Курсовая с практикой на тему Деятельность классного руководителя в современной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………………………………..3
Глава
1. Теоретические основы изучения профессиональной деятельности классного
руководителя…………………………………………………………………………………………5
1.1 Основные функции и
должностные обязанности классного руководителя………………………………………………………………………………………..5
1.2 Инновационная
деятельность классного руководителя…………………………10
Глава
2. Практический анализ деятельности классного руководителя в условиях
общеобразовательной
школы……………………………………………………………………………….16
2.1
Формы и направления работы классного руководителя с ученическим
коллективом………………………………………………………………………………………………………..16
2.2
Анализ взаимодействия классного руководителя с субъектами педагогического
процесса…………………………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………………………………32
Список литературы…………………………………………………………………………………….34
ПриложениЯ…………………………………………………………………………………………………..36
Введение:
В настоящее время система
современного общего образования характеризуется переходом к новым федеральным государственным
образовательным стандартам (ФГОС), которые выдвигают новые требования ко всей
педагогической деятельности в целом, а также ко всем субъектам педагогического
процесса. Введение ФГОС требует нового учителя, имеющего иной уровень
квалификации, готового к перестройке всей образовательной деятельности в
условиях быстро изменяющейся информационной среды. Заслуживает внимания тот
факт, что в нынешних условиях современной реальности, социально-экономических
сложностей, пандемии коронавируса современная образовательная организация
закономерно столкнулась с технологической и психологической неготовностью
педагогов к переходу на новые стандарты, именно поэтому важным является анализ
особенностей профессиональной деятельности классного руководителя в
общеобразовательной школе.
Таким образом, вышеуказанными
положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего
исследования.
Теоретико-методологическая
основа работы состоит в том, что особенности профессиональной деятельности
классного руководителя широко исследованы в работах таких авторов как Т.А. Вайзер,
В.И. Долгова, О.М. Краснорядцева, В.А. Сластенин, Е.Н. Францева
и др. Цель
исследования – анализ основных особенностей и характеристик профессиональной
деятельности классного руководителя в современной общеобразовательной школе.
Объект исследования – деятельность классного
руководителя. Предмет
исследования – характерные особенности профессиональной деятельности
современного классного руководителя.
В связи с поставленной целью были
определены и конкретизированы следующие задачи исследования: 1.
Провести теоретический анализ проблем изучения профессиональной деятельности
классного руководителя в современных условиях. 2. Осуществить
практический анализ профессиональной деятельности классного руководителя. 3. Разработать предложения
по совершенствованию системы работы классного руководителя в
общеобразовательной школе.
Для реализации целей и задач настоящего исследования были
использованы следующие методы: 1.
Теоретический анализ и синтез;
2. Эмпирические
методики:
1) методика «Мотивация успеха и боязнь
неудачи» (А.А. Реан)
2) методика оценки
психологического климата в педагогическом коллективе (О.С.Михалюк, А.Ю. Шалыто)
3) методика «Структура
мотивации трудовой деятельности» (К.Замфир)
Практическая значимость
исследования. Результаты данной работы могут быть полезны организациям,
внедряющим проекты инновационного управления, т.к. на основе данного
исследования можно внедрять практические рекомендации по повышению мотивации классных
руководителей к инновационной деятельности в рамках данного проекта.
Структура работы: общий
объем настоящего исследования составляет 35 страниц, включает 5 таблиц и 5 рисунков.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной
литературы и приложения.
Заключение:
В настоящее время система
современного общего образования характеризуется переходом к новым федеральным
государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые требования
ко всей педагогической деятельности в целом, а также ко всем субъектам
педагогического процесса. Введение ФГОС требует нового педагога, классного
руководителя, имеющего иной уровень квалификации, готового к перестройке всей
образовательной деятельности в условиях быстро изменяющейся информационной
среды.
Существенным отличием современной педагогики
сегодня является значительное число исследований, в которых на первый план
выступает личностное начало в профессии классного руководителя, его
самореализации, в успешности педагогического взаимодействия. Определяя
по-разному профессиональное развитие современного классного руководителя, специалисты
данного направления в качестве фундаментального условия этого процесса, как
правило, называют развитие профессионального самосознания педагога.
При личностно-ориентированном
взаимодействии, когда смыслом обучения является развитие каждого ребенка как
личности, наблюдается равноправие позиций классного руководителя и ученика как
со-учащихся, со-воспитывающих, сотрудничающих людей. В ходе такого
взаимодействия именно классный руководитель создает условия для самостоятельной
постановки ребенком познавательных проблем и задач. Классный руководитель не
преподает, а актуализирует имеющуюся у ребенка тенденцию к росту, к развитию;
при этом признаются ценностями чувства, эмоции, переживания и педагога, и
учеников.
