, хуже поддается воспитанию.
Анализ степени готовности дошкольника к учебе в школе проводится в подготовительных группах детских садов каждый год, в конце весны.
По результатам анализа можно сделать вывод, что наиболее подготовленными являются дети с нарушениями зрения, посещающие специальные коррекционные дошкольные учреждения. Тесты для проверки готовности детей могут носить следующий характер:
1. Предлагается выявить закономерность.
2. Даются задания для определения уровня развития логического комбинаторного мышления.
3. Предлагается записать слова под диктовку для определения уровня развития фонематического слуха.
4. Даются задания для определения развития тонкой моторики рук.
5. Определяется уровень развития внимания и степени ориентации в пространстве.
Обычно большинство детей с легкостью выполняют предложенные задания, при этом сложности возникают, как правило, с тестовыми упражнениями для анализа комбинаторных навыков и при выполнении задач на соотношения.
Таким образом, налаживание процесса обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и подбор эффектных методик, учитывающих психологические особенности, поможет добиться включения таких детей в полноценное общение, предотвратить развитие отклонений, повысить уровень знаний.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы