Курсовая с практикой на тему Диагностика фонетико-фонематических нарушений у дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1.1. Понятие фонетико-фонематических нарушений речи в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности речи детей с фонетико-фонематическими нарушениями 15
1.3. Анализ современных подходов к диагностике нарушений речевого развития у дошкольников 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на диагностику фонетико-фонематических нарушений речи у детей дошкольного возраста 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 34
Заключение 42
Библиографический список 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день в логопедии особенно остро стоит вопрос о стремительном росте речевых нарушений у дошкольников, а также детей младшего школьного возраста. Среди множества существующих речевых дефектов фонетико-фонематическое недоразвитие – это наиболее распространённое явление. Как показывают исследования Т.Б. Филичевой, среди более пяти тысяч дошкольников из разных регионов России было выявлено около 1,8 тысяч детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, что составляет 35% от общего числа детей [24].
Фонетико-фонематическое недоразвитие в большинстве случаев связанно с тем, что дети оказываются неспособными дифференцировать на слух фонемы родной речи. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает их правильное произношение невозможным, не даёт детям возможность овладевать в нужной степени грамматическим строем и словарным запасом и, следовательно, тормозит в целом развитие связной речи.
Успешное обучение детей в школе может осуществляться на основе их уровня дошкольной готовности, что предполагает формирование у детей умственных, физических и нравственных качеств, специальную и общую психологическую подготовку. Для обучения в школе требуется достаточно высокий уровень общего развития, наличие у ребенка соответствующих мотивов учения, любознательности, умственной активности, управляемости поведения, достаточной произвольности и т.д. И конечно, ребенок должен быть готов к усвоению учебных предметов.
Поэтому, для успешного усвоения родного языка в рамках школьного курса ребенку необходимо иметь достаточный словарный запас, хорошо развитый грамматический строй речи. Также совершенствование монологической и диалогической (связной) речи, практическое овладение разнообразными средствами выразительности языка возможны только на основе осознания ребенком элементарных практических наблюдений, языковой действительности и обобщений в области родного языка, на основе отношения к речи другого человека.
В исследованиях Г.Л. Беляковой, Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, И.Н. Колобовой, С.Н. Карповой и других показано, что успешность обучения грамоте по большей части зависит именно от того, насколько для ребенка «разведены» смысловая и звуковая стороны слова [26]. «Узловым образованием», что связывает разные формы речевой деятельности, такие как звукопроизношение, письмо и чтение, является звуко-слоговой анализ. Осознание и понимание звуко-слоговой структуры слова является необходимой предпосылкой обучения грамоте. Звуко-слоговой анализ предполагает следующие умения: дифференцировать звуки в процессе восприятия на слух и в произношении; выделять среди множества звуков речи фонемы, что характерны для данного языка; устанавливать точное место каждого звука в слове, то есть вычленять звуки именно в той последовательности, в которой они расположены в слове.
Следовательно, устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Без способности чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно также овладевать и навыками звуко-слогового синтеза и анализа, усваивать грамоту. Таким образом, в школьном возрасте трудности овладения звуко-слоговым синтезом и анализом слов часто приводят к дисграфии.
Зачастую, указанные нами проблемы можно предотвратить путем своевременной диагностики нарушений, которая позволит спланировать коррекционную работу.
Объект исследования: процесс развития фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников в онтогенезе и условиях нарушения.
Предмет исследования: содержание и организация диагностики речевого развития дошкольников, направленной на выявление особенностей и взаимосвязи нарушений фонетического и фонематического компонентов речи у детей дошкольного возраста.
Анализ состояния вопроса в практике и теории позволил сформулировать гипотезу исследования.
Цель исследования: определить структуру, основное содержание и условия организации диагностики фонетико-фонематической стороны речи, направленной на выявление особенностей и взаимосвязи нарушений данных компонентов у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы фонетико-фонематических нарушений речи в психолого-педагогической литературе.
2. Проанализировать методики и технологии выявления нарушений развития фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста.
3. Определить содержание и процедуру диагностики фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста.
4. Выявить и охарактеризовать особенности фонетико-фонематических нарушений у дошкольников.
5. Провести сопоставительный анализ нарушений звукопроизношения, фонематического восприятия и звуко-слогового анализа, и синтеза у дошкольников.
Гипотеза исследования: дети, имеющие фонетико-фонематические нарушения речи в значительной степени отстают от нормально развивающихся сверстников в плане овладения навыками формирования фонематического восприятия, звуко-слогового синтеза и анализа, что мешает им, в первую очередь, дифференцировать звуки в процессе восприятия на слух и в произношении; выделять из множества звуков речи фонемы, характерные для родного языка; устанавливать точное место того или иного звука в слове, то есть вычленять звуки именно в той последовательности, в которой они находятся в слове. Таким образом, мы предполагаем, что своевременная диагностика нарушений речи дошкольников будет способствовать коррекции и предотвращению указанных нами проблем.
Методологической основой исследования являются работы отечественных ученых, в которых рассматриваются следующие вопросы:
— процесс развития речи в онтогенезе (В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин, Р.Е. Левина и др.);
— особенности развития речи детей с фонетико-фонематическими нарушениями (А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Т.В. Волосовец, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, О.Н. Жовницкая, Т.В. Туманова, Г.А. Каше и др.);
— методические рекомендации по диагностике фонетико-фонематического недоразвития речи (Г.Р. Шашкина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Л.С. Волкова, Т.В. Туманова, Г.Г. Голубева, Т.В. Волосовец, М.Ф. Фомичева, Е.Н. Кутепова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина и др.).
Методы исследования:
— Изучение состояния проблемы в практике и теории;
— Беседа с логопедом, педагогами ДОУ, детьми и родителями;
— Планирование и проведение эксперимента;
— Качественная и количественная оценка итогов эксперимента, соотнесение с гипотезой исследования;
— Сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Заключение:
Для полноценного и всестороннего развития человека необходимо в полной мере овладеть речевыми навыками. Грамотная и правильная речь – это залог успешного освоения грамоты и чтения. Но, тем не менее, из практики логопедии известно, что у многих детей младшего школьного возраста наблюдаются дизартрические расстройства, которые негативно влияют на формирование фонематических процессов. Кроме того, данная проблема становится всё более актуальной в коррекционной педагогике и логопедии, поскольку наблюдается неуклонный рост числа детей с подобными нарушениями. Поэтому мы видим необходимость в своевременной диагностике возможных фонетико-фонематических нарушений еще на этапе дошкольного детства для того, чтобы спланировать и провести коррекционную работу в данном направлении.
Проведённый нами анализ литературы показал, что такие нарушения могут привести к серьёзным трудностям во время формирования письменной речи, ведь письменная речь строится на основе устной и фонематические процессы играют в этом построении огромную роль. Вследствие этого, при несформированности фонематических процессов необходимо проводить логопедическую работу по их развитию. Анализ литературных данных в первой главе показал, что фонематический слух и восприятие являются одними из наиболее рано формирующихся сенсорных процессов. Подобные отклонения могут вызвать недоразвитие более сложных форм фонематических процессов, таких как фонематический анализ, синтез и фонематические представления.
На сегодняшний день, авторы предлагают множество различных методик по диагностике и устранению несформированности фонетико-фонематических процессов, рассмотрев их, мы провели свой эксперимент.
Во второй главе представлена организация, содержание методики выявления фонетико-фонематических нарушений детей старшего дошкольного возраста и анализ экспериментальной работы. Экспериментальную группу составили 20 детей в возрасте 5-6 лет. Исследование было основано на методиках Волковой Л.С., Коноваленко В.В., Голубевой Г.Г., Коноваленко В.С.
Было выявлено, что дети имеют серьезные затруднения при определение первого (или последнего) согласного звука слова, места звука в слове; последовательности, количества звуков в слове, места звука в слове по отношению к другим звукам; отмечаются трудности при синтезе слов из звуков, данных, как в ненарушенной, так и нарушенной последовательности. Причинами этих трудностей являются нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке.
Таким образом, нами были выявлены фонетико-фонематические нарушения речи у большинства воспитанников данной группы. Данная диагностика позволила своевременно определить ряд проблем в развитии речи детей, которые необходимо предотвратить в процессе проведения целенаправленной коррекционной работы.
Фрагмент текста работы:
Фонематическое восприятие формируется на основе фонематического слуха, а также на основе этого фонематического процесса формируются более сложные фонематическое процессы: синтез, анализ и представление. Овладения фонематическими процессами имеет большое значение для развития речи, поскольку они представляют собой основу, на которой базируется овладение языком как основным средством общения.
Фонематические процессы изучали такие ученые, как Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, В.К. Орфинская, И.М. Онищенко, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин и другие. Фонематические процессы человека включают фонематическое восприятие и фонематический слух, что включает сложные и простые формы фонематического анализа, фонематическое представление и фонематический синтез [15, с. 91].
Долгое время ученые считали, что звуковая сторона языка состоит только из ряда различных элементов и комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу языка и артикуляции. Развитие речи рассматривалось сквозь призму развития двигательных навыков, малых артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Однако недостаточно внимания было уделено значению восприятия речи. Но в 30-х годах прошлого века Л.С. Выготский ввел такое понятие как «фонема»: он доказал, что фонема является единицей развития речи детей. С точки зрения этого нового понятия развитие речи детей происходит через развитие системы фонем, а не в процессе накопления отдельных звуков [2].
Фонема – это не просто звук, это звук, имеющий свое значение. Л.С. Выготский обратил внимание на восприятие фонем. Согласно его точке зрения, «каждая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонемы, то есть восприятие фонем происходит на фоне человеческой речи». Основным законом восприятия фонемы есть закон восприятия звуковой стороны языка [2].
Л.С. Выготский ввел термин «фонематический слух», который включает три речевые операции:
1. способность слышать – есть тот или иной звук в слове или нет;
2. способность различать слова, которые включают одинаковые фонемы, расположенные в разных последовательностях;
3. умение различать схожие по звучанию, но разные по значению слова.
Фонематический слух – чувственная основа нашего восприятия. В отличие от музыкального или высокого тона звучания, направленного на различение звуков различной высоты, фонематический слух «занимается» различением фонем – частей слова, которые имеют «значение, содержание и смысл» [2].
Фонематический слух – тонкий систематический слух, который позволяет различить и распознать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сравнение воспринимаемых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека в «фонематического решетке» [15, с. 92].
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, определению звукового состава слова. Фонематическое восприятия звуков происходит при взаимодействии кинестетических и слуховых и раздражителей, поступающих в кору головного мозга. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным выделение отдельных фонем. В этом случае важную роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которой ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других. Через аналитико-синтетическую деятельность ребенок сравнивает свою несовершенную речь с речью своих старших товарищей и взрослых. Отсутствие анализа или синтеза влияет на развитие произношения в целом. Однако если наличие первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его будет недостаточно для того, чтобы овладеть чтением и письмом.
В.И. Бельтюков, Г.М. Лямина, А.Н. Гвоздев, Н.Х. Швачкин доказали, что необходимо развивать высшие формы фонематического слуха, в которых дети могли бы разделить слова на составляющие звуки, установить порядок звуков в слове, то есть проанализировать звуковую структуру слова [15, с. 92].
Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия для анализа звуковой структуры слов фонематическим восприятием. По ходу развития грамотности эти действия формируются в процессе специального образования, в котором детей обучают средствам звукового анализа [25].
Фонематический анализ – это операция психического разделения на составные элементы (фонемы) разных звуковых комплексов: сочетание звуков, слов и слогов. Д.Б. Эльконин выделил фонематический анализ с точки зрения фонематического восприятия, который включал:
1. уточнение порядка фонем в слове;
2. установление отличительной функции фонемы;
3. выделение основных фонематических противопоставлений, присущих тому или иному языку.
Фонематический анализ может быть сложным и элементарным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (распознавание) звука на фоне слова (с 4-5 лет), выделение начального ударного гласного от слова (с 5 лет), что появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Сложной формой является отделение первого и последнего звука от слова, определение его места (начало, конец, середина слова). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является определение последовательности звуков в слове (последовательный анализ), их количество (количественный анализ) и положение по отношению к другим звукам (после или перед которыми расположен звук – позиционный анализ). Дети осваивают этот фонематический анализ только в процессе специального обучения (с 6 лет) [26].