Анализ
психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные точки
зрения относительно определения направлений и содержания деятельности классного
руководителя, но все они едины в том, работа классного руководителя должна
охватывать такие стороны жизнедеятельности классного коллектива, как здоровье,
обучение, общение и воспитание подрастающего поколения.
При этом основной результат
работы классного руководителя зависит от ряда условий:
1) стратегической устремленности и
долгосрочной перспективы планирования процессов воспитания и развития;
2) направленности
содержания воспитательной деятельности на развитие учащихся;
3) системности
осуществления воспитательного взаимодействия и сотрудничества с родителями;
4) ориентации
воспитательного процесса на развитие индивидуальности учеников;
5) технологичности работы
педагога-воспитателя;
6) диагностической
оснащенности деятельности классного руководителя.
Четкое знание классным руководителем своих основных
функций, направлений и содержания работы, условий для повышения эффективности
воспитательного процесса позволяет качественно выполнять возложенную на него
миссию.
Эффективность работы
классного руководителя оценивается на основании разрабатываемых критериев
относительно инновационных направлений деятельности самим педагогом и
администрацией образовательного учреждения.
На современном этапе
развития социума, с появлением новых информационных и технических возможностей
классному руководителю необходимо использовать имеющиеся информационные
технологии с целью повышения эффективности своей работы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
изучения профессиональной деятельности
классного руководителя 1.1 Основные функции и должностные
обязанности
классного руководителя С точки зрения общей педагогики
при анализе основных функций и должностных обязанностей классного руководителя
прежде всего необходимо отметить, что с целью организации внеклассной
воспитательной работы в средних и старших классах из числа наиболее опытных
учителей назначаются классные руководители. Их прикладная необходимость
обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведет
несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации и
анализе. Кроме того, многие виды внеклассной работы, такие, например, как
создание и воспитание ученического коллектива, организация социально полезного
труда, многочисленные виды нравственной и художественно-эстетической
деятельности учащихся, непосредственно не входят в обязанности
учителей-предметников и возлагаются на классного руководителя [24, с. 7].
Также классный
руководитель как своего рода куратор самым непосредственным образом
взаимодействует и сотрудничает как с учениками, так и с их родителями. Спектр
вопросов и проблем, решаемых при этом классным руководителем, довольно широк –
от аспектов успеваемости до более системных социально-психологических проблем
детей подросткового возраста. Не подлежит сомнению тот факт, что для реализации
основных прикладных моментов работа как с учениками, так и с родителями должна
вестись классным руководителем на системной и регулярной основе.
В
этой связи необходимо отметить, что современный классный руководитель
осуществляет свою деятельность на основе базовых принципов, среди которых
выделяются следующие [12, с. 74]:
1) комплекс
природной и культурной составляющих при организации учебно-воспитательной
развивающей деятельности детей на регулярной основе;
2) эффективная
социализация личности каждого ребенка осуществляется при помощи таких
эффективных механизмов становления личности как самоопределение и самореализация;
3) систематическое
психолого-педагогическое стимулирование творческого индивидуального потенциала личности
в отдельности и всего школьного коллектива в целом.
При этом сами воспитательные
задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть
единообразными и неизменными. Они определяются запросами, интересами,
потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума,
возможностями самого педагога. Под изменяющиеся условия окружающей реальности
вполне закономерно должны меняться и подбираться наиболее оптимальные
технологии работы в образовательной организации при планировании работы
классного руководителя как основного координатора всего учебно-воспитательного
процесса в классе. Следовательно, основными задачами классного руководителя
являются [3, с. 61]:
1) помощь каждому ученику
в становлении его личности на систематической непрерывной основе;
2) организация и
поддержание необходимых условий для проявления и обогащения склонностей и
способностей каждого воспитанника;
2) создание и
совершенствование в детском коллективе воспитывающей и развивающей
деятельности;
3) формирование в классе благоприятного
психологического климата, способствующего социально-психологическому и
профессионально-интеллектуальному развитию каждого ученика.
На основе указанных выше задач,
далее обозначаются основные функции классного руководителя необходимостью формирования
и поддержания условий нахождения ребенка в общеобразовательной организации для
его успешной жизнедеятельности, содействие творческому личностному развитию, морально-нравственному
росту.