Методики социально-правовой защиты ребенка. Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Детская инвалидность как социально-педагогическая проблема.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ 6
1.1. Особенности современного определения понятия «дети-инвалиды» 6
1.2. Современные тенденции в социально-педагогической работе с детьми-инвалидами 11
1.3. Семейное воспитание ребенка инвалида как социальная проблема 18
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИНВАЛИДАМИ 27
2.1. Исследование особенностей развития детей с ДЦП 27
2.2. Системный подход к вопросам реабилитации детей с детским церебральным параличом 32
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ЛИТЕРАТУРА 45

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность. Проблема отношения к людям с ограниченной дееспособностью становится все больше актуальной в связи с тем, что наблюдается устойчивая тенденция к увеличению таких лиц. Рост численности инвалидов происходит вследствие низкого уровня медицинского обслуживания, роста бытового и производственного травматизма, сложной экологической ситуации, которая обостряется изменениями в социально-экономической сфере, переходом к рыночным отношениям хозяйствования и тому подобное. Все это неизбежно влияет на общее жизненное состояние и психологическое самочувствие человека.
Проблемы детей с особыми потребностями, могут возникать и обостряться на разных этапах жизни. Известно, что даже самые заботливые и оптимистично настроенные родители, воспитывая такого ребенка, испытывают огромные эмоциональные и психологические нагрузки, что в итоге может привести к срыву. Чаще всего подобная ситуация случается с матерью. Поэтому социально-психологическую помощь семьям призваны оказывать такие специалисты как психологи, социальные педагоги и социальные работники. Одним из главных направлений такой помощи является социальная реабилитация.
Общество должно создать условия для их поддержки и временного отдыха от нагрузки по уходу за тяжелобольным человеком, способствовать улучшению информационного обеспечения и возможностей консультативной помощи семье. Важным фактором этого процесса является деятельность волонтеров, которые должны иметь соответствующую подготовку по основам само и взаимопомощи, а также вопросам общения и ухода за пожилым человеком с проблемами здоровья. Качество предоставления реабилитационных услуг напрямую зависит и от степени профессиональной подготовки персонала социально — медицинских служб по реабилитации и гериатрии.
Социальная политика государства изменила свои позиции — понятие «ребенок с ОВЗ», «ребенок – инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. До недавних пор социальная политика в России ориентированная на инвалидов строилась на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, ограниченные возможности рассматривалась как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляла социальную позицию человека имеющего ограничения в здоровье, обрекала на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими. Социализация, обучение и развитие детей с ОВЗ происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества.
Проблема исследования. Проблемы социально-педагогической работы с ребенком-инвалидом заключаются в том, что родители таких детей испытывают затруднения с получением информационной, психологической, социальной, правовой, медицинской и других видов помощи; для эффективной работы специалистов с детьми-инвалидами не хватает взаимодействия между специалистами различных профилей, наблюдается отсутствие опыта работы с детьми — инвалидами, современного оборудования и литературы, материальной заинтересованности, что обусловило необходимость пересмотра подходов к рассматриваемой проблеме работы с детьми-инвалидами.
Весомый вклад в изучение проблем инвалидов был внесен такими известными российскими исследователями, как Гостюшин А.В., Добровольская Т.А., Холостова Е.И. Специалисты указывают на то, что современная ситуация в сфере доступной среды ставит инвалидов в очень сложные условия. Холостова Е.И. эту проблему рассматривала в своей книге «Социальная работа с инвалидами» и изучала понятие инвалидности как социальной проблемы, положение инвалидов в Российской Федерации, а также социальную реабилитацию инвалидов.
Объект исследования – процесс воспитания и социализации детей-инвалидов
Предмет исследования – процесс воспитания детей с диагнозом «детский церебральный паралич» в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Цель исследования – разработать программу работы с детьми-инвалидами с диагнозом «детский церебральный паралич».
1. Изучить особенности современного определения понятия детей-инвалидов.
2. Рассмотреть семейное воспитание ребенка инвалида как социальную проблему.
3. Разработать программу социально-педагогической работы для детей с диагнозом «детский церебральный паралич».
4. Сделать анализ результатов исследования.
Гипотеза. Внедрение программы социально-педагогической работы позволит получить положительную динамику состояния детей с инвалидностью.
Для решения поставленных задач и достижения цели будет использован комплекс методов исследования:
— теоретические – анализ литературы по теме исследования, анализ документов и т.п.;
— эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, обобщение педагогического опыта и т.п.
— статистические: количественная и качественная обработка полученных результатов исследования.
База исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР № 4 Всеволожск. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет со спастическими формами ДЦП.
Практическое значение: результаты исследования могут быть использованы в практической работе с детьми инвалидами.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, список литературы.

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Сегодня существуют такие модели инвалидности: медицинская, экономическая, функциональная, социальная. В пределах каждой из этих моделей по-разному толкуется понятие «инвалидности», причины ее возникновения, способы адаптации и реабилитации того или иного человека.
Экономическая и функциональная модели является логическим следствием медицинской модели.
В рамках перечисленных моделей инвалидность определяется как отсутствие здоровья (медицинская), неспособность к производительному труду (экономическая), полная или частичная функциональная несостоятельность (функциональная). В трех указанных моделях инвалидность остается индивидуальной проблемой ее носителей.
Содержание социальной модели инвалидности заключается в том, что она не акцентирует внимание на определенных недостатках инвалидов, а рассматривает причины недееспособности, невозможности полноценно жить и работать, среди которых называет основные: неадекватность среды к такой категории как взрослых, так и детей, несовершенство законов, недостаточность организованных общественных форм работы, специализированных служб и тому подобное.
Следовательно, в рамках социальной модели инвалидность выступает проблемой общества, а не отдельного индивида.
Обучение и воспитание детей с нарушениями психофизического развития осуществляется с учетом особенностей их развития, использованием специфических мероприятий и организационных форм учебной работы, в зависимости от характера расстройства.
Дети ОВЗ имеют, как и все другие дети, определенные права, среди которых и право на получение качественного образования. Так, дети с особенностями психофизического развития имеют юридическое право учиться в массовых общеобразовательных школах.
Гуманистическое движение современной социальной политики требует соответствующей формулировки понятия «лицо сограниченными возможностями в здоровье».
Как показал анализ научных источников, до сих пор для определения медицинского состояния длительного повреждения организма употребляют термин латинского происхождения «инвалид» (буквально означает «непригодный»).
1. В ходе теоретического исследования были рассмотрены различные подходы (теоретические и практические) к трактовке понятия социальная реабилитация и определено следующее: процесс реабилитации включает в себе широкий круг мероприятий. Реабилитация — это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение ограничений жизнедеятельности. Основная цель социально-реабилитационной работы является обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития детей, которое имеет нарушения, и попытка максимального раскрытия потенциала для обучения.
На основе взаимодействия научных коллективов с медицинскими, психологическими, социальными учреждениями были сформулированы основные принципы реабилитации, которые предполагают:
— Раннее начало реабилитации. В настоящее время нередко