Курсовая с практикой на тему Детская журналистика в Тульской области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕЙ МЕДИАКУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 6
1.1. Понятие психологической медиакомпетентности 6
1.2. Специфика восприятия медиасообщения аудиторией 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 21
2.1. Психология ребенка и ее влияние на реализацию детей в детской журналистике 21
2.2. Современные направления развития детской журналистики в Тульской области 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
В наше время вопросам человечества и среды обитания присуща не только особая острота, а и абсолютно новое содержание, затрагивающее как глобальные интересы человечества, так и индивидуальные интересы каждого человека. Д. И. Фельдштейн утверждает, что актуализация проблемы обусловлена сложившейся исторически новой ситуацией развития общества на современном этапе, которую характеризует принципиально новый уровень коммуникативных связей и высокая плотность информационного поля.
Игнорирование проблемы взаимоотношений между человечеством и медиа сменилось ее осознанием, проявившим себя в педагогической мысли как медиаобразование, связанное с изучением закономерностей, присущих массовой коммуникации – телевидения, прессы, кино, радио, видео. Главными задачами медиаобразования являются подготовка молодого поколения к существованию в новых условиях информатизации, совершенствование восприятия различных медиаматериалов, обучение человека ее пониманию, осознанию последствий ее психического воздействия, овладению коммуникативными стратегиями невербального характера с помощью средств техники.
В настоящее время медиапедагогика базируется на культурологическом личностно-ориентированном образовании (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, И.Ф.Исаев, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, В.С.Сухомлинский и др.), учитывает психологические исследования в области искусства и личности школьника (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн и др.), основывается на разработках педагогических технологий (В.П.Беспалько, Г.К.Селевко, А.И.Умана, М.Я.Виленского и др.). Медиаобразование развивается в следующих направлениях: интегрирование в учебные дисциплины (Е.А.Бондаренко, А.А.Журин, Л.С.Зазнобина, Г.А.Поличко, Р.Г.Рабинович и др.), введение специальных самостоятельных учебных курсов (А.В.Шариков, А.В.Федоров и др.) и организация внеурочных видов работы в виде кружка, факультатива, клуба (О.А.Баранов, С.Н.Пензин, Ю.Н.Усов, А.Я.Школьник и др.), опираясь при этом на медиаобразовательный опыт зарубежных педагогов (Д.Бааке, К.Бэзэлгэт, Д.Букингем, Л.Мастерман, С.Френе, Э.Харт и др.).
Актуальность темы исследования определяется настоятельной необходимостью формирования медиакомпетентности старших подростков, которая способствует развитию самостоятельного, критического, индивидуального, творческого мышления.
Актуальность обуславливает выбор темы нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы условия формирования медиакомпетентности старших подростков?
Объект исследования: процесс воспитания у старших подростков медиакомпетентности
Предмет исследования: особенности детской журналистики как медиакоммуникации и моделирования действительности.
Цель исследования: на основе анализа детской журналистики в Тульской области определить уровень формирования медиакомпетентности старших подростков.
Цель исследования обусловила такие его задачи:
1.проанализировать понятие «медиакомпетентность», представленное в психолого-педагогической литературе.
2.дать психолого-педагогическую характеристику старших подростков.
3.охарактеризовать методы, приемы, средства воспитания медиакомпетентности у старших подростков.
4. выделить особенности детской журналистики как медиакоммуникации и моделирования действительности.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, педагогической, социологической, психологической, эстетической, культурологической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования;
• обобщение передового педагогического опыта в области медиаобразования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в общеобразовательных школах во внеучебной работе со старшеклассниками по саморазвитию и развитию творческой самостоятельности, досуговых центрах.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав и списка использованной литературы.
Заключение:
Работа с детской аудиторией требует особой деликатности и филигранного подхода, поэтому способы и механизмы взаимодействия должны быть адекватны возрасту. Следует избегать примитивизации и излишней карнавальности. Мало удовлетворить информационные потребности детей: они активные медиапользователи, участвующие в создании контента, аудитория должна рассматриваться не как объект воздействия, а как субъект взаимодействия, поэтому типологическая модель должна быть интерактивной, динамичной, развиваться на основе систематического мониторинга потребностей целевой аудитории. Среди основных форм интерактивного взаимодействия, встречающихся в массовой коммуникации, для младших школьников и подростков наиболее эффективно вовлечение, подразумевающее обращение к читателю как соавтору, а также метод инспирирующего диалога, предполагающий заинтересованное и самое активное непосредственное участие аудитории в подготовке материала.
Работа по развитию медиакомпетентности старших подростков способствует осознанию ими манипулятивных форм медийного воздействия на индивидуальное сознание, выявлению скрытых авторских целей. Первый этап в проведении занятий со старшими подростками позволяет провести актуализационную работу по проявлению личных позиций в отношении медиатекстов различных жанров, помогает им сформировать критическое отношение к образам и сюжетам определенного медиапродукта.
В работе осуществлено теоретическое обоснование психолого-педагогических предпосылок к развитию медиакомпетентности старших подростков. Эффективное решение задач по развитию восприятия медиатекстов обусловлено следующими критериями: ключевое значение связано с системной организацией заданий творческого характера, которая позволяет учащимся осуществлять обобщение знаний, полученных ранее, решение проблемных задач с преобразованием усвоенных ранее способов выполнения заданий, активизацией индивидуального личностного потенциала и субъектной активности учащихся. В ходе решения проблемных задач у старшеклассников формируются способы осознания личностных смыслов, стимулирующих субъектную активность. Это происходит благодаря усвоению нравственно-эстетических категорий (возвышенное, прекрасное, гармоничное, светлое, чистое), приводящему к личностно-значимому переживанию.
Обеспечение комплексности в получении учащимися медийных знаний и преемственности занятия обеспечивается благодаря многоплановым взаимосвязям художественно-творческой деятельности старших подростков и анализом медиатекстов, обсуждением в форме диспута творческих работ, индивидуальной рефлексией.
Педагогическая технология формирования медиакомпетентности старшеклассников имеет такие особенности:
— создание эвристических методов организации творческой деятельности старших подростков связано с использованием их личного опыта в ходе проблемного поиска, перенесением художественных приемов из одного вида искусств в другой, изменением условий деятельности;
— становление учащегося в качестве субъекта медиакомпетентности связано с решением проблемных ценностных и нравственных вопросов. Это обусловлено потребностью в реализации творческих возможностей, воссоздании индивидуальности эмоционального переживания. Эти потребности составляют основу для того, чтобы организовать межличностное взаимодействие между учащимися, активизировать творческую деятельность.
На сегодняшний день в городе Туле и Тульской области выходит более 5 подростково-молодёжных изданий. При этом существует значительный запрос на включение детей и подростков в коммуникацию с современными медиа, выражающийся в увеличении числа студий и объединений юных журналистов. Работающие с ними медиапедагоги испытывают острый дефицит методических и дидактических пособий, обмена опытом, коммуникационной поддержки.
Фрагмент текста работы:
Медиакультура — явление полифункциональное, как и культура в целом. Это означает, что она играет уникальную роль в социальной системе. Классификация функций культуры, данная в трудах многих исследователей – философов, социологов, культурологов. В монографии Н. Кирилловой, посвященной исследованию медиакомпетентности [13], выделяются важнейшие функции, которые характеризуют именно медиа-культуру, делая ее важным фактором социальной модернизации общества.
На первый план, безусловно, выходит информационная функция, поскольку медиакультура представляет собой особый тип информационного процесса, неизвестного. И поскольку медиакультура – это совокупность информационно-коммуникативных средств, то мы имеем дело с социальной информацией, носителем которой является культура. Благодаря медиакультуре в современном обществе становится возможным накопление и приумножение информации, а это, как указывал Ю. Лотман, «подразумевает сохранение предшествующего опыта» [26], то есть сохранение генетической памяти общества, поскольку, по мнению Ю. Лотмана, «культура — это память» [26].
Исследователь А. Г. Качкаева приводит классические стандарты тележурналистики:
1) оперативность – способность телевидения сообщать дневную информацию в вечернем выпуске новостей в формате полноценного материала;
2) точность – соответствие действительности, конкретным фактам (статистика, цитаты)
3) достоверность – четкая идентификация источника;
4) беспристрастность – многогранное освещение актуальных и общественно важных тем;
5) сбалансированность – представление в новостях различных точек зрения всех участников конфликта в одинаковом объеме;
6) полнота изложения – ответы на вопросы: кто? что? когда? где? как?
7) простота – представление новостей доступным способом для каждого рядового зрителя. Этот критерий касается языка;
8) логичность – соблюдение определенной логики в изложении новостей;
9) отделение комментариев от фактов. Запрет оценочной интонации.
Познавательная функция медиакомпетентности позволяет индивиду адаптироваться в современной жизни, окружающей среде, получить ответы на многие вопросы, готовя его к всевозможным противоречиям и катаклизмам. Этот процесс похож не только на обучение и воспитание, но и на медитацию, так как способствует формированию самосознания личности, ее способности жить и творить.
Большая роль медиакомпетентности как социального посредника, устанавливающего связи между структурами общества, проявляется в посреднической функции. Она дает возможность различным социальным группам общаться друг с другом, устанавливать контакты. Особое значение в этой связи приобретает медиакультура как инструмент управления обществом. Эта возможность СМИ давно привлекала к себе внимание многих известных мыслителей. Еще К. Маркс обратил внимание на значение прессы как «третьего элемента», который входит в структуру государства и находится между управляющими и управляемыми.
В связи с этим возникла концепция журналистики, что СМИ — это «четвертая власть», которая, как и три предыдущих – законодательная, исполнительная и судебная, — также обладает властными функциями. О влиянии информации на людей во всех уголках земного шара рассуждает Э. Тоффлер в «Метаморфозах власти» [49].
Медиакультура в отличие от других видов культуры реально выполняет функцию политическую, управленческую. Ее не зря называют «четвертой властью» учитывая мощную, многостороннюю и масштабную власть медиа над чувствами и сознанием людей.