Курсовая с практикой на тему Диагностика гендерных особенностей поведения в конфликтной ситуации в юношеском возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования гендерных особенностей поведения в конфликтной ситуации в юношеском возрасте 5
1.1 Гендерные особенности как социально-психологический феномен 5
1.2 Особенности конфликтности в юношеском возрасте 8
1.3 Обусловленность конфликтного поведения поло-ролевой идентичностью 16
1.4 Вывод из обзора литературы 18
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий конфликтного поведения в юношеском возрасте 21
2.1 Организация и методика исследования гендерных аспектов конфликтного поведения у старшеклассников 21
2.2 Анализ гендерной идентичности и особенностей конфликтного поведения старшеклассников 24
2.3 Влияние гендерной идентичности на выбор старшеклассниками стратегии конфликтного поведения 27
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Введение:
Актуальность темы. Важной составляющей культуры общения является умение личности разрешать конфликты, которые неизбежно возникают, когда есть неудовлетворенные потребности, основанные на обострении противоречий, несовместимых целей, интересов и вызывают сильные эмоциональные реакции — обиды, гнев, стресс и др.
В психологических исследованиях особенностей возрастного развития юношей акцентируется на том, что современный молодой человек не имеет достаточной эмоциональной базы для успешного выхода из конфликтов и, как следствие, это негативно влияет на качество его учебной, научной и профессиональной деятельности (И. Дубровина, В. Калюцький, И. Кон и др.).
Осложняет ситуацию и тот факт, что решение конфликтных ситуаций зависит от многих факторов, среди которых не последнее место занимают личностные особенности их участников. Последние научные исследования конфликтного поведения способствовали выделению поведенческих черт личности, которые были объединены по определенным признакам — гендерным, ролевым, характерологическим, типами темперамента и тому подобное. Различия в поведении рассматриваются как особенности поведенческих проявлений участников конфликта, которые определяются их половой принадлежностью. Поскольку мужчины и женщины имеют отличия развития и функционирования многих сфер — познавательной, когнитивной, эмоционально-волевой, понятно, что и конфликтные ситуации они решают по-разному.
Проблема влияния гендерных особенностей на выбор личностью стратегий поведения в конфликте несмотря на значительное количество психологических исследований, остается актуальной как через перманентную конфликтность социума, так и растущий научный интерес к гендерному аспекту как детерминанты поведения. Несмотря на научную разработанность теоретических аспектов конфликтного поведения, существует определенный дефицит конкретно экспериментальных исследований, направленных на изучение особенностей выбора стратегий поведения в конфликте противоположного пола в юношеском возрасте с различными уровнями самооценки, личностной и ситуативной тревожности. Изучение этого вопроса позволит спрогнозировать конструктивные тактики решения конфликтных ситуаций, возникающих между представителями юношеского возраста. Этим определяется актуальность данной проблемы и цель исследования.
Объект исследования. Гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации в юношеском возрасте.
Предмет исследования. Диагностика гендерных особенностей поведения в конфликтной ситуации в юношеском возрасте.
Цель исследования: Провести комплексную диагностику гендерных особенностей поведения в конфликтной ситуации в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
— изучить гендерные особенности как социально-психологический феномен;
— проанализировать особенности конфликтности в юношеском возрасте;
— изучить обусловленность конфликтного поведения поло-ролевой идентичностью;
— провести анализ гендерной идентичности и особенностей конфликтного поведения старшеклассников ;
— исследовать влияние гендерной идентичности на выбор старшеклассниками стратегии конфликтного поведения.
