Методика обучения и воспитания в области начального образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Детская литература как средство нравственного воспитания младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания
младших школьников с использованием детской книги. 5

1.1. Нравственное воспитание младших школьников как
педагогическая проблема  5

1.2. Возможности детской книги в нравственном воспитании
младших школьников  7

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по нравственному
воспитанию младших школьников с использованием детской книги. 14

2.1. Исследование сформированности компонентов нравственного
воспитания младших школьников. 14

2.2. Система работы по нравственному воспитанию младших
школьников с использованием детской книги. 22

2.3. Анализ результатов исследования. 26

Заключение. 32

Список источников и литературы. 34

Приложения. 37

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. Одной из важных задач, которая стоит
перед обществом, считается воспитание молодого поколения в духе высокой
нравственности. Следует понимать, что процесс освоения нравственных ценностей
длительный и сложный, имеет активный характер. При этом, считается, что
невозможно научить детей нравственности, так как ее можно только впитывать, переживать
чувствами и осваивать посредством эмоционального опыта. Поэтому перед школой
стоит важная задача – прививать моральное поведение, способствовать
возникновению у детей желания поступать правильно и хорошо. Этому может помочь
развитие нравственно-эстетических чувств.

Формирование нравственно развитой личности
ребенка заключается в воспитании способностей воспринимать прекрасное,
возвышенное в окружающей действительности, в поведении других людей, в развитии
стремлений принимать активное участие в создании прекрасного, потребности
беречь созданное руками человека или природой, умений жить и общаться с
окружающими по законам красоты.

В начальной школе осуществление
нравственного воспитания происходит в определенной системе, выражающейся в
применении средств, которые направлены на формирование всех сторон личности
ребенка, реализуясь в учебной и трудовой деятельности младших школьников.

Цель исследования: теоретически
обосновать и экспериментально проверить возможности использования детской
литературы в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: нравственное развитие
детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: возможности
использования детской художественной литературы в нравственном воспитании детей
младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что
детская художественная литература будет оказывать положительное влияние на
нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

— рассмотреть теоретические аспекты нравственного воспитания
младших школьников с использованием детской литературы;

— изучить нравственное воспитание младших школьников, как
педагогическая проблема;

— исследовать возможности детской литературы в нравственном
воспитании младших школьников;

— провести опытно-экспериментальную работу по нравственному
воспитанию младших школьников с использованием детской литературы.

Методологические положения исследования. В теории и практике проблемы нравственного воспитания
школьников разрабатывались О.С. Богдановой, И.А. Каировым, О.Д. Калининой, И.И.
Левченко и другими крупными учеными.

Особенности использования детской литературы как средства
воспитания нравственности у младших школьников рассматриваются в научных трудах
Ю. Борева, И. Гончарова, М. Киященка, В. Ядова.

Методы
исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирический (анкетирование,
педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент).

3. Количественный и качественный анализ
результатов исследования. Практическая
значимость: результаты проведенного исследования могут быть
использованы педагогами при работе с младшими школьниками над нравственным
воспитанием, а также студентами при изучении темы исследования.

База
исследования: МБОУ Школа №10, город
Муром, Нижегородская область, учащиеся 2-го класса в количестве 20 человек.

Структура
работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка
источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, нравственное формирование
личности является сложным и многогранным процессом, который осуществляется при
воздействии разных факторов и условий. Что касается подрастающего поколения, то
его развитие протекает посредством влияния внешнего и внутреннего воздействия.
Все, с чем соприкасается ребенок, человек, предмет или явление окружающей
жизни, накладывает определенный отпечаток на его поведение и моральный облик.

Это говорит о том, что нравственное
воспитание в школе должно ориентироваться на требования нашей жизни не только
на сегодня, но и в будущем. В связи с этим одним из важных разделов является
воспитание морально-волевых черт характера ребенка, среди которых честность и
правдивость, нравственная чистота, простота и скромность, уважение к старшим и
т.п.

Необходимо воспитывать у младших
школьников чувство справедливости и честность, формировать нетерпимое отношение
к отрицательным качествам и поступкам, мешающим строить новое общество.
Важность нравственного воспитания детей объясняется несколькими причинами. В
первую очередь, ребенок не рождается нравственным или безнравственным. Он
становится таким в процессе целенаправленного воспитания. Помимо этого, для
того, чтобы освоить нравственный опыт, ребенок нуждается в постоянной помощи
взрослого, который уже имеет его, поскольку личный опыт ребенка ограничен.
Отсюда следует необходимость систематического воспитания, которое будет
направлено на формирование положительных моральных качеств.

Так же определено, что любое качество
личности, уровень ее развития и интеллектуальное совершенство характеризуются
положительным социальным смыслом только наряду с сочетанием нравственного
развития личности.

В первую очередь нравственное воспитание
детей младшего школьного возраста протекает в процессе обучения. На занятиях
дети приучаются к самостоятельной работе, успешность которой зависит от
соотнесения своих усилий с усилиями других, умения слушать и понимать
одноклассников, сопоставлять свои знания с другими, иметь мнение и отстаивать
его, помогать другим и принимать помощь. В процессе урока ребенок может
получать удовольствие от процесса получения новых знаний, или огорчаться от
неудач и ошибок. Однако все это говорит о том, что ребенок усваивает
необходимый ему опыт, в том числе нравственных качеств.

Так можно сделать вывод, что нравственное
воспитание является процессом формирования моральных качеств и черт характера,
навыков и привычек поведения. Основной базовой категорией нравственного
воспитания является понятие нравственного чувства, которое представляет собой
постоянное эмоциональное ощущение, переживания реальных нравственных отношений
и взаимодействий.

В результате нравственного воспитания
формируется нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно
ценностных свойствах и качествах личности, проявляясь при построении отношений,
в деятельности и общении детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания
младших школьников с использованием детской книги

1.1.
Нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема Понятие нравственного воспитания
достаточно обширное и касается всех сторон жизнедеятельности человека. В связи
с этим, известный педагог В.А. Сухомлинский, разрабатывая воспитательную
систему всестороннего развития личности, говорил о том, что важным и системообразующим
фактором является нравственного воспитание (23).

По мнению Л.А. Григорович, нравственность
представляет собой такую личностную характеристику, которая объединяет многие
качества и свойства, среди которых доброта, порядочность, дисциплинированность
и коллективизм (2).

И.Ф. Харламов указывал, что нравственность
содержит в себе отношение к Родине, отношение к труду, к обществу и к себе.

В связи с этим можно сказать, что
нравственное воспитания является целенаправленным и систематическим
воздействием на сознание, чувства и поведение индивида для формирования у них
нравственных качеств, которые соответствуют требованиям общественной морали (4).

По мнению такого педагога, как Б.Т.
Лихачев, среди основополагающих базовых категорий нравственного воспитания
следует выделять эмоциональные ощущения, переживания и реальные нравственные
отношения (3).

Задачами нравственного воспитания
выступают следующие:

1. Формирование нравственного сознания.

2. Воспитания и развитие нравственных
чувств.

3. Наработка умений нравственного
поведения (18).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы