Курсовая с практикой на тему Диагностика готовности к обучению в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЕ 7
1.1. Сущность понятия «готовность ребенка к школе» 7
1.2. Понятие о психологической готовности к школе и игре, как средстве формирования предпосылок учебной деятельности 12
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 18
2.1. Методы и организация исследования 18
2.2. Анализ и обсуждение полученных результатов 26
2.3. Программа развивающих упражнений для формирования учебной деятельности старшего дошкольного возраста 33
Выводы по второй главе 38
ВЫВОДЫ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Введение:
Актуальность. Детство является важнейшим этапом в жизни каждого человека, а его развития и личностное становление, в значительной мере связано с образованием. Реформаторские процессы, происходящие в отечественном и мировом образовательном пространстве, требуют снижения возраста детей, начинающих систематическое обучение в школе, обусловливают актуальность комплексного решения ряда социально-педагогических проблем [1, 12].
Начало обучения в школе предусматривает совершенствование системы детских дошкольных учреждений, оптимизации учебно-воспитательного процесса, органической частью которого является создание предпосылок для систематической учебной деятельности ребенка, основанной на идее ее всестороннего и гармоничного развития [7].
Изменения в образовании требуют новых подходов в решении вопроса преемственности и перспективности взаимодействия дошкольного и начального звеньев, в которых обеспечение «школьной зрелости» ребенка становится одной из главных задач дошкольных учебных заведений. Готовность ребенка к систематическому обучению является основой, от которого зависят его дальнейшие успехи в учебной деятельности, способность к произвольной деятельности, самодостаточность и самочувствие, которое в значительной степени влияет на его психическое и соматическое здоровье [27, 33].
Появление образовательных учреждений нового типа, потребность отбора детей в гимназические классы обуславливают необходимость создания сквозных стратегий реализации личностно ориентированной концепции образования, а также поиск путей совершенствования системы психологической подготовки детей к систематическому обучению в школе.
Констатируя существенный вклад ученых, как теоретиков, так и практиков, в разработку этой проблемы, отметим, что среди исследований нет таких, в которых процесс подготовки к школе основывается на целостной концепции развития ребенка и учитывал особенности психологической готовности ребенка к школе [3, 16].
Таким образом, ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающей среды, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
С учетом этой потребности, а также уровня научно-теоретической и практической разработанности проблемы эффективной подготовки детей к школе избрали тему исследования «Диагностика готовности к обучению в школе».
Цель – провести психолого-педагогическую диагностику готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Объект – психологические особенности детей дошкольного возраста.
Предмет – психологические предпосылки развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно психологических особенностей детей дошкольного возраста и их психологической готовности к школе.
2. Оценить психологические предпосылки готовности ребенка к школе.
3. Обосновать применение программы развивающих игр, направленных на формирование учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая и методологическая база исследования. Проблема подготовки детей к школе нашла широкое отражение в мировом и отечественном историко-педагогическом опыте. К настоящему времени в психолого-педагогической науке по психологическим, педагогическим и методическим аспектам готовности дошкольников к обучению в школе: Т.В. Андреева, 2010 [1], Н.И. Гуткина, 2009 [12], Г.А. Грязнова, 2014 [10], Е.Г. Капитанец, 2015 [18], Л.М. Шевыркина, 2015 [36], И.В. Юнгман, 2015 [38]. Особое внимание уделено преемственности в обучении и воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Детского сада комбинированного вида № 5 «Золотой ключик» муниципального образования г. Москвы, в котором принимали участие 25 детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и синтез научно-методической литературы.
2. Психодиагностические методики оценки психологической готовности детей к школе.
3. Методы математической статистики.
Методики исследования:
1. «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека.
2. Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина.
3. Тест для оценки памяти по методике А.Р. Лурия.
4. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
5. Методика «Бусы.
Практическое значение работы состоит в том, что результаты и материалы исследования могут быть использованы в работе дошкольных учебных заведений, центрах развития ребенка, общеобразовательных школ различных типов, в системе высшего педагогического образования для подготовки воспитателей дошкольных учебных заведений и учителей начальных классов в процессе повышения квалификации педагогических кадров и в системе последипломного педагогического образования.
Структура и объем работы. Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 40 наименований, и приложений.
Заключение:
1. Теоретический анализ проблемно-ориентированной литературы показал, что психологическая готовность к обучению в школе является актуальной теоретической и практической проблемой, о чём свидетельствует большое количество публикаций на эту тему. Под психологической готовностью к обучению (или готовностью к школе) психологи понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка 6–7 лет, позволяющий ему начать систематическое обучение в группе сверстников.
В настоящее время существует немало различных подходов к решению проблемы психологической готовности детей к школе, но во всех исследованиях утверждается, что для успешной адаптации ребенка в I классе необходимо, чтобы к моменту поступления в школу он достиг определенного уровня интеллектуального, речевого, личностного развития
2. Для оценки уровня психологической готовности к школе был использован такой диагностический инструментарий: «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека; методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина; тест для оценки памяти по методике А.Р. Лурия (запоминание 10 слов); тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, которые позволяли количественно и качественно оценить различные аспекты готовности дошкольника к школе.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в результате проведенного тестирования по методике Керна-Йирасека было выявлено, что из 25 опрошенных респондентов высокий уровень готовности к школе был зафиксирован лишь у 20% детей, средний уровень был отмечен у 40% респондентов, у остальных дошкольников был отмечен низкий уровень готовности, что требует проведения дополнительных исследований интеллекта и психического развития.
Результаты тестирования респондентов по методике Д.Б. Эльконина показывают, что лишь 20 % детей смогли справиться с заданием «Графического диктанта» без ошибок, продемонстрировали развитое пространственное воображение, наглядно-образную память и творческое мышление; 60% детей имеются затруднения в умении внимательно слушать, выполнять инструкцию взрослого и самостоятельно справляться с заданием. У таких детей отмечено слабое развитие эмоционально-волевого компонента готовности, самостоятельности, усидчивости и волевых качеств, которые так необходимы будущему первокласснику. Высокий уровень слуховой памяти обнаружен лишь у 20% детей из всей группы, так как только такое количество детей смогли вспомнить 5 из 10 прочитанных слов и уложились в отведенное им время. 20 % опрошенных респондентов смогли вспомнить 3-4 слова, что соответствовало среднему уровню развития слуховой памяти. Оставшиеся 60% детей показали низкий уровень, поскольку смогли вспомнить в отведенное им время лишь 1-2 слова.
3. Основной целью рекомендованных упражнений было развитие слуховой, зрительной, словесно-логической, произвольной, двигательной памяти; стимулирование развития познавательных процессов (внимания, воображения, мышления), способствующих развитию памяти старших дошкольников, расширение кругозора дошкольников в процессе игры. Это обусловлено тем, что игровая деятельность является ведущей в этом возрасте и потенциал развивающей игры в процессе развития памяти ребенка невозможно переоценить.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЕ
1.1. Сущность понятия «готовность ребенка к школе»
Поступление в школу является одним из важнейших событий в жизни ребенка. Переживаются и осмысливаются положительные последствия физического и социально-психологического развития ребенка. Поскольку сегодня многие дети начинают обучение не с семи, а с шести лет, возникает много проблем и вопросов. Поэтому возникает необходимость знать психологию шестилетнего ученика, ведь разница между такими детьми огромна.
Установлено, что феномен «готовность к школе» отличается сложностью и неоднозначностью подходов к его определению, количественных и качественных характеристик его компонентов [12, 15].
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности.
Разработка проблемы готовности ребенка к обучению в школе в психолого-педагогических исследованиях осуществлялась в нескольких направлениях.
Первое направление представлено исследованиями, направленными на формирование у детей дошкольного возраста определенных знаний, которые облегчают в дальнейшем усвоение учебного материала на систематических занятиях в школе [20].
Указанный подход требует четкого планирования и организации занятий, использование специальной методики обучения, адекватной возрастным возможностям старших дошкольников, особенностям их мышления.
Второе направление феномена готовности ребенка к школе неразрывно связано с новообразованиями и изменениями в психике ребенка, которые наблюдаются в конце дошкольного возраста и соотносятся с понятием «школьная зрелость» и предусматривают комплекс качеств, образующих умение учиться [14, 25].