Заключение:
Итак, в зависимости от андрогинных, маскулинных и фемининных проявлений, происходит существенное изменение доминирующих поведенческих стратегий старшеклассников в конфликтах. У маскулинных юношей доминирующими стратегиями в конфликтных ситуациях является соперничество и компромисс, им свойственны средний уровень самооценки, умеренный уровень личностной и низкий уровень ситуативной тревожности. Для таких юношей присущим является не только доминировать в отношениях, проявлять свой авторитет, но и делать уступки оппонентам, обдумывать варианты лучшего решения конфликтной ситуации. Девушкам с маскулинными проявлениями характерен умеренный уровень личностной тревожности, высокая самооценка. В конфликтах они склонны выбирать сотрудничество и компромиссные решения. Девушки с феминными проявлениями в конфликтах предпочитают компромисс и приспособление, реже избегают их решения. Среди личностных черт преобладает позитивное самовосприятие, однако им присущ высокий уровень личностной тревожности. Единственный парень в выборке, у которого были выявлены феминные проявления, обнаружил высокий уровень личностной тревожности, средний уровень самооценки и способность к нахождению компромиссных решений в конфликтах.
У андрогинных юношей преобладают высокие уровни личностной и ситуативной тревожности, средний уровень самооценки. Самые распространенные стратегии поведения в конфликте — приспособление и соперничество. Андрогинным девушкам, в большей степени, свойственны умеренные уровни личностной и ситуативной тревожности, высокая самооценка. Компромисс — самая распространенная стратегия поведения, избираемая ими в конфликте.
Перспективы дальнейшего исследования направлены на изучение гендерных особенностей старшеклассников и подростков, целом, по содержанию и путям удачной саморегуляции при преодолении кризиса юношеского возраста в условиях социально-экономических трансформаций.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования гендерных особенностей поведения в конфликтной ситуации в юношеском возрасте
1.1 Гендерные особенности как социально-психологический феномен
Гендер (англ. Gender — «пол», от лат. Genus — «род») — социально-биологическая характеристика, по которой определяются понятия «мужчина» и «женщина» [12], психосоциальные, социокультурные роли мужчины и женщины как личности, в отличие от пола, обозначает биологические различия [7]. Если пол характеризует генетическую принадлежность индивида к одной из двух категорий, то гендер — это пол как продукт воспитания, влияния культуры — «социальный пол» [2].
В отличие от биологического пола, гендер выступает набором социально ролевых самоидентификаций (самоопределений), которые могут совпадать с чисто биологическими поло-ролевыми стереотипами или противоречить им [10].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) использует термин гендер для определения «социально обусловленных ролей, моделей поведения, деятельности, а также атрибутов, которые данное общество считает необходимыми для мужчин и женщин».
Полоролевой подход сводит гендер к одному из его социально-психологических проявлений — гендерных стереотипов (схем восприятия), при этом такое толкование соответствует начальному пониманию гендера как социальной надстройки над биологическим полом [2, 9, 5].
Социально-конструктивистский подход рассматривает отношения между мужчиной и женщиной прежде всего, как социокультурно сконструированы, акцент при этом делается на властных отношениях между мужчиной и женщиной, в то время как биологические различия считаются второстепенными.
В психологии и сексологии под понятием «гендер» понимается совокупность стандартов и сценариев поведения, которые общество определяет, как «женские» и «мужские», которые выражаются в двух главных категориях — маскулинность. Они, в свою очередь, проявляются в стиле одежды, умении ходить и говорить в манерах, увлечениях и других видах поведения.
Феминность и маскулинность очень существенными характеристиками личности, определяющих гендерные особенности личности и считаются признаками мужественности или женственности.
Маскулинность — это система свойств личности, которые традиционно считаются мужскими. Они предусматривают соответствие собственной половой принадлежности, принятие поло-ролевых стереотипов, соблюдения мужских норм, выработки типовых для мужского пола форм поведения, способов самореализации. Маскулинность связывается с такими качествами, как независимость, активность, любознательность, склонность к риску, способность к достижениям. Внутренний мир человека считается более упорядоченным и систематизированным, чем мир женщины. Среди отрицательных черт маскулинности чаще всего считается грубость, авторитарность, агрессивность, чрезмерный рационализм.
