Курсовая с практикой на тему Детский хореографический коллектив в воспитании личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы хореографического коллектива в воспитании личности 5
1.1. Влияние занятий хореографией на развитие личности 5
1.2. Роль хореографического искусства в процессе развития творческого потенциала детей 12
Глава 2. Методика воспитания личности в хореографическом коллективе 18
2.1. Методы и результаты исследования 18
2.2. Программа развития личности средствами хореографического искусства 30
Заключение 37
Список используемой литературы 38
Введение:
Актуальность исследования: В современном мире особую значи-мость приобретает вопрос всестороннего развития подрастающего поко-ления. В обществе возрастает потребность в личностях, способных не только быстро адаптироваться к социально-экономическим изменениям в обществе, но и поддерживать интерес к искусству и культуре.
Хореографическое творчество способно привить всестороннюю лю-бовь к творчеству, способствовать культурному развитию личности ребен-ка. Эффективность художественного воспитания детей средствами хорео-графии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, театр и пластику движений. С помо-щью танцевальных практик происходит реализация различных форм ху-дожественного воспитания детей. Развивается эстетическое восприятие ми-ра, способность выражать эмоции и мысли через танец, снимается ум-ственное и физическое напряжение. Умение подстроиться под темпо-ритм музыки, продумать свои движения наперед, учитывая все нюансы мелодии дает ребенку аналитический склад ума, а работа в творческом коллективе учит коммуникации со сверстниками и развивает эмпатию.
Степень научной разработанности проблемы.
Интерес ученых к проблеме формирования творческой активности младших школьников весьма высок и устойчив на протяжении многих лет. Об этом свидетельствует количество и направленность научных работ, по-священных этой проблеме: труды А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, В.А. Сухомлинского и других ученых. Большой вклад в развитие проблемы творчества внесли труды Д.Б. Богоявленской, Н.А. Ветлугиной, Л.Б. Ер-молаевой-Томиной, Б.М. Неменского, Я.А. Пономарева и др.
Объектом исследования данной работы является непосредственно процесс средства развития личности школьников.
Предмет исследования: условия развития личности школьников средствами хореографического искусства.
Цель данной работы: раскрытие потенциал хореографического коллектива как средства развития личности школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть влияние занятий хореографией на развитие личности
2. Проанализировать роль хореографического искусства в процессе развития творческого потенциала детей
3. Определить методику воспитания личности в хореографическом коллективе
4. Разработать программу развития личности средствами хореогра-фического искусства.
Методы исследования:
-анализ;
— синтез;
— сравнение;
— абстрагирование;
— конкретизация;
— педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается обогащение педагогических знаний, конкретизации понятий.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной педагогической программы формирования творческой ак-тивности младших школьников, способствующей обеспечению единства культурного пространства для духовного, коммуникативного и художе-ственно-творческого роста личности; развитию у обучающихся познава-тельной активности, эмоциональной отзывчивости, творческой инициати-вы, социально-культурной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, самоорганизации к творческой деятельности.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, спи-сок литературы и приложение. Объем работы 35 страниц (без приложе-ния).
Заключение:
Развитие творческого потенциала воспитанников средствами хорео-графического искусства предполагает применение педагогом определен-ных методов обучения. На занятиях в рамках программы основными ме-тодами обучения являлись: игровой метод, метод ассоциации, поисковый метод, метод исторического погружения, метод проблемного обучения, метод художественного открытия. На каждом занятии применялись еди-нично или в комбинации средства хореографии, способствующие разви-тию творческих способностей: творческие задания, этюды, сценическое во-площение образов животных, постановка танцевальных номеров с исполь-зованием элементов детского творчества, танцевальная импровизация. Программа включает занятия по предметам: народный танец, классиче-ский танец, сценическая практика. Народный танец – это один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества, который воз-ник на основе трудовой деятельности человека. Он отражает различные стороны народного быта, обычаи, верования. Изучение народного танца предполагает разнообразные межпредметные связи, особенно с историей. Поскольку каждая новая эпоха, политические, экономические условия от-ражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. По результатам анализа, у большинства детей 1-й группы низ-кий уровень творческого потенциала:
— у 40% детей переданы только некоторые элементы образа; показ достаточно выразительный, фантазия, образное мышление и художествен-ное восприятие на среднем уровне, на среднем уровне развита чувственная сфера детей, интонационное прочувствование образа.
— у 60 высокий уровень — образ точный, целостный; показ вырази-тельный, выразительность, фантазия, образное мышление и художествен-ное восприятие на высоком уровне, хорошо развита чувственная сфера де-тей, интонационное прочувствование образа.
Таким образом, программа по развитию творческого потенциала оказалась эффективной.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы хореографического коллектива в воспитании личности
1.1. Влияние занятий хореографией на развитие личности
С древних времен танец существовал как любимое занятие для досу-га в культурах почти всех этнических групп мира. В наши дни танец — это не только приятное времяпрепровождение, но и выполняет функции эсте-тического и нравственного воспитания, раскрывая истинную красоту мира человека, что особенно важно в формировании морально-этических цен-ностей подрастающего поколения.
Воспитание ребенка с помощью танцевального искусства способ-ствует всестороннему развитию личности ребенка и учит его находить эс-тетическое удовольствие в танце. Вот почему эта работа представляется важной частью общего процесса обучения.
Обучение детей языку танца — это прежде всего обучение эмоцио-нальному языку, потому что танцевальные движения — это не выражения, а выражения реальности человеческой жизни. Визуальные и выразительные средства танца в классе универсальны и традиционны и интегрированы с музыкой и драматургией. Десятки ведущих экспертов сходятся в этом определении (Е.Г. П. Валукин, Ю. В. Слонимский, Н.И. Тарасов, С. В. Филатов, С. Холфина, Л. Н. Алексеева и др.) [11].
В развитии танцевальной культуры у школьников правильнее рас-сматривать этот процесс неотделимо от музыкального образования. Танец — это своего рода мелодичный и ритмичный звук, который стал мелодией и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характер лю-дей, их чувства и мысли. Основатель балетного театра Джей Джей Нор-верр писал: «Любовь природы к музыке требует любви к танцу. Эти два искусства являются братьями и неотделимы друг от друга. Одна из мяг-ких и гармоничных интонаций вызывает другое приятное выражение, и вместе они представляют собой завораживающую картину зрения и слуха «.
В процессе выполнения (и обучения) очень важно точно и эффектив-но выполнять технические двигательные задачи. Красота движения во многом обусловлена легкостью, геометрической точностью, ритмом, по-следовательностью, гармонией движения и сочетанием музыки.
Главная задача подготовки учителей — гармоничное развитие интел-лекта, воли и эмоций детей. Диссонанс возникает, когда развивается толь-ко один из этих компонентов. В то же время предпосылкой общего гар-моничного развития является более или менее правильное физическое раз-витие в пределах, допускаемых объективными факторами.
К сожалению, с точки зрения решения проблемы гармоничного вос-питания личности танец в настоящее время не занимает того положения, которое он имеет право занимать в средствах воспитания и развития. Точно так же, как показал Р. Штайнер в начале этого века, занятия танца-ми тесно связаны с развитием вышеупомянутых трех категорий (интеллек-та, воли и эмоций), которые составляют индивидуальный духовный мир [6].
Исследования известных педагогов и психологов подтвердили, что эстетическое развитие (особенно танцевальная практика) является важным фактором общего интеллектуального роста ребенка и влияет на его отно-шения с друзьями. Например, Т.О. Бильченко провела исследование в школьном хореографическом кружке с более чем 300 школьниками всех возрастов, что дало возможность изучить, как развиваются дети при обу-чении в хореографическом кружке. Взяв за отправную точку фиксацию эстетических и коллективистских позиций студентов хореографического коллектива, исследователи проследили, как они овладели искусством тан-ца, добились прогресса в эстетическом развитии и как их отношение друг к другу и ко всему коллективу изменилось в положительную сторону. По-этому у большинства детей, занимающихся танцами, сформировался об-щий комплекс эстетических, познавательных и коллективистских тенден-ций, что в значительной степени определяет новую мотивацию поведения ученика, которую он интерпретирует как гармоничное сочетание личных и общественных интересов (Л. В. Богомолова, Т. Т. Кореневский, А. С. Ше-мелин и др.). ) [12].
Систематическое обучение танцам оказало самое положительное влияние на детей школьного возраста. Исполнение танца и тщательно по-добранная музыка для тренировки движений являются важной частью танцевальной работы. Дети заинтересовались музыкой, а эмоциональное наполнение музыки обогатило и насытило танец.
Занятия танцами не только развивают у детей эстетику и формируют их художественный вкус, но и способствуют их физическому развитию, дисциплине и повышению культуры поведения. Дети, занимающиеся тан-цами, приобретают стройные, красивые позы, а их координация движений значительно улучшается.
Известный педагог по танцам Т.Т. Кореневский считает, что для успешного формирования творческого потенциала ребенка необходимо выполнить следующие условия:
— Состав команд разного возраста, среди которых должны быть дети молодого, среднего и пожилого возраста;
-Четкая и систематическая система воспитательной работы, в которой перспективы технического и художественного развития ясны каждому участнику;
— Проводите четкую и вдумчивую работу над репертуаром, и люди всех возрастов должны органично сочетаться.;
-Планируйте образовательную работу, в которой каждый член ко-манды активно участвует.
Образовательный процесс детских танцевальных коллективов дол-жен быть организован таким образом, чтобы повысить эффективность воз-действия обучения детей танцам, повысить исполнительскую культуру де-тей и обогатить их духовный мир. Вся работа с детьми должна основы-ваться на интересе, страсти и творчестве. Одним из главных моментов яв-ляется доступность: ответственный за детскую команду всегда должен помнить, что детям очень вредно выполнять упражнения, которые им не-понятны и не по силам. Ребенок должен получать удовольствие от того, что у него получаются движения [23].
Хореографическая практика, основанная на значительных физиче-ских усилиях, может дать ребенку и «нагрузку» и «разрядку», однако, пе-ред руководителями неизбежно встает вопрос об их разумном соотноше-нии.
Следовательно, большое значение имеет и подготовка квалифициро-ванных педагогов по хореографии в высших учебных заведениях.
«Средством воспитания участников хореографического коллектива может стать только высококвалифицированная деятельность в сочетании с нравственным, эстетическим и другими направлениями воспитания.
Воспитательная цель отражает объективную потребность общества в человеке, соответствующем современному этапу общественного развития.
Воспитательный процесс осуществляется как в ходе обучения тан-цам, так и через общение членов коллектива в различных общих делах и мероприятиях» (В.М. Красовская).
В современной литературе, а также материалах по вузовской педаго-гике все большее внимание привлекают проблемы воспитания в процессе творчества, в том числе:
— единство художественного и педагогического начал в воспита-тельном процессе;
— изучение и учет типологии участников и руководителей хорео-графического коллектива;
— влияние структуры педагогического процесса;
— психолого-педагогические аспекты руководства хореографиче-ским коллективом;
— формирование репертуара в связи с учебно-воспитательной дея-тельностью.