По направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Направленность( профиль) Психология и социальная педагогика По мод Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Деятельность социального педагога по профессиональной ориентации обучающихся старшего подросткового возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Профессиональное самоопределение обучающихся старшего подросткового возраста: понятие и основные характеристики 6

1.2. Роль социального педагога в профориентационной работе с обучающимися старшего подросткового возраста 11

Выводы по 1 главе 20

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 21

2.1. Методы профориентационной работы социального педагога с обучающимися старшего подросткового возраста 21

2.2. Комплекс мероприятий по профориентационной работе социального педагога с обучающимися старшего подросткового возраста 25

Выводы по второй главе 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

  

Введение:

 

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом, как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старше-классников имеют весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в стоянии соот-нести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельно-сти требованиями со своей индивидуальностью.

Профориентация обучающихся — приоритетная государственная за-дача. В настоящий момент обучающиеся включены в разнообразные про-фориентационные форматы: от профориентационных тестов, которые проходят большинство обучающихся, до экскурсий на предприятия, кружков, профориентационных программ, включения в профориентаци-онное направление добровольческой деятельности, Российское движение школьников и т. д.

В. В. Путин определяет важные задачи в профориентационном направлении, обращая внимание на выстраивание системы современной профориентации, на раннюю профориентацию, миссию педагога в опреде-лении склонностей ученика и помощи ему развиться в том направлении, где он демонстрирует способности.

Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального са-моопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяже-нии всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же професси-ей, профессиональностью. В связи с этим каждому специалисту необходим не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономиче-скую активность, уметь самореализовываться в иной плоскости обще-ственных работ, выполнять функции «свободного посетителя» социальных услуг.

Выбор профессии один из главных критериев социализации и само-реализации. Правильный выбор профессии способствует становлению че-ловека как личности, накапливая профессиональный опыт, преобразуя его в собственные ценности и ориентации, развивая индивидуальные качества.

Актуальность проблемы профессиональной ориентации учащейся молодёжи в современных условиях обусловлена постоянно изменяющими-ся социально-политическими, экономическими и психологическими факто-рами общественного развития. На современном этапе развития общества для достижения результативности и успешности в профессиональной дея-тельности, будущим специалистам, необходимо обладать не только высо-кими знаниями, умениями, навыками, но и также быть готовыми осознать значение мобильности профессиональных качеств, адекватно самоопреде-литься в жизненном, личностном и профессиональной плане.

Вместе с тем в силу ряда объективных и субъективных причин со-временная молодежь оказалась недостаточно подготовленной к новым требованиям политической, социально — экономической и кадровой ситуа-ции. Серьезному искажению подверглась система представлений о пре-стижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда и т.д.

Цель исследования: изучение деятельности социального педагога в работе по профессиональной ориентации обучающихся старшего под-росткового возраста.

Объект исследования: профессиональная ориентация обучающихся старшего подросткового возраста.

Предмет исследования: деятельность социального педагога по про-фессиональной ориентации обучающихся старшего подросткового возрас-та.

Задачи исследования:

1. Изучить теорию профессионального самоопределения обучаю-щихся старшего подросткового возраста: понятие и основные характери-стики.

2. Определить роль социального педагога в профориентационной работе с обучающимися старшего подросткового возраста.

3. Обозначить методы профориентационной работы социального пе-дагога с обучающимися старшего подросткового возраста.

4. Составить комплекс мероприятий по профориентационной работе социального педагога с обучающимися старшего подросткового возраста.

Теорчетическая и практическая значимость исследования заклю-чается в том, что данные исследования могут быть полезны студентам пе-дагогических вузов, практикующим социальным педагогам в процессе разработки проведения комплекса занятий по профориентационной работе с обучающимися старшего подросткового возраста.

Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.

Структура исследования: введения, работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современный деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать само-стоятельные решения и нести ответственность за их реализацию, способ-ных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющих-ся условиях в связи с поиском, самоопределением, а так же планирование, выбор и организация своей профессиональной карьеры. Профориентация на старшей ступени школы направлена на подготовку учащихся к профес-сиональному самоопределению и осознанному выбору профессии.

Эта работа осуществляется через информирование о профессиях, со-временных условиях рынка труда; профессиональная диагностика и кон-сультации; профессиональный отбор и помощь студентам в их социальной и профессиональной адаптации. Именно поэтому на социального педагога и, прежде всего, на самих старшеклассников возлагается огромная ответ-ственность, а порой и, казалось бы, неизведанная работа, связанная с вхождением современного человека в мир труда и мир профессии на рын-ке труда.