Феминность — это свойство личности, предполагает соответствие женщины собственной психологической пола, соблюдение женских поло-ролевых норм, типичной для женщины поведения, ценностей, установок. Феминность связывается с эмоциональностью, мягкостью, отзывчивостью, нормативностью, коммуникативными навыками, сензитивностью, способностью к эмпатии. Феминные женщина считается более реалистичной, практичной, уязвимой, непосредственной и пассивной, чем женщина с не такой однозначно доминирующей женственностью. Выраженная феминность предусматривает преобладание бессознательного уровня саморегуляции, склонность к интуитивному постижению действительности, четкую материнскую ориентацию.
Долгое время считалось, что маскулинность и фемининность — это противоположные полюса одной шкалы, то есть высокая маскулинность рассматривается как низкая феминность (и наоборот). В современных психологических концепциях пола и поло-ролевого поведения эти свойства рассматриваются, как относительно независимые друг от друга конструкты. То есть возможно одновременно высокое развитие обеих характеристик, или одновременно низкий уровень этих поло-ролевых проявлений. Сочетание высокого развития феминности и маскулинности в одном человеке (независимо от его пола) получило название андрогинность. В психологии личности андрогинизм рассматривается как личностная характеристика, не связанная с нарушениями полового развития или поло-ролевой ориентации. Развитая андрогинизм человека, независимо от его пола, предусматривает богатый арсенал и гибкость ее ролевого поведения, высокие социально-адаптивные способности и другие важные качества [1, 4, 8].
Различия создаются в рамках социума, традиционные гендерные роли ограничивают и мужчин, и женщин, а в силу присущих стратегии обработки информации мы воспринимаем различия более крупными, чем они есть на самом деле.
Исходя из анализа основных психологических теорий пола, можно утверждать, что объяснительные схемы мужского и женского поведения личности, сознания и т.п. могут лежать в совершенно разных плоскостях — от трансперсональных — через перинатальный опыт (С. Гроф) и инфантильную биографию (Л. Вейтсман, Ф. Парсонс, З. Фрейд, К. Хорни, К. Г. Юнг), до социально-ролевых (А. Бандура, Х. А. Биллер, С. Бисария, C. Н. Джеклин, Р. Кент, И. С. кон, Я. Л. Коломинський, K. OьЛири, EE Маккоби, М. Х. Мелтсас, Т. А. Репина, Л. Сербин, И. Тоник, Р. Х. Уолтерс, C. Харвей). Отсюда вытекает проблема отсутствия системного изучения полоролевой идентичности как многоуровневого образования [1, 4].
1.2 Особенности конфликтности в юношеском возрасте
В подростковом и юношеском возрасте конфликты чрезвычайно ярко выражены и являются обязательным атрибутом этих возрастных периодов [3].
В современной психологической литературе подростковый и юношеский возраст оценивается как один из критических периодов развития. Он связан с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности, системе взаимоотношений индивида.
Конфликтность подростков и юношей, по свидетельству А. Чайковской, отличается рядом особенностей, связанных с недостаточностью их жизненного опыта и низким уровнем самокритики, неспособностью к адекватной оценки жизненных обстоятельств, повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, двигательной и вербальной активностью, обостренным чувством зависимости, стремлением к вступлению в определенный статус в референтной группе, негативизмом, неуравновешенностью возбуждения и торможения.
При этом, как отмечает А. Чайковская, подростковая склонность к конфликтности может объясняться не только эмоциональными и физиологическими возрастными изменениями. Одной из характеристик неустойчивого, дискомфортного положения подростка является недостаточная сформированность его социальных навыков, способствующих успешной социализации. Недостаточно сформированы социальные навыки, усиленные социально экономической незащищенностью, часто являются причиной, которая влияет на повышенную агрессивность, конфликтность подростка, на его желание любыми средствами компенсировать свое недовольство жизнью [9].
Подростки сталкиваются с целым рядом противоречивых позиций и внутренних колебаний между зависимостью и независимостью, ролью ребенка и взрослого [9].
По мнению М. Коць, основным содержанием подросткового и юношеского возраста является переход от детства к взрослости. На всех направлениях, отражая этот процесс происходит становления качественных новообразований в результате перестройки организма, трансформации взаимоотношений с взрослыми и ровесниками, освоения новых способов социальной взаимодействия, содержания морально-этических норм, развития самосознания, интересов, познавательной и учебной деятельности [5].
Взросление подростков и юношей связано с потребностью самоутверждении, что выражается в стремлении быть самостоятельным, независимым, свободным; желании принять на себя права и обязанности взрослого человека. Реализация этой необходимости может наталкиваться на неблагоприятные условия семейной среды, что приводит к возникновению споров и даже конфликтных ситуаций между подростками и юношами с родителями [1].
По утверждению М. Коць и И. Мудрака, в начале подросткового периода складывается ситуация появления противоречий — если у взрослого сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку. Такое отношение, с одной стороны, вступает в противоречие с задачами воспитания детей этого возраста и развитием социальной взрослости лица, а с другой стороны, оно вступает в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права. Именно это противоречие является источником конфликтов и трудностей в отношениях взрослого и подростка [5].
Вместе с тем М. Коць и И. Мудрак отмечают, что протест и неповиновение подростка является средством, с помощью которого он хочет достичь изменения типа отношений со взрослыми [5].
Отметим, что отношение родителей к юноше как к несамостоятельному лицу также обостряет их отношения. Все это провоцирует повышение конфликтности и агрессивности подростков и юношей, и закрепления данных личностных свойств. В исследовании М. Коць и И. Мудрака обнаружена связь между обидчивостью и мстительностью и нетерпимостью как характерными чертами конфликтной личности. Неприятие взрослым качественно новых взаимоотношений с подростком и юношей приводит к непониманию и убеждению его в несправедливости взрослого. А на этой почве может возникнуть сознательное неприятие требований, оценок и взглядов взрослых [5].
Обидчивость как характерная черта конфликтности подростков, по мнению М. Коць, характеризуется следующими высказываниями:
• «я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы»;
• «я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, меня нет»;
• «меня оскорбляет недостаток внимания со стороны окружающих»;
• «я обижаюсь, когда мне говорят о моих недостатках» [5].
Р. Павелко объясняет осложнения, которые проявляются в отношениях подростков и юношей со взрослыми, противоречиями, возникающих между потребностью познать самого себя и недостаточным умением правильно анализировать свои личные проявления, между уровнем притязаний подростка, юноши и его реальным положением в коллективе, между отношением к самому себе и отношением к нему товарищей, сверстников, взрослых. Эти осложнения, как правило, проявляются в форме конфликтов, в разрыве отношений [8].
Любая форма конфликта подростка и взрослого, заостренных реакций ребенка несет на себе отпечаток социально-экономического положения семьи. В семьях с низким социально-экономическим статусом чаще возникают конфликты, связанные с требованиями к его вежливости, послушанию, уважению, тогда как в семьях среднего достатка родители чаще обеспокоены развитием у детей самостоятельности и инициативы.
Среда, в которой воспитывается ребенок, обусловливает те страхи и тревоги, которые испытывают родители подростка. Если подросток растет в районе с повышенной преступностью и распространением наркомании, то, естественно, его родители будут обеспокоены именно этими вопросами.
Причиной повышенной конфликтности в школе есть авторитарная структура управления педагогическим процессом. Ученые А. Бодалев, Л. Криволап отмечают осложнения сферы общения подростка со взрослыми, прежде всего, с учителями, каждый из которых отличается особым стилем общения с учениками, манерой преподавания, характером требований, личностными особенностями. Исследователи установили, что «… существует довольно устойчивая зависимость между манерой поведения, которое позволяет себе педагог в общении с учениками, и характером переживаний, которые при этом возникают у учащихся … Педагоги, отличаются стилем общения с учениками, по-разному влияют на формирование характерологических качеств подростка» [8].
По мнению М. Коць и И. Мудрака, данные конфликты типичные и достаточно легко решаются. Главное, чтобы учитель был психологически готов к их устранению, стремился к этому и не боялся трудностей и перемен. Положительное решение таких проблем заключается в устранении причин, которые обусловили конфликтную ситуацию. Таких конфликтов не следует избегать, их необходимо решать [5].
По мнению Л. Котлова, подростки и юноши обладают различными формами проявления конфликтного поведения. Так, подростковому возрасту присущи личностные конфликтные формы поведения, тогда как юношеском — ситуативные. Это можно объяснить тем, что эти возрастные периоды отличаются друг от друга, а именно: личностные формы конфликтного поведения в подростковом возрасте связаны со стремлением к самовыражению, реализации собственных личностных стремлений. Преобладание ситуативных форм конфликтного поведения в юношеском возрасте можно объяснить тем, что на данном этапе появляется адекватное оценивание конфликтной ситуации, а также склонность к конструктивным путям ее решения [3].
Итак, по мнению М. Коць, И. Мудрака, конфликтологическая активность подростков связана с постоянной переоценкой ценностей, которая происходит в процессе общения с ближайшим социальным окружением. Подросток не находит оптимального удовлетворения в общении со взрослыми, в частности родителями, учителями. Качественные сдвиги самосознания в форме возникновения представления о себе уже не как о ребенке и стремление войти в мир взрослых является структурным центром личности в этот период развития [5].
В юношеском же возрасте общение с окружающими закладывает основы для переоценки своих качеств и черт, позволяет осознать пределы своей идентичности и сформировать адекватную Я-концепцию.
Кроме того, как отмечает А. Чалая, деструктивная конфликтность юношей базируется на интеграции ряда других качеств, составляющих содержание личностного компонента, в частности:
— неадекватные жизненные ценности и ориентации,
— высокий уровень личностной тревожности и агрессивности,
— значительная ригидность вместе с низкой способностью к эмпатии,
— низкая личностная рефлексия в сочетании с неадекватной (завышенной или заниженной) самооценкой.
Таким образом, деструктивная конфликтность молодого человека предопределяется комплексом личностных факторов, продуцирующих ее, влияние которых препятствует личностному росту и саморазвитию [10, с. 401].
По мнению Л. Котлова, конфликтность личности очень часто связана с акцентуациями характера, то есть чрезмерным развитием одних характерологических качеств за счет других [4].
Конфликтность личности, по мнению Л. котлов, больше присуща подросткам и юношам с демонстративным, педантичной, гипертимической, эффективно-лабильной, дистимичний акцентуация черт характера, чем для представителей других акцентуаций. Можно предположить, что это связано с тем, что данные акцентуации характеризуются устойчивыми чертами, почти неизменными качествами личности, которые проявляются во всех поступках и действиях, в том числе и в конфликтных формах поведения [4].
Детерминация деструктивной конфликтности как личностного качества юношей определяется взаимодействием субъективных и объективных факторов. По мнению А. чалой, важным в понимании детерминации деструктивной конфликтности юношей является тот факт, что непосредственные причины того или иного поведения связаны с рядом противоречий общества, микросреды и самой личности. Основной из них является противоречие между требованиями общества и стремлениями молодой личности к развитию и самореализации. Объективные условия создают потенциальную возможность возникновения конфликтности у юношей, которая может перейти в реальность только в сочетании с субъективными факторами [10].
Среди субъективных факторов особое место занимает склонность личности к выбору негативной, разрушительной тенденции поведения в конфликтной ситуации. Она определяет и то, как молодой человек будет воспринимать ситуацию, которая возникла, как она будет оценивать поведение другого человека.
Субъективная сторона возникновения и закрепления деструктивной конфликтности связана с теми индивидуальными особенностями человека, побуждающие его быть подверженной устойчивой конфликтного поведения в определенной ситуации межличностного общения.
Одной из таких особенностей является переживание юношей нерешенного внутриличностного конфликта. Будучи неспособным конструктивно решить внутриличностный конфликт, юноша закрепляет в своем «Я» дисбаланс между моральными ценностями и глубинными влечениями и переживаниями, давая почву для проявления деструктивной конфликтности в поведении [10].
Создается замкнутый круг, когда личность, попадая в неадекватные формы межличностного взаимодействия, подкрепляет конфликтность как личностное качество, а дальше юноша как носитель конфликтности представляет во взаимоотношениях с окружающими то поведение, которое негативно отражается на всех участниках взаимодействия и усложняет их взаимоотношения [10].
Практика показывает, что подростки и юноши не умеют конструктивно решать возникающие конфликты, ведут себя агрессивно, проявляют конфликтные черты своей личности, и в их отношениях с окружающими (ровесниками или взрослыми) преобладают деструктивные тенденции. В соответствии с указанным для снижения остроты подобных явлений и увеличение роли производительного решения межличностных конфликтов, снижение конфликтности личности необходимо усилить в структуре педагогического процесса психологическое сопровождение подростков и юношей.
Анализируя особенности подростковой и юношеской конфликтности, А. Грибок сформировал пути психологической коррекции их проявлений и оптимизации межличностных отношений, которые включают:
— проведение замещения межличностных конфликтов общими для конфликтеров задачами, спортивными соревнованиями, игровыми тренингами;
— нейтрализация влияния конфликтной личности на коллектив организационно-административным, коллективным и психологическим воздействием;
— организация работы консультативного пункта (силами штатных психологов и отделом воспитательной работы);
— проведение индивидуальных психологических консультаций (силами наиболее подготовленных воспитателей, юристов, психологов);
— выделение среди подростков и юношей «группы повышенного внимания» (тех, кто нуждается в коррекционных форм работы по снижению конфликтности);
— компенсация межличностного конфликта путем перевода его в плоскость коллективной дискуссии, обсуждения, когда обнародуется суть и содержание конфликта, действия сторон, мотивация участников, положительные и отрицательные последствия, личностный выгоду от конфликта и прочее [2].
Психологическая работа с подростками и юношами, склонными к проявлениям конфликтности, по мнению И. Мельничук, включая использование различных техник для развития умения общаться и взаимодействовать, избавления от напряжения, агрессии, негативной эмоциональной энергии, а также упражнения для развития эмпатии, развития лучших черт своего характера [6].
По свидетельству А. Мизерной, эффективным средством оптимизации психокоррекционного влияния на конфликтных подростков и юношей является социально-психологический тренинг, который позволяет участникам получить опыт неагрессивной взаимодействия с окружающими, научиться адекватно оценивать себя и свои достижения, быть ответственным, уверенным, самостоятельным, развить эмпатию, отзывчивость, сформировать навыки самоконтроля [7].
Эффективными условиями психологической работы по снижению уровня агрессивности и конфликтности подростков и юношей, по мнению А. ничтожно, являются:
— осмысление и осознание негативных последствий проявления агрессии и конфликтности;
— содействие адекватному оцениванию собственного «Я»;
— уменьшение аффективных реакций за счет развития навыков самоконтроля и объективной оценке ситуации;
— актуализация потребностей в выборе ценностных ориентиров,
направленных на личностный рост и самоопределения;
— преодоление негативных личностных образований,
связанных с акцентуациями характера;
— актуализация значимости неагрессивных и неконфликтных социальных установок в поведении;
— овладение навыками общения, альтернативными агрессивным и конфликтным [7].
Целесообразно заметить, что при условии привлечения подростков и юношей к комплексной психологической работы по снижению личностной конфликтности и преодоления проявлений конфликтного поведения можно достичь высоких результатов в направлении оптимизации личностного развития.