Курсовая с практикой на тему Деятельность органов государственной власти по формированию патриотического сознания у российской молодежи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1. Теоретические основы формирования патриотического сознания граждан 7
1.1 Понятие патриотизма и патриотического воспитания 7
1.2 Сущность и значение патриотического воспитания молодежи как направления государственной политики 12
2. Анализ состояния патриотизма российской молодежи 17
2.1 Программа и инструментарий социологического исследования состояния патриотизма в молодежной среде 17
2.2 Результаты исследования состояния патриотизма молодежи в РФ 20
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложение 33
Введение:
Актуальность темы исследования. Последние двадцать лет наше общество переживает масштабные разрушения практически во всех сферах жизнедеятельности. Особенно тяжелы последствия разрушений в духовной сфере, в том числе в области воспитания и образования. По оценкам различных авторов наше общество в духовно-нравственном плане потеряло за эти десятилетия два поколения молодых людей. Эти потери характеризуются, прежде всего, утратой традиционных ценностей, отсутствием патриотизма и гражданственности, в первую очередь, в молодежной среде, увеличением количества детей и подростков с девиантным поведением, снижением эффективной деятельности таких традиционных агентов социализации детей и молодежи, как семья и система образования, фактическим отсутствием выверенной эффективной государственной молодежной политики. Само общество, по сути, потеряло смысл и идею собственного существования.
Проблемам гражданско-патриотического и нравственного воспитания за последние шесть лет уделялось и уделяется немало внимания. Проведено достаточно большое количество социологических исследований по состоянию, проблемам и противоречиям в этой области. С точки зрения масштабности проделанная работа впечатляет. Однако ученые, общественные деятели культуры, ответственные политики, педагогическое сообщество отмечают, что негативные тенденции в сознании и поведении, нравственном состоянии наших граждан и, в первую очередь, российской молодежи продолжают нарастать.
Психологические особенности формирования личности и создания условий осознания целесообразности регуляции ее поведения, как условия формирования гражданственности и нравственности исследованы в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Г. Ковалёва, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Проблемы гражданского и нравственного воспитания рассматривают в своих работах Ю.К. Бабанский, М.Н. Берулава, А.С. Гаязов, Г.Я. Гревцева, В.П. Зинченко, СЕ. Матушкин, А.В. Мудрик, М.В. Панасенко, А.В. Усова, Ф.Р. Филиппов, Ф.Ф. Харисов, И.Ф. Харламов, В.М.Шепель, В.А. Черкасов и др.
Несмотря на значительные объемы исследований данной проблематики, актуальным является практическое изучение состояния патриотизма в молодежной среде на современном этапе развития Российской Федерации. Такое исследование необходимо для понимания возможных путей оптимизации деятельности органов государственной власти по формированию патриотического сознания у российской молодежи.
Целью исследования является определение новых подходов к формированию органами государственной власти патриотического сознания у российской молодежи.
Основные задачи исследования заключались в том, чтобы:
— изучить понятие патриотизма и патриотического воспитания;
— описать сущность и значение патриотического воспитания молодежи как направления государственной политики;
— разработать программу и инструментарий социологического исследования состояния патриотизма в молодежной среде;
— описать результаты исследования состояния патриотизма молодежи в РФ.
Объектом исследования являются социальные процессы формирования патриотического сознание граждан.
Предмет исследования – деятельность органов государственной власти по формированию патриотического сознания у российской молодежи.
Гипотезы исследования: а) большинство молодежи правильно понимают смысл патриотизма; б) уровень патриотизма среди молодежи превышает 80%; в) органы государственной власти положительно влияют на формирование патриотического сознания молодежи; г) уровень патриотизма молодежи в стране растет.
В выборочную совокупность включено 50 студентов МАИ (НИУ) в возрасте от 17 до 23 лет, среди которых 25 юношей и 25 девушек.
Методы исследования. В ходе исследования использовались следующие методы: метод анализа научной литературы (анализ предыдущих социальных исследований похожей тематики); метод анкетирования; методы статистической обработки результатов анкетирования (структурный анализ); табличные и графические приемы представления аналитических данных.
Структура курсовой работы включает введение, две главы с параграфами, заключение, список литературы и приложение. Первая глава посвящена теоретическим аспектам формирования патриотического сознания молодежи в РФ. Во второй главе разработана программа и инструментарий социологического опроса молодежи, а также проведен анализ результатов организованного исследования на примере студентов МАИ.
Заключение:
Патриотизм и патриотическое сознание является одной из социальных характеристик отдельной личности, социальной группы, общества в целом, которая предполагает наличие уважительно-бережного отношения к своей родине, стране, а также стремление действовать на благо родины и конкретные проявления этого стремления.
Сущность патриотического воспитания можно характеризовать с точки зрения педагогической психологии, а также с точки зрения системы государственного управления. При использовании второго подхода патриотическое воспитание являет собой одно из направлений государственной политики, которая сегодня реализуется на основании государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы».
Для оценки эффективности государственной политики в вопросах формирования патриотизма среди молодежи важно исследовать уровень данного качества у представителей молодого поколения. Для этого наиболее часто используют социологические исследования.
В нашем случае была разработана программа исследования состояния патриотизма российской молодежи. При этом были выдвинуты следующие гипотезы исследования: а) большинство молодежи правильно понимают смысл патриотизма; б) уровень патриотизма среди молодежи превышает 80%; в) органы государственной власти положительно влияют на формирование патриотического сознания молодежи; г) уровень патриотизма молодежи в стране растет.
В ходе выполнения данной курсовой работы было организовано анкетирование 50 студентов МАИ (НИУ) в возрасте от 17 до 23 лет (25 девушек и 25 юношей).
Исследование позволило подтвердить сформулированные в начале исследования гипотезы. Так, действительно, большинство молодежи правильно понимают смысл патриотизма. При этом уровень патриотизма среди молодежи превышает 80%. Также исследование показало, что органы государственной власти положительно влияют на формирование патриотического сознания молодежи, их деятельность в этом направлении эффективна и проявляется, в частности в том, что уровень патриотизма молодежи в России растет. Все это свидетельствует о необходимости продолжения государственной политики, направленной на решение проблем патриотического воспитания в РФ.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы формирования патриотического сознания граждан
1.1 Понятие патриотизма и патриотического воспитания
Для определения терминов «патриотизм» и «патриотическое воспитание» целесообразно сначала определиться с понятием «патриот». Впервые это слово появилось в период Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [13]; согласно словарю Ушакова «патриот – человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины» [14].
Соответственно, патриотизм (патриотическое сознание) являет собой социально-психологическую характеристику, характерную для патриотов. Достаточно полно это понятие описано в философском словаре: «патриотизм (от греч. «отечество») – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [9].
Патриотизм предполагает наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством [3, с.66].
Вместе с тем, патриотизм предусматривает не только эмоции и отношение человека к окружающему, но и проявление конкретных действий. А. А. Айвазян и Ю. К. Спицина подчеркивают, что патриотизм – это не просто любовь к своей стране. Патриотизм, как явление, имеет как эмоциональную, так и деятельностную составляющую. Деятельностный аспект находит свое воплощение в поступках человека, в его повседневной деятельности, которая направлена на благо страны, государства, общества [2, с. 472].
Поэтому под патриотизмом понимают также «конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее украшения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом)» [3, с.66].
Исходя из эмоциональной и деятельностной составляющих патриотизма С.Н. Томилина характеризует сущность исследуемого феномена во-первых, как любовь к Отечеству, к родному краю, к своему многонациональному народу, его героической истории, культуре, обычаям и традициям; и во-вторых, как стремление своими конкретными действиями, поступками служить своему Отечеству, его социально-экономическому процветанию, политической независимости и территориальной целостности [15].
Н. В. Адаева, раскрывая сущность патриотизма, выделяет несколько ее граней:
1) духовнонравственную сущность патриотизма, которая проявляется в многообразии возвышенных чувств к Родине, в нравственном и духовном возрождении общества и совершенствовании каждого человека;
2) политическую сущность, которая проявляется в реальных делах граждан, способствующих консолидации, стабилизации и интеграции, сохранению и укреплению политической власти;
3) социальногуманистическую сущность патриотизма, которая проявляется через потребности, стремления, мотивы, направленные на удовлетворение интересов личности, народа, общества, любовь к человечеству, уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей;
4) национальную сущность, которая находит проявление через призму национальных обычаев, традиций, культуры, доминирования ценностно‐смысловых установок, особенностей национального характера [1, с.131].