Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Девиантное поведение у подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ПОЗИЦИИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ.. 6

1.1. Причины возникновения девиантного поведения. 6

1.2. Основные виды и формы девиантного поведения. 9

1.3. Ролевая виткимность как один из видов
девиантного поведения. 12

1.4. Подростковый возраст как возраст риска
возникновения девиаций. 18

Выводы по первой главе. 25

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ  ПОДРОСТКОВ.. 26

2.1. Организация исследования. Методики
исследования. 26

2.2. Анализ результатов исследования. 27

2.3. Рекомендации по профилактике девиантного
поведения подростков. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 42

ПРИЛОЖЕНИЯ   47

  

Введение:

 

Девиантное или
отклоняющееся поведение рассматривается как некое нарушение социальных норм,
данная проблема в последние годы вызывает большой исследовательский интерес.
Проблема девиантного поведения рассматривается с позиций социальных,
психологических и смежных отраслей науки.

Проблема отклоняющегося
поведения всеми специалистами рассматривается в контексте возрастных
особенностей, так нарушение социальных норм является наиболее распространённой
проблемой в молодежной среде. Статистика показывает, что не смотря на большое
внимание к данной проблеме со стороны государственного и муниципального
управления – проблема девиаций в молодежной среде актуальна. Проявляется
проблема в употреблении веществ, изменяющих сознание – алкоголь, наркотические
вещества, саморазрушающем поведении, асоциальном поведении – проституция,
преступность и т.п.

Тема работы: «Взаимосвязь
девиантного поведения и ролевой виктимности подростков».

Степень изученности
проблемы. В психолого-педагогической литературе представлено большое количество
работ, изучающих проблему трудных подростков и отклоняющегося поведения.
Исследованиями занимались в классической советской психологии — Д.А. Дриль,
В.М. Бехтерев, можно найти работы, посвященные проблеме у  П.Г. Бельского, П.П. Блонского, и Л.С.
Выготского. В работах внимание уделяется проблемам формированию отклоняющегося
поведения под влиянием социальных факторов, личностным особенностям поведения,
специфике мотивационной стороны.

В долее поздних трудах
М.А. Алемаскина, Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, М.С. Неймарка, В.Г. Степанова,
Д.И. Фельдштейна и др. описываются теоретические и экспериментальные данные по
проблеме отклоняющегося поведения с позиций воспитания и психологических
особенностей.

Проблема девиантного поведения
широко рассматривается в юридической психологии — Ю.М. Антонян, И.П. Башкатов,
С.Ю. Долгова, К.Е. Игошев, В.Н. Кудрявцев, В.Ф. Пирожков и др.

Целью данной работы
является анализ девиантного поведения подростков.

Объектом работы является
девиантное поведение  подростков.

Предметом работы является
анализ девиантного поведения подростков.

Актуальность данного
исследования в теоретическом аспекте подтверждается тем, что девиантное
поведение подростков, остается недостаточно разработанной в методологическом
отношении, нет единого психологического подхода к рассмотрению ролевой
виктимности в контексте девиантного поведения.

Практическая значимость
работы определяется тем, что:

— предложены диагностические методы для изучения поведения
подростков с точки зрения девиаций и ролевой виктимности;

— материалы исследования могут быть использованы в процессе
организации работы с детьми в условиях общеобразовательного учреждения с целью
предупреждения и преодоления у них отклонений в поведении.

Гипотеза исследования –
можно предположить о наличии взаимосвязи девиантного поведения с ролевой
виктимностью подростков.

Для подтверждения нашего
предположения нами использовались такие методы исследования как:

• теоретические: анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической
литературы по проблемам девиантного поведения;

• диагностические;

• методы математической статистики: описательная статистика,
корреляционный анализ по Спирмену.

Для достижения
поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Проанализировать психологические и психолого-педагогические
труды в сфере отклонений в поведении подростков – монографии, периодические
издания, электронные ресурсы;

2. Проанализировать диагностические аспекты работы с девиантным
поведением – выявить методики диагностики, применимых в работе с подростками;

3. На основании полученных теоретических данных разработать
диагностическую программу для работы с подростками;

4. Провести анализ результатов диагностической работы в условиях
общеобразовательной школы, провести интерпретацию полученных данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В начале нашего
исследования мы сделали предположение о том, что у
детей подросткового возраста имеются взаимосвязи девиантного поведения с
ролевой виктимностью подростков.

При проверки
данного предположения нами были сделаны следующие шаги.

Во-первых,
нами был проведен теоретический анализ литературных данных относительно вопроса
девиантного поведения подростков, особенностей, видов девиантного поведения. Мы
разобрали особенности подросткового возраста в взаимосвязи с девиантным
поведением.

Во-вторых, мы
разработали диагностический аппарат, позволяющий произвести диагностику
интересующих нас психологических феноменов, а именно – девиантное поведение. Далее
нами был проведен сбор данных. Диагностика проводилась на базе общеобразовательного
учреждения.

В-третьих, мы
провели обработку полученных данных, все полученные данные были подвергнуты
статистическому анализу, в соответствии с заявленным предположением, а именно
мы проанализировали степень выраженности склонности к девиантному поведению,
выявили взаимосвязи между склонностями к девиантному поведению и ролевой
виктимности.

Анализ
взаимосвязей склонности к девиантному поведению выявил статистически
достоверные взаимосвязи между склонностями к девиантному поведению и ролевой
виктимностью.

На основании
проделанной работы можно сделать вывод, что выдвенутая гипотеза исследования
была частично подтверждена – действительно имеются взаимосвязи
девиантного поведения с ролевой виктимностью подростков.

Таким
образом, поставленная перед нами цель достигнута. Нами было исследовано
поведение подростков с точки зрения наличия отклонений в поведении и ролевой
виктимности.

Полученные в
ходе работы данные могут быть применены на практике:

— предложеные диагностические методы для изучения
поведения подростков с точки зрения девиаций, могут быть применены в условиях
работы образовательного учреждения;

— материалы исследования могут быть использованы в
процессе организации работы с детьми в условиях общеобразовательного учреждения
с целью предупреждения и преодоления у них отклонений в поведении.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ С ПОЗИЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

1.1. Причины
возникновения девиантного поведения Нами девиантное поведение
рассматривается с позиций системного подхода, которое представляет собой
некоторую систему поступков, вступающие в резонанс с общественными нормами.
Норма является сложной общенаучной категорией, в контексте девиантного
поведения мы рассматриваем отклонение от социальных, психологических и
социально-психологических норм – права, мораль, культура. На основании чего мы
выделяем две группы девиантного поведения: отклонение от норм психического
здоровья и поведение, нарушающее социальные и культурные нормы.

В контексте данной работы девиантное поведение
рассматривается с позиций асоциального поведения, рассмотрим особенности норм и
правил в контексте данного подхода.

Современными
исследователями в контексте проблемы девиантного поведения рассматривается
понятие «норма». Интерес к данной категории, являющейся общенаучной, вероятно,
связан с тем, что в сущности девиантное поведение является некоторым
результатом адаптационного процесса. Часто результаты адаптации связаны с
социумом, спецификой оценки поведения в социуме, в которых растет и
воспитывается субъект подобного поведения.

Оценка
нормальности является пластичной и неустойчивой, что проявляется в принятии и
«нормальности» поведения в некоторых социальных группах, слоях, культурах и
«ненормальности» в других. Кроме того,
иногда разница между девиантным поведением и отклоняющимся минимальна и
наличествуют общие черты. Так креативность, творчество будет являться
отклонением от нормы, но не является девиантным поведением. Это создает
необходимость указания критериев оценки 
категории «девиантность», выделения особенности ее определения [17, с. 78].

Развитие
личности является результатом сложного процесса включения субъекта в социальные
отношения. Этот процесс всегда детерминируется социально-психологическими
факторами. Нами данный процесс рассматривается как управляемый, подчиняющийся
закономерностям, на который действуют и случайные факторы.

Определяющую
роль имеют случайные факторы, которые деформируют социально-психологические
свойства личности, формирование личности, склонной к девиациям является долгим
детерминированным процессом, сложность заключается в том, что к формированию
данной личности могут привести факторы развития из раннего детства, которые
сложно учесть в подростковом возрасте и которые требуют глубинной работы.

С позиций
глубинной психологии – факторы раннего детства имеют свои корни в подсознании,
могут не осознаваться подростками, которые не имеют достаточного уровня
самосознания, самопонимания и других сложных конструкций личности. В данном
случае девиация будет являться результатом адаптационного процесса.

Сегодня нет
единого мнения относительно определения девиантного поведения. Это усложняется
узкой направленностью исследователей в контексте данной проблемы и реализацией
определенного подхода – биологического, психологического, социального.

Мы считаем,
что проблема девиантного поведения не может быть рассмотрена вне социального
подхода. С позиций социального подхода девиантное поведение рассматривается как
отклонение
от общепринятых, усредненных стереотипов поведения и выделяет два типа
девиантного поведения созидающей и разрушительной направленности.

Так
девиантное поведение характеризуется деструктивной направленностью. Это
является важным аспектом рассмотрения девиации, поскольку с психологической
точки зрения гениальность и высокий уровень креативности так же является неким
отклонением от нормы.

Биологический
подход рассматривает биологические основы развития и формирование девиантного
поведения, среди биологиических факторов можно выделить следующие группы:

· Генетические.
Эту группу составляют различные дефекты развития генетического характера –
умственное развитие, пороки развития, особенности ЦНС и т.д.

· Психофизиологические.
Данная группа состоит из формирования соматических отклонений под действием внешних
факторов;

· Физиологические.
Которые могут проявляться в дефектах речи, внешней
непривлекательности, недостатках конституционно-соматического склада человека,
которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны
окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в
среде сверстников, коллективе.

Наибольшую
значимость в нашем исследовании имеет психологических подход. Девиации так же
являются результатом адаптационного процесса, которые формируются в результате
внутриличностного конфликта, деструкций и саморазрушения личности, блокирования личностного роста, а
также состоянием умственного дефекта, дегенеративности, слабоумия и психопатии.

Социально-психологический
подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения:
девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов,
происходящих в обществе и сознании человека.

Таким
образом, мы рассмотрели особенности девиантного поведения как научного феномена
с позиций различных научных знаний.

Можно
отметить, что девиации требуют междисциплинароного подхода в исследовании и
основой его исследования является некоторое понимание нормы, в нашем
исследовании проблема девиаций рассматривается в контексте виктимного
поведения. Сама виктимность нами рассматривается как отклонение от нормы,
рассмотрим основные виды девиаций.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы