Нарушения фонационного и звукпроизносительного оформления речи Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Диагностический эксперимент на основе комплексного метода речевой диагностики дошкольников с речевыми нарушениями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛГИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 6

1.1. Характеристика диагностического эксперимента, как комплексного метода речевой диагностики 6

1.2. Комплексный метод речевой диагностики дошкольников с речевыми нарушениями. Его цель и задачи 11

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 15

ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 17

2.1. Изучение уровня развития речи дошкольников на основе комплексного метода речевой диагностики 17

2.2. Рекомендации учителю-логопеду по проведению диагностического эксперимента на основе комплексного метода речевой диагностики 24

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31


  

Введение:

 

Актуальность темы курсовой работы. Становление связной речи дошкольников является одним из самых важных факторов, которые оказывают влияние на становление всей личности ребенка старшего дошкольного возраста. Степень речевого развития дошкольников во многом определяет уровень сформированности у них социальных и познавательных мотивов, интересов и потребностей, умений, навыков и знаний, являющихся основой личностной культуры (А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.).

Весомым достижением дошкольника является овладение связной речью и использование ее в качестве средства познания и способа осуществления коммуникации. У детей с речевыми нарушениями отмечается наличие трудностей в ходе программирования высказывания, синтезирования отдельных элементов в единое структурное целое, в процессе отбора языковых средств с той или другой целью (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др.).

Отечественными исследователями (Н.А. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Н.К. Усольцевой) в их трудах акцентируется внимание на том, что в логопедической работе формирование речи у детей, имеющих речевые нарушения, сегодня приобретает особое значение по причине особенностей структуры дефекта, и поэтому становится сложной задачей, превращающейся в главную конечную цель всего коррекционного процесса, которая представляется трудно достижимой и требует от логопеда и родителей длительной кропотливой работы. В связи с этим особую актуальность приобретает своевременный диагностический эксперимент на основе комплексного метода речевой диагностики дошкольников с речевыми нарушениями.

Проблема исследования: каким должен быть диагностический эксперимент на основе комплексного метода речевой диагностики дошкольников с речевыми нарушениями.

Актуальность поднятой проблемы, ее недостаточное практическое и экспериментальное изучение обусловили выбор темы курсовой работы: «Диагностический эксперимент на основе комплексного метода речевой диагностики дошкольников с речевыми нарушениями».

Объект исследования – диагностический эксперимент как метод речевой диагностики дошкольников с речевыми нарушениями.

Предмет исследования ‒ специфика применения диагностического эксперимента на основе комплексного метода речевой диагностики дошкольников с речевыми нарушениями.

Цель исследования – описать специфику диагностического эксперимента на основе комплексного метода речевой диагностики дошкольников с речевыми нарушениями.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что применение диагностического эксперимента на основе комплексного метода речевой диагностики дошкольников с речевыми нарушениями является основой построения дальнейшей логопедической работы.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать диагностический эксперимент, как комплексный метод речевой диагностики.

2. Рассмотреть комплексный метод речевой диагностики дошкольников с речевыми нарушениями, его цель и задачи.

3. Диагностировать уровень развития речи дошкольников на основе комплексного метода речевой диагностики.

4. Разработать рекомендации учителю-логопеду по проведению диагностического эксперимента на основе комплексного метода речевой диагностики.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; синтез и обобщение; тестирование; наблюдение.

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть успешно применена в работе логопеда по диагностике речевого развития дошкольников для дальнейшей его коррекции.

База исследования: можно написать: МБДОУ «Городищенский детский сад «Сказка».

Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, выводами по каждой главе, заключением и списком использованной литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания курсовой работы была достигнута ее цель – описана специфика диагностического эксперимента на основе комплексного метода речевой диагностики дошкольников с речевыми нарушениями.

Достижению данной цели способствовало решение ряда задач исследования.

Первая задача состояла в характеристике диагностического эксперимента, как комплексного метода речевой диагностики. В результате проведенного анализа литературы было установлено, что диагностический эксперимент представляет собой процедуру обследования речи ребенка, направленную на выяснение того: какие языковые средства сформированы к моменту обследования; какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; характер несформированности языковых средств.

Диагностический эксперимент предполагает использование таких групп методов, как: 1) организационные методы; 2) эмпирические методы получения научных знаний; 3) методы обработки данных; 4) интерпретационные методы.

Вторая задача состояла в рассмотрении комплексного метода речевой диагностики дошкольников с речевыми нарушениями, его цель и задачи. В результате проведенного анализа литературы мы пришли к выводу, что комплексный метод речевой диагностики позволяет диагностировать специфику речевого развития дошкольников с речевыми нарушениями с применением данных различных наук, в соответствии с которыми подбираются диагностические методики.

Третья задача данного исследования предполагала описание диагностического эксперимента на основе комплексного метода речевой диагностики. Цель такого диагностического эксперимента ‒ определение уровня развития связной речи у старших дошкольников с дизартрией.

Выборка исследования представлена 10 дошкольниками 6-7 лет с дизартрией.

Для реализации цели диагностического эксперимента были подобраны следующие диагностические методики: 1. Методика обследования по Е.А. Стребелевой «Выявление овладения словарем» (точность словоупотребления, использование разных частей речи). 2. Методика обследования (по О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной) для выявления сформированности словарного запаса детей. 3. Методика «Словарь глаголов» (по программе «Из отрочества – в детство»). 4. Анализ рассказов старших дошкольников с дизартрией (В.П. Глухов).

Четвертая задача состояла в разработке рекомендаций учителю-логопеду по проведению диагностического эксперимента на основе комплексного метода речевой диагностики. Предложенные рекомендации предполагают, что, чтобы определить имеющиеся нарушения в речевом развитии ребенка дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством проведения диагностического эксперимента на основе комплексного метода речевой диагностики, необходимо изучать особенности развития всех речевых систем дошкольников с речевыми нарушениями: лексической, грамматической, фонетико-фонематической, связной речи. Кроме этого, должна быть учтена структура речевого нарушения.

Описанный в рекомендациях диагностический эксперимент на основе комплексного метода речевой диагностики включает следующие разделы: 1. Выявление особенностей развития лексической стороны речи. 2. Исследование особенностей развития грамматической стороны речи. 3. Изучение особенностей развития фонетико-фонематической стороны речи.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛГИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

1.1. Характеристика диагностического эксперимента, как комплексного метода речевой диагностики

Диагностический эксперимент, по мнению О.Е. Грибовой, представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка, направленную на выяснение: какие языковые средства сформированы к моменту обследования; какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; характер несформированности языковых средств [7, с. 18].

Диагностический эксперимент является тем начальным звеном, которое позволяет осуществить комплексное развитие ребенка, в частности, речевое развитие (как статически – в определенный момент времени, так и в динамике – в сравнительном плане), помогает зафиксировать состояние сформированности отдельных составляющих психоречевой деятельности, их качественных особенностей, определить характер нарушения, механизмы и структуру расстройства, степень его выраженности, установить взаимосвязь процесса обучения с индивидуальными особенностями ребенка, выявить резервы развития, ознакомить команду специалистов с полученными результатами, обсудить имеющиеся потребности ребенка, трудности в обучении и социализации, оценить условия обучения, совместно наметить наиболее продуктивные маршрутные точки и спрогнозировать оптимальные пути компенсации имеющихся речевых нарушений [4].

В диагностическом эксперименте с целью получения фактов о состоянии сформированности отдельных компонентов речевой деятельности детей, определения глубинных механизмов и имеющихся речевых нарушений, используются определенные группы методов, используемые в общей психологии (Б. Ананьев, Л. Венгер, Р. Кеттел, Х. Лийметс, С. Максименко, Б. Теплов, Г. Уиппл и др.): 1) организационные методы; 2) эмпирические методы получения научных знаний; 3) методы обработки данных; 4) интерпретационные методы.

Организационными методами являются сравнительный (поперечного среза), лонгитюдный (продольного среза) и комплексный, эмпирическими методами получения научных знаний – биографические (сбор анамнестических данных, анализ психолого-педагогической и медицинской документации и т.п.), экспериментальные (лабораторный, естественный, форму, психолого-педагогические эксперименты), обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), праксиометрические (анализ процессов и продуктов деятельности) и психодиагностические методы (стандартизированные, проективные тесты, беседа, анкеты, интервью), методами обработки данных – количественный (математически-статистический) и качественный анализ, в т. ч. и психологическая казуистика (учет типовых и атипичных вариантов психоречевых проявлений), интерпретационными методами – генетический (вертикальный анализ развития) и структурный (горизонтальный анализ структурных связей) методы [1; 6].

Если говорить об организационных методах, то сравнительный метод позволяет сопоставить разные группы людей по возрастному критерию, виду деятельности, речевого нарушения; лонгитюдный метод позволяет диагностировать одних и тех же лиц в течение длительного времени; комплексный метод направлен на установление взаимосвязей между разными сферами развития личности.

Благодаря изучению медицинской (морфогенетическое развитие) и педагогической (психолого-педагогическая характеристика) документации экспериментатор получает общие сведения о дошкольнике (фамилия, имя, дата рождения, которые заведения посещал, информацию об анамнезе (здоровье матери) и родителях, течение беременности, роды, раннее развитие ребенка, травмы и сопутствующие заболевания), группу здоровья (основная, специальная), характер имеющихся отклонений в функционировании органов и систем, возможные причины и механизмы нарушения психоречевого развития и его динамику, уровень сформированности общих умений и навыков, что имеет прогностическое значение для дальнейшего планирования коррекционной работы.

Если наблюдение, как ведущий эмпирический метод, заключается в систематическом и преднамеренном, фиксированном восприятии внешних психических проявлений, что довольно часто используется в диагностике, то интроспекция для детей с нарушениями речевого развития практически недоступна.

Метод наблюдения применяется при минимальном вмешательстве со стороны экспериментатора и позволяет получить представление о различных психофизических особенностях ребенка при выполнении продуктивных или непродуктивных видов деятельности. Наблюдение должно быть длительным и производиться целенаправленно, в естественных условиях [12].

Праксиометрические методы посредством изучения продуктов деятельности позволяет получить информацию о внутреннем мире ребенка, его творческих способностях, скрытых страхах и потребностях, графо-моторных навыках, познавательных процессах, личности в целом [12].

Экспериментальные методы представлены различными видами эксперимента, предусматривающими активное вмешательство в диагностический процесс. Если естественный эксперимент наиболее распространен в диагностике, ведь именно он предполагает активное общение и совместную деятельность, то лабораторный проводится с использованием специальной аппаратуры.

Метод эксперимента применяется в специально смоделированных, преимущественно личностно ориентированных условиях.

Констатирующий эксперимент направлен на установление фактического состояния высших психических функций соискателя начального образования, наличие причинно-следственных связей, прослеживание определенных зависимостей и закономерностей, и позволяет создать общий психолого-педагогический портрет исследуемого или проанализировать конкретные внутренние механизмы отдельных функций, явлений, явлений спрогнозировать возможное дальнейшее их развитие. В целях выявления выраженности имеющегося нарушения используются методики, подобранные по степени сложности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы