Курсовая с практикой на тему Детско-родительское отношения как условия привыкания к детскому саду.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК УСЛОВИЯ ПРИВЫКАНИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ 7
1.1. Проблема детско-родительских отношений в современной педагогической литературе 7
1.2. Воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста в сфере условий ДОУ 17
1.3. Детско-родительские отношения как фактор, влияния на привыкание к детскому саду 22
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИВЫКАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДОУ 27
2.1. Особенности выборки, описание использованных методик 27
2.2. Ход, анализ и интерпретация данных эмпирического исследования особенностей привыкания детей к ДОУ 29
2.3. Разработка и апробация программы эффективных форм работы с семьёй в период привыкания детей возраста к ДОУ 33
Заключение 38
Список литературы 40
Введение:
Актуальность исследования. Привыкание (адаптация) – приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, который предполагает избегания опасных, неблагоприятных ситуаций.
В психолого-педагогической литературе довольно широко рассматриваются вопросы, связанные с привыканием детей к дошкольным учреждениям (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.). Адаптация – это прежде всего медико-педагогическая проблема. По мнению Н.М. Аксарина, А.И. Мышкис, для ее решения необходимо создание таких условий, благодаря которым удовлетворились бы потребности детей в общении, осуществлялось бы тесное взаимодействие семьи и общественного воспитания. Крайне важны при этом хорошее медицинское обслуживание детей и правильная организация воспитательного процесса.
Проблема привыкания малышей к условиям воспитания в дошкольных учреждениях широко рассматривается в исследованиях современных ученых из Западной и Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова – Томова, Э. Хабинакова). В них отмечается, что начало посещения детского сада (и подобных образовательных учреждений) сопровождается эмоционально-психологическими изменениями личности ребенка, большинство из которых неблагоприятны и требуют целенаправленной корректирующей воспитательной работы.
Период привыкания дошкольников к детскому саду осложняется сменой предметно пространственной обстановки и появлением новых взрослых в окружении детей. Течение адаптационного периода во многом зависит от того, насколько хорошо сумела подготовить ребенка к переходу в детское учреждение семья.
В отечественной психологии (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский и др.), в зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс и др.) есть некоторые сведения о влиянии детско-родительских отношений на изменение характера и содержания привыкания детей к новым условиям. Однако специальных исследований в данной области не проводилось. Это обуславливает необходимость исследования проблемы.
Объект исследования – процесс привыкания детей 3-4 лет к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – влияние детско-родительских отношений на привыкание детей 3-4 лет к дошкольной образовательной организации.
Цель исследования – определить и эмпирически проверить проверить влияние детско-родительских отношений на привыкание детей 3-4 лет к дошкольной образовательной организации.
Гипотеза: адаптация детей 3-4 лет к дошкольному учреждению будет более успешной при условии, если:
— будет известен начальный уровень подготовки каждого ребенка к дошкольному учреждению;
— будет организована индивидуальная и групповая работа с родителями воспитанников по повышению их педагогической компетенции;
— в процессе организованной совместной работы педагогов и родителей будут учтены индивидуальные особенности каждого ребенка.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1.Проанализировав теорию и практику дошкольного образования охарактеризовать процесс привыкания детей младшего дошкольного возраста, определить глубину проработки данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования.
2.Опытно-экспериментальным путем апробировать содержание (задачи, формы, методы) работы по изменению детско-родительских отношений.
3.Разработать научно-методические рекомендации для воспитателей и родителей для эффективного протекания привыкания у младших дошкольников.
В данном исследовании комплексно использовались взаимодополняющие методы исследования: анализ научной литературы по педагогике, психологии, философии, а также нормативных, программно-методических документов; систематизация, обобщение и сравнительно-сопоставительный анализ собранных данных, проведение педагогический экспериментов, опросов; ознакомление с документацией и ее анализ; изучение опыта педагогической деятельности.
Выборку составили дети, в возрасте 3-4 лет их родители и педагоги дошкольной образовательной организации.
Эмпирическое исследование было тщательно спланировано и проведено в августе-ноябре 2019 г.
Теоретической основой исследования являются положения: влиянии детско-родительских отношений на изменение характера и содержания привыкания детей к новым условиям (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс и др.);
— о дошкольном детстве как важнейшем периоде в становлении личности (В.В. Зеньковский, В.С. Мухина, П.М. Якобсен);
— о роли детско-родительских отношений в становлении личности ребенка (Н.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, И.М. Марковская, А.С. Спиваковская, Т.В. Якимова и др.).
Теоретическая значимость исследования: определены показатели с целью оценки уровня детско-родительских отношений и их влияние на адаптацию детей 3-4 лет к дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в практику работы дошкольных образовательных учреждений могут быть внедрены разработанные нами диагностические задания по выявлению типа родительских отношений, осуществления данного процесса.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав. Списка литературы из 38 источников. Структура работы включает в себя: введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования. Сформулирована гипотеза и представлена эмпирическая база исследования.
Первая глава курсовой работы «Теоретические основы изучения детско-родительских отношений как условия привыкания к детскому саду» посвящена понятиям «адаптации к ДОУ», «детско-родительские отношения». Выявлению особенностей привыкания младших школьников к ДОУ и влиянию детско-родительских отношений на данный процесс.
Вторая глава «Эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на привыкание дошкольников к ДОУ», эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада «…..» поселка….., в младшей группе.
В заключении подводятся итоги проведённой работы. Сформулированы основные выводы по проведенному исследованию, предложены рекомендации.
Заключение:
Таким образом, рассмотрев, особенности детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии» были проанализированы и рассмотрены различные теории отечественных и зарубежных психологов, таких как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С.Спиваковская, К. Роджерс, Э.Фромм, Э.Эриксон, З.Фрейд и других. Так же были изучены стили воспитания и влияние родителей на формирование характера ребенка. Анализируя роль семьи, как фактора развития ребенка, можно отметить, что семья является тем социальным институтом, ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека.
Семья – это дом, в котором учится любви к людям и к миру. У ребенка, сохраняются добрые и светлые воспоминания, на всю жизнь, они согревают его сердце и укрепляют волю в самые трудные моменты жизни. Семья может расширить те хорошие качества, которые уже есть в ребенке и присущи ему. Более прицельно изучаются в рамках тех направлений не происходит в силу различных обстоятельств отечественной от рождения.
Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит более прицельно изучаются в рамках тех направлений не происходит в силу различных обстоятельств отечественной формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними. Деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой, полное отсутствие заинтересованности к его жизни (гипоопека) формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность. Сочетание внимательного, заботливого отношения к своему ребенку без излишней навязчивости, и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. По данным исследователей, занимающихся изучением адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, в разлуке с близким взрослым накапливается нервно – психическое напряжение. Разлука с матерью снижает адаптивные способности ребёнка. Многие дети в период адаптации к детскому саду отрицательно эмоционально реагируют на разлуку с матерью.
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т.д. В методической литературе даны педагогические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того чтобы по – настоящему управлять поведением детей (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания.
Фрагмент текста работы:
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК УСЛОВИЯ ПРИВЫКАНИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
1.1. Проблема детско-родительских отношений в современной педагогической литературе
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «матьребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.
М.Б. Калашникова дает такое определение феномену детско-родительских отношений – это «система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок – родители») и сверху вниз (диада «родители – ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы» [27, с.40].
Понятие родительское отношение принадлежит к понятиям общего типа и характеризует взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка.
Родительское отношение включает в себя ряд компонентов, среди которых субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Выделение в структуре родительского отношения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов позволяют понять родительскую позицию и родительскую установку, используемые как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.
Одной из наиболее специфических характеристик личности человека является его система отношений к окружающему миру и непосредственно к себе. Указанные отношения, по своему смыслу, являются формой отражения человеком окружающей его действительности. Родительское отношение связывает личность человека с миром, выступает основой для выполнения им роли родителя и реализует его деятельность по воспитанию ребенка. Эти факторы обуславливают необходимость проведения анализа личности человека как системы его отношений.
Длительное время объектом специальных исследований представителей различных наук является родительское отношение. Различие концепций родительского отношения определяется, главным образом, направленностью к биологическим, социокультурным или психологическим детерминантам развития родительского отношения. Наиболее характерными основными подходами к рассмотрению природы и содержания родительского отношения являются: биологический, культурно-исторический и собственно психологический подходы.
У И.В. Гребенникова в рамках биологического подхода для обозначения феноменов, родительского отношения длительное время применялось понятие «родительского инстинкта». При этом, главным образом, речь шла о материнском инстинкте [15, с. 31]. В психологической литературе отсутствует анализ понятия родительского инстинкта, несмотря на продолжающиеся вокруг него дискуссии. Обсуждение данной проблемы связано, главным образом, с определением биологических и социокультурных детерминант родительского отношения.
В рамках биологического подхода к изучению родительского отношения в настоящее время рассматриваются филогенетические предпосылки родительской заботы о потомстве. Исследование биологических детерминант материнства и отцовства осуществляется этологами и психофизиологами. Основное направление исследований этологов направлено на изучение эволюционных предпосылок формирования родительского поведения, обуславливающих взаимное обеспечение взрослыми особями и детенышами ключевой стимуляции по сохранению и продолжению вида. Как показывают исследования, паттерн родительского поведения генетически запрограммирован и изменяется от одного вида к другому [16, с.54].
В рамках культурно-исторического подхода основной акцент делается на исследование сравнительно-исторических данных. Результаты этих исследований убедительно показывают, что родительское отношение – это результат длительного и противоречивого развития. Для первобытного общества нормой была амбивалентность по отношению к детям: иметь детей считалось почетным, и при этом, была широко распространенной практика инфантицида. В эпоху античности и раннего средневековья не смотря на то, что ребенок считался собственностью родителей, инфантицид продолжал оставаться нормой. Формирование привязанностей между родителями и детьми ограничивалось рядом объективных причин и, в первую очередь высокой детской смертностью. Детоцентристская ориентация общественного сознания окончательно утвердилась только в конце XVIII – начале XIX века.
Таким образом, с точки зрения культурно-исторического подхода родительское отношение является продуктом культурного развития, зависящим как от моделей материнства и отцовства, так и от моделей семьи, доминирующих в данную эпоху, на данном этапе развития общества.
В собственно психологических исследования в настоящее время в анализе родительского отношения можно выделить два основных направления. В первом случае в центр внимания исследователя помещается благополучие ребенка, а само родительское отношение изучается с позиции обеспечения условий для развития ребенка.
В теории отношений, изложенной в работах Л.И. Божовича, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, понятие «детскородительские отношения» определяется как процесс и результат индивидуального отражения семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность родителей и детей в их совместной деятельности.