Курсовая с практикой на тему Детско-родительские отношения в семьях, где воспитываются дети младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретический подход к исследованию детско-родительских отношений в семьях, где
воспитываются дети младшего школьного возраста. 6
1.1. Роль
семьи в развитии и воспитании ребенка младшего школьного возраста 6
1.2.
Особенности формирования детско-родительских отношений в семьях, где
воспитываются дети младшего школьного возраста. 11
1.3. Виды
детско-родительских отношений. 13
Глава 2.
Эмпирическое исследование детско-родительских отношений в семьях, где
воспитываются дети младшего школьного возраста. 17
2.1. Теоретико-методологическое основание
исследования. 17
2.2.
Организация эмпирического исследования. Методики диагностики
детско-родительских отношений, где воспитываются дети младшего школьного
возраста 21
Заключение. 31
Список
использованной литературы.. 33
Приложения 35
Введение:
Актуальность
исследования. Успех трансформационных процессов
современного российского общества, в значительной степени определяется тем,
насколько будут созданы условия для реализации свободы личности, насколько
общество будет способствовать воспитанию человека в духе гуманизма,
формированию у нее нравственных ценностей: великодушия, доброты, взаимопомощи,
чувство справедливости, ответственности. Именно такие добродетели формируются у
ребенка под влиянием семьи как важнейшего социального института,
обеспечивающего эффективное воспитание детей.
В
этом контексте особое значение приобретает воспитание у детей способности к
критическому мышлению, формированию устойчивых общественно значимых способов поступков
деятельности, которые основывались бы на нравственных качествах, адекватной
самооценке и отражали отношение ребенка к самому себе как к субъекту,
доброжелательных отношений с окружающими. Семья является источником социального
наследования впервые годы жизни ребенка, благодаря механизмам идентификации и
подражания – соблюдение образцу отношений собственных родителей сначала
происходит на подсознательном уровне. Стиль поведения родителей сказывается на
становлении ребенка, психическом здоровье и на психологическом климате семьи.
По словам В.А. Сухомлинского: «Семья ̶ первый источник, из которого начинается
большая река чувств и убеждений».
Проблемы,
связанные с воспитанием являются наиболее актуальными на сегодня, ведь
некоторые родители не понимают какой вред, они наносят своим детям через
«неправильное воспитание», через свой негативный пример, из-за своей неготовность
воспитывать ребенка. Целью семейного воспитания является формирование качеств и
свойств личности, которые помогают достойно преодолевать трудности и преграды,
встречающиеся на жизненном пути. Опыт многочисленных поколений показывает, что
к таким качествам и свойствам относится физическое здоровье, развитый
интеллект, трудолюбие, нравственность, духовность, готовность к семейной жизни.
Именно они и составляют главную цель семейного воспитания.
Исследованием
психологических проблем семейного воспитания занимались такие отечественные и
зарубежные ученые, такие как: И. Бех, А. Бондаренко, Ш. Бюллер, А. Варга, А.
Дмитренко, С. Ковалев, И. Кон, О. Кононко, ВКотирло, В. Кравец, М. Лисина, В.
Нефедов, М. Сова, Столин, Ю. Щербань, Р. Шпрангера.
Для
полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться
благоприятные детско-родительские отношения. Дети, которые растут в атмосфере
любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и сложности в обучении,
растут доброжелательными, общительными, открытыми, а нарушения детско-родительских
отношений ведет к формированию различных психологических проблем
(агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов.
Поэтому
актуальным вопросом остается исследование влияния детско-родительские отношения
в семьях на личностное развитие ребенка младшего школьного возраста.
Цель исследования
заключается в теоретическом изучении и экспериментальном исследовании детско-родительских
отношений в семьях, где воспитываются дети младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
— осуществить
теоретический анализ роли семьи в развитии и воспитании ребенка младшего
школьного возраста;
— раскрыть
особенности формирования детско-родительских отношений в семьях, где
воспитываются дети младшего школьного возраста;
— изучить
виды детско-родительских отношений;
— разработать
диагностический инструментарий для выявления детско-родительских отношений в
семьях, где воспитываются дети младшего школьного возраста.
Объект исследования –
детско-родительские отношения в семьях.
Предмет исследования –
влияние детско-родительских отношений в семьях на становление личности младшего
школьника.
Для
решения поставленных задач были использованы следующие методы исследование:
— теоретические:
анализ литературы по проблеме исследования, синтез, классификация, систематизация,
обобщение полученных данных;
— эмпирические:
констатирующий эксперимент, опрос, научное наблюдения, тест, опросник,
проективные методики.
Теоретическое значение
исследования. Систематизированы и обобщены понимание
семейного воспитания, детерминант, определяющий особенности влияния
детско-родительских отношений на становления личности ребенка.
Практическое значение
исследования. Основные положения курсовой работы и
результаты экспериментального исследования могут быть использованы в работе практических
психологов и классных руководителей с целью оптимизации становления личности
младших школьников.
Заключение:
Теоретический
анализ научных источников и разработка методики эмпирического исследования
детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего школьного возраста,
дали основания для таких выводов.
1.
Установлено, что в отечественной и зарубежной научной литературе изучение проблем
детско-родительских отношений усложняется, как их толкование, так и наличие
различных подходов к познанию их сущности. Было установлено, что
детско-родительские отношения — это система взаимоотношений, которые
охватывают супружеские и детско-родительские отношения, которые объективно
оказываются в характере и способах взаимодействия участников в процессе
коммуникации и совместной деятельности в рамках микро семьи и среды и имеют
общую цель.
2.
Эффективность воспитания детей в семье зависит от создания в ней условий.
Главное условие семейного воспитания – прочный фундамент семьи, основанный на
ее неподвижном авторитете, супружеской верности, любви к детям и преданности
долгу их воспитания, материнском призвании женщины, подъеме роли родителей в
создании и защите домашнего очага, обеспечении на их примере нравственной
подготовки молодежи к семейной жизни.
3.
На основе комплексного подхода базового понятия, а также его структурной
репрезентации выделено три компонента системы межличностных семейных отношений:
когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Определено, что когнитивный компонент
означает осознание членами семьи родственной связи между собой, представление о
месте, функции и роли в семье, понимание ее иерархии, ценностные ориентации, детские
и родительские установки и ожидания, соблюдение границ семейной системы.
Эмоциональный
компонент охватывает эмоции, чувства и отношения к членам семьи, способность
воспринимать и распознавать эмоциональные состояния членов семьи, принимать
своего ребенка и сопереживать ему. Поведенческий – является процессом
организации членами семьи своего поведения во время коммуникации и взаимодействия
друг с другом, который включает характер взаимодействия в семье и уровень
удовлетворения потребностей в общении и взаимодействии.
4.
В курсовой работе была предложена методика эмпирического исследования детско-родительских
отношений, которая предусматривает комплексное сочетание таких методов:
эксперимента, проективных рисуночных тестов, опрос, наблюдение, беседы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический подход к исследованию
детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети младшего
школьного возраста 1.1. Роль семьи в развитии и
воспитании ребенка младшего школьного возраста Главной
целью воспитания детей в семье является всестороннее развитие личности,
сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое
совершенство. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада
воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье
ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них
эту любовь и ласку.
Содержание
семейного воспитания охватывает все его направления. В семье осуществляется
физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное воспитание детей, формируется
ценностное отношение во всех направлениях. Родители дают знания ребенку о
природе, обществе, производстве, профессии, технике; формируют опыт творческой
деятельности; производят некоторые интеллектуальные навыки; воспитывают отношение
к миру, людям, жизни.
Под
семейным воспитанием понимается многомерное образование, включает [15, с. 90]:
— отношение
родителей к ребенку и переживания этого отношения (эмоциональный компонент);
— особенности
восприятия и понимания характера ребенка (когнитивный компонент);
— поведенческие
стереотипы, которые практикуются в отношении ребенка (поведенческий компонент).
Воспитание
– это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и
взрослых. При этом каждая семья владеет большими или меньшими воспитательными
возможностями, то есть различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала
и зависят результаты воспитания.
По
сравнению с другими социальными институтами семья имеет определенные
особенности, которые существенно влияют на становление личности ребенка.
Рассмотрим их:
1.
Наличие всех форм жизнедеятельности человека, реализуемых через функции семьи.
В результате семья формирует собственный образ жизни, микрокультуру, основой
которой являются ценности и элементы культуры общества или отдельных его социальных
слоев. Таким образом, по мнению Н.В. Клюева [7, с. 58], семья – это общество в
миниатюре, с которого выстраивается социальное взаимодействие в целом.
2.
Включенность ребенка в семью со дня рождения, формирования именно в семьи
первых представлений о том, что хорошо и что плохо, что такое добро и зло,
когда ребенок в наибольшей степени воспринимает воспитательные воздействия. Фактически
семья является первым связующим звеном между человеком и обществом, который
передает от поколения к поколению генетический код, определенные социальные
ценности, на субъективном уровне являются ценностными ориентациями членов
семьи.
3.
Преимущественно эмоциональный характер связей между членами семьи, базируются
на любви и симпатии, создает благоприятную основу для срабатывания таких
неосознаваемых ребенком социально-психологических механизмов влияния, как
подражание, внушение, психическое «заражения». При этом окрашенность
эмоциональных контактов влияет на формирование чувства удовольствие
(недовольство) собой и окружением.
В
своем анализе мы, прежде всего, остановимся на особенностях отношений типа
«родители-ребенок», имеющие ключевое значение в становлении личности ребенка. В
этой ролевой модели [5, 9] «роль» определяется как система сознательных и
бессознательных ожиданий партнера. К таким ролям можно
отнести: роль заместителя, бывшего, обычного с детства партнера, роль двойника,
роль идеального себя, роль сообщника.
Неосознанная
склонность родителей-невротиков оживлять старый травматический опыт, может
привести к тому, что ребенок воспользуется ими как объектом для вытеснения
аффективных ожиданий, страхов, то есть для решения, не переработанного
эмоционального напряжения. При этом родители могут начать путать ребенка не
только с другим партнером, но и собственно – с собой. В этом случае речь идет о
нaрцистичной проекции.
В
исследовательских объяснениях влияния семьи на развитие личности ребенка можно
выделить два общих направления: особенности личности ребенка рассматриваются
как результат семейных воздействий; доказывается, что ребенок сам определяет
свое место в контексте семейных воздействий.
Первое
направление создает связь между определенными действиями и личностными
характеристиками детей, «объектами» влияния. В рамках этой ориентации накоплено
большое количество эмпирических исследований. Значительная часть их касается
связи особенностей отношения родителей к ребенку.
Исследование
психологического механизма становления гуманистической направленности ребенка в
условиях семейного воспитания показало, что эмоциональное и социальное развитие
ребенка испытывает влияние не только взаимоотношения родители-дети, но и других
факторов: общего морально-психологического климата в семье, соотношение
родительских позиций отца и матери, взаимоотношений ребенка с другими членами
семьи. Большое значение в этом процессе приобретают личностные качества
родителей, их социальные установки в общении с другими людьми вне семьи. Идентификация
ребенка с родителями на основе