Социальный педагог занимает ведущее место в профориентационной работе со школьниками старшего подросткового возраста и играет огром-ную роль в их подготовке к профессиональному самоопределению и осо-знанному выбору профессии. Координируя и направляя учащихся, соци-альный педагог помогает им выбрать именно ту профессию, которая удо-влетворяла бы как индивидуальные способности, особенности и возмож-ности учащихся, так и требования профессии, которые она ему предъявля-ет.

Профориентация в настоящее время выступает в форме непрерывно-го сопровождения профессионального самоопределения личности и вклю-чает в себя следующие компоненты: профессиональное образование, про-фессиональную диагностику, профессиональное консультирование, про-фессиональный отбор, профессиональную адаптацию.

Выполнение данной работы, направленной, прежде всего, на лич-ностный рост и развитие обучающихся, предполагает наиболее полное и всестороннее использование всего арсенала накопленных данных, средств и методов профориентации.

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого старшего подрост-ка. Необходимо стремиться помочь каждому старшему подростку сориен-тироваться и выбрать направления профессионального развития с учетом его особенностей и возможностей.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕН-ТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗ-РАСТА

1.1. Профессиональное самоопределение обучающихся старшего подросткового возраста: понятие и основные характеристики

Проблема профессионального самоопределения получила научное изучение только в ХХ веке. До начала 20 века не было свободного выбора профессий. Еще в XIX веке профессиональный выбор чаще всего опреде-лялся социальным происхождением человека и его сословной принадлеж-ностью.

С развитием общества и производственных отношений проблема профессионального самоопределения все более усложнялась, опосредо-ванная новыми условиями, поэтому перед каждым поколением выявляются ее новые грани и понятия.

В психологической литературе по проблеме профессионального са-моопределения существует множество точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это связано со сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторон-ностью самой ситуации выбора профессии.

Существуют различные точки зрения на профессиональное само-определение личности. Одни ученые связывают его с выбором профессии, другие определяют как длительный процесс, начинающийся с профессио-нальных намерений и заканчивающийся периодом овладения и наставни-чества.

Е.А.Климов определяет профессиональное самоопределение как дли-тельный процесс развития отношений человека к своей будущей профес-сии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной дея-тельности [12].

К.А.Абульханова-Славская в своих работах рассматривает профес-сиональное самоопределение как неразрывную связь выбора жизненного пути и жизненного самоопределения [1].

С.Н.Чистякова рассматривает профессиональное самоопределение как готовность к выбору профессии и определяет ее как устойчивую це-лостную систему профессионально важных качеств личности (положитель-ное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых знаний, умений, навыков) [30].

Представления старшеклассников о рынке труда и профессиях в большинстве своем оторваны от реальности. Процесс принятия решений о выборе профессии у современных выпускников школ зачастую диктуется приоритетом внешних статусных ценностей, слабой осведомленностью о собственных возможностях и способностях. Подростки ориентируются на такие профессии, которые закрепились в массовом сознании как «доход-ные», «престижные», «современные». Эти положения свидетельствуют об отсутствии сформированного профессионального самоопределения у старшеклассников [20].

Главной целью образования в современной школе является:

• формирование общей культуры личности на основе овладения обязательным минимумом содержания образовательных про-грамм;

• в адаптации учащихся к жизни в обществе,

• в создании базы для осмысленного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

• в воспитании трудолюбия, гражданственности, уважения сво-бод и прав человека, любви к семье, Родине, окружающей при-роде [13].

Содержание школьного образования направлено, в частности, на подготовку школьников к самостоятельной жизни в обществе.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии, являет-ся основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных ре-шений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане явление дву-мерное:

1. субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

2. объект выбора – то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора про-фессии. Это связано со многими характеристиками, которыми они обла-дают.

Выбор профессии – это не разовое действие. Выбор профессии со-стоит из ряда этапов, которые сливаются в один процесс. При этом про-должительность этапов зависит от:

• внешние условия;

• индивидуальные особенности субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение — это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности человека: от возникновения профессиональных намерений до ухода с работы.

Этапы, предшествующие самоопределению.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст и предшествующие ему:

• Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

• малодифференцированные представления о мире профессий, ситуа-тивное представление о внутренних ресурсах, необходимых для дан-ного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений.

• Этап профессионального самоопределения (старший школьный воз-раст):

• возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда.

• профессиональное обучение:

• осуществляется после получения школьного образования для освое-ния выбранной профессии.

• Профессиональная адаптация:

• формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений.

• Самореализация в труде:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы