Курсовая с практикой Экономические науки Маркетинг

Курсовая с практикой на тему Деятельность учреждений культуры по эстетическому воспитанию детей на базе Дома культуры сельского поселения «Посёлок Джонка»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Сущность понятия «эстетическое воспитание» школьников 8
1.2. Роль учреждений культуры в эстетическом воспитании детей 12
1.3. Эстетическое воспитание школьников в условиях учреждений культуры, как предмет досуговой педагогики: функции, формы и методы 17
1.4. Опыт сельских домов культуры в организации эстетического воспитания детей 21
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ПОТРЕБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОМА КУЛЬТУРЫ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ПОСЕЛОК ДЖОНКА»
2.1. Организация эмпирического исследования эстетического воспитания детей 24
2.2. Внешние условия и внутренние возможности ДК сельского поселения «Поселок Джонка» 28
2.3. Результаты эмпирического исследования участников творческих объединений ДК сельского поселения «Поселок Джонка» 28
2.4. Рекомендации по организации эстетического воспитания детей на базе Дома культуры сельского поселения «Поселок Джонка» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

 

  

Введение:

 

Учреждение культуры, как социальный институт, обязано адекватно реагировать на потребности настоящего, вовремя направляя свою деятельность к поиску оптимальных путей повышения уровня эстетического воспитания школьников. Существенно ценную роль в решении обозначенной проблемы способна сыграть организация эстетического воспитания в процессе художественно-творческой деятельности школьников в учреждениях культуры.
Эстетическое воспитание школьников в учреждениях культуры определяется как деятельность, направленная на формирование эстетического мировоззрения, расширение палитры художественных предпочтений, этических норм и креативность поведенческих программ воспитанников.
Актуальность исследования. Существующая система организации деятельности учреждений культуры по эстетическому воспитанию школьников страдает на формализм, подчинена потребностям отчетности, нередко игнорирует индивидуальные возможности и потребности ребенка, в конце концов, нивелирует духовно-ценностное влияние различных видов искусства на воспитанника и систему его личностных отношений к миру.
Проблеме эстетизации культурно-образовательного пространства России уделяется все больше внимания (Закон Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Национальный проект «Культура» 2019-2024 гг., Концепция художественного образования в Российской Федерации). Современные учреждения культуры призваны развивать в детях потребность воспринимать культурные ценности, накапливать художественный опыт и использовать их как основу для личностного самосозидания и гармонизации отношения к окружающему миру.
Вместе с тем проблема эстетического воспитания детей не решена и в практике учреждений культуры. Перед учреждениями культуры возникает новая проблема, требующая поиска инновационных подходов к эстетическому воспитанию школьников, разработке методического обеспечения деятельности детских творческих объединений эстетического цикла.
Немаловажным является фактор государственного обеспечения деятельности учреждений культуры. Недостаточность финансового обеспечения сельских домов культуры значительно снижает уровень повышения качества предоставления услуг учреждением населению.
Таким образом, актуальность поднятой проблемы, недостаточная ее разработка в научно-теоретическом и методическом аспектах, потребности практики обусловили выбор темы исследования: «Деятельность учреждений культуры по эстетическому воспитанию детей на базе Дома культуры сельского поселения «Поселок Джонка».
Цель исследования – обосновать и разработать методические рекомендации по деятельности учреждений культуры в эстетическом воспитании детей.
Задачи исследования:
— раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание детей»;
— определить роль учреждений культуры в эстетическом воспитании школьников;
— выявить условия и уровни эстетического воспитания детей в условия сельской местности;
— обобщить опыт сельских домов культуры в организации эстетического воспитания детей;
— составить программу эмпирического исследования эстетического воспитания школьников на базе дома культуры сельского поселения «Поселок Джонка»;
— изучить внешние условия и внутренние возможности ДК сельского поселения «Поселок Джонка»;
— провести эмпирическое исследование по эстетическому воспитанию школьников на базе дома культуры сельского поселения «Поселок Джонка»;
— на основе полученных результатов эмпирического исследования разработать рекомендации по организации эстетического воспитания детей на базе Дома культуры сельского поселения «Поселок Джонка».
Объект исследования – деятельность учреждений культуры в эстетическом воспитании детей.
Предмет исследования – особенности эстетического воспитания детей на базе Дома культуры сельского поселения «Поселок Джонка».
Гипотеза исследования – эффективность деятельности учреждений культуры в эстетическом воспитании детей станет возможной с соблюдением следующих условий:
— создание эстетико-воспитательной среды в учреждении культуры;
— обеспечение индивидуального развития детей в условиях деятельности разновозрастных художественно-творческих коллективов;
— применение современных методов в досуговой художественно-творческой деятельности школьников.
Методы исследования:
— содержательный анализ литературных источников;
— опрос посетителей в форме анкетирования;
— анализ сайтов учреждений культуры и СМИ;
— ситуационный анализ;
— включенное наблюдение.
База исследования: Дом культуры сельского поселения «Поселок Джонка», Нанайский район, Хабаровский край, с. Джонка, ул. Ленина 57А.
Практическая значимость. Материал работы может быть использован в организации культурно-досуговой деятельности исследуемого объекта с целью эстетического воспитания школьников.
Методической основой работы послужили работы М. Г. Гоголевой, Г. Е. Залесского, Л. А. Зеленова, Г. В. Косцова, С. А. Останиной, М. П. Переверзева, В. В. Чижикова и др.
Современный этап исследования проблемы эстетического воспитания детей раскрывается в философском (Н. С. Витковская, Д. Н. Джола, С. С. Зорин и др.), психологическом (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. А. Леонтьев и др.), культурологическом (Д. М. Генкин, А. С. Жаркова,Ю. А. Стрельцов, Н. Н. Ярошенко и др.) педагогическом (Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Н. Ю. Миропольская, А. Б. Щербо и др.) аспектах.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный теоретико-методологический анализ обработки философских, психологических, педагогических исследований позволил сформулировать следующие выводы:
Обработка философской, культурологической, психолого-педагогической, методической литературы позволила выяснить состояние проблемы исследования и ведущие тенденции эстетического воспитания подрастающего поколения, раскрыть эстетическую культуру школьников, как целостное качество личности, которая включает понимание монолитной картины мира, эстетической сущности ее объектов, наличие основных художественных знаний, умений, навыков; целевые установки и мотивы эстетического отношения к действительности; наличие мотивационно-потребностной сферы в эстетическом восприятии мира, что способствует успешному эстетическому воспитанию детей.
Выявлено, что эффективными педагогическими условиями эстетического воспитания детей в учреждении культуры являются: создание эстетико-воспитательной среды в детском коллективе на основе диалогического взаимодействия субъектов художественно-творческой деятельности; обеспечение индивидуального развития школьников в условиях деятельности разновозрастных художественно-творческих коллективов; применения современных технологий досуговой деятельности учащихся с целью формирования у них стремления к успеху; вариативное обновление учебно-воспитательного материала с учетом полиаспектности художественных направлений, жанров, стилевых систем, средств художественной выразительности.
Исследование современного состояния эстетического воспитания на базе Дома культуры сельского поселения «Поселок Джонка» показало недостаточный уровень реализации задач эстетического воспитания в культурно-образовательном пространстве; недостаточную сформированность эстетического мировоззрения среди школьников 7-12 лет, что указывает на необходимость создания условий для восполнения культурно-эстетического сознания школьников.
Исследование внешних и внутренних условий деятельности Дома культуры сельского поселения «Поселок Джонка» показало материально-техническую возможность повышения качества эстетического воспитания школьников на базе учреждения. Данное предположение реализуемо при условии обновления и модернизации культурно-эстетической сферы путем разработки и реализации проекта развития учреждения в сфере эстетического преобразования деятельности всех структурных единиц Дома культуры.
Методические рекомендации, как проект развития культурно-эстетической сферы Дома культуры сельского поселения «Поселок Джонка» по эстетическому воспитанию школьников предусматривают оптимизацию культурно-эстетического пространства Дома культуры сельского поселения «Поселок Джонка»; создание новых направлений творческих коллективов с учетом инновационных подходов к воспитанию подрастающего поколения; формирование и развитие новых направлений деятельности учреждения; повышение качества предоставляемых услуг и расширение форм, методов и направлений культурно-массовых мероприятий; обновление культурно-эстетической деятельности на основе инновационных подходов к организации деятельности Дома культуры: обновление содержания профессиональной деятельности работников, повышение их квалификации с учетом требований современного информационно-технологического пространства; повышение уровня и качества услуг путем распространения прогрессивного опыта; создание современной материально-технической базы, расширение функций Дома культуры, увеличение посещаемости, свободный доступ жителей города и регионов к информационным ресурсам; сохранение, возрождение и дальнейшее развитие традиционных народных обычаев и промыслов; расширение направлений и форм культурно-досуговой работы с использованием инновационных технологий.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Сущность понятия «эстетическое воспитание» школьников
Проблема усвоения духовных ценностей народа и эстетическое воспитание детей на данном этапе развития общества приобретает государственного значения. И сегодня подавляющее большинство государственных документов таких, как: Концепция художественного образования в Российской Федерации [16], ст. 13 Закона РФ «Право на эстетическое воспитание и художественное образование» [8], Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [26], Национальный проект «Культура» [19] вопросы эстетического воспитания детей и формирования общей и эстетической культуры признаются исключительно важными и становятся сквозными задачами реформирования учреждений культуры. Эстетическое воспитание подрастающего поколения становится задачей государственного и международного значения. Россия – государство с большой и интересной историей, а ее народ – один из самых древних, так и история развития культуры, искусства, языка и речевой культуры, педагогики и методики формирования эстетической культуры детей имеет свою специфику. Современное состояние гуманных и эстетических отношений охватило поток насильственных и деструктивных процессов с соответствующим их воспроизведением в произведениях массового искусства, поэтому эстетическое воспитание и формирование соответствующей культуры является вопросом таким же актуальным и важным, как и создание материальных ценностей.
Еще в философских идеях Сократа, Платона, Аристотеля можно найти размышления о прекрасном, красоту в реальном мире и произведениях человеческого разума. Так, например, Платон считал, что человеческую деятельность прекрасной делает идея, которую можно познать и понять только разумом. А ученик и последователь Платона Аристотель считал, что прекрасное существует в окружающем мире, а высшим выражением красоты он признавал человека. В живой и неживой природе Аристотель видел прекрасное [1, с. 258-259]. Интересным является попытка Аристотеля расширить эстетическое воздействие на деятельность человека, на моральные его основы. Цель благотворительности, с точки зрения Аристотеля — это создание прекрасного. Он определял эстетическое совершенствование человека как путь к самодостаточности. Цель деятельности в философии Аристотеля заключается в поисках совершенства, а у Канта находим, что только прекрасные цели, стремление к совершенству возникают под влиянием красоты и прекрасного [15]. Гегель же в своей «Эстетике» ее предметом определял царство прекрасного, художественное творчество [5]. Он красоту искусства ставил выше реальную жизнь, тогда как Н.Чернышевский называл источниками и сути красоты — сама жизнь и все, что напоминает его [28].
Среди различных видов ценностно-ориентационной деятельности личности следует выделить эстетично ценностную ориентацию, что представляет для нас особый интерес как важный фактор эстетического воспитания детей в учреждениях культуры. Остановимся на некоторых исходных положениях этой проблемы, решение которых определилось в современной эстетике за последние годы.
Рассматривая аспекты ценностно-ориентационной деятельности, следует обратить внимание на трактовку в научной литературе таких понятий как «эстетическое» и «эстетическое отношение личности к действительности». Анализируя природу эстетического, Л. А. Зеленов определил субстанциональную и функциональную формы утверждения личности в действительности. Такое различие дает нам возможность сущностного понимания возможности привлечения в процессы человеческой деятельности предмета или явления, который не получил практического преобразования [10].
По мнению М. С. Кагана, человек интегративный единством, системой взаимосвязанных основных видов деятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная (общение). Позже к перечисленным четырем видам деятельности ученый присоединяет пятый вид человеческой деятельности – эстетический, в котором, как он пишет, органично сливаются все четыре других вида [14].
Объективную сторону эстетического воспитания личности рассматривает болгарский ученый-философ С. Василев, который обращает внимание на существование эстетического отношения человека к природе (живой и неживой материи), к обществу, к другим лицам, к самому себе и к искусству [3].
Гносеологическое рассмотрение сущности проблемы эстетического воспитания детей было бы не полным без раскрытия исторической трактовки указанного понятия. Эстетически воспитанный человек – центральная тема античного искусства, в котором каждый художник выдвигал свой идеал человека. Первыми в истории человечества теорию эстетического отношения личности к действительности, построенную на воспитательных канонах гармонии и всесторонности, создали древние греки, предоставляя большое внимание эстетическому воспитанию подрастающего поколения через тесную связь с различными видами искусства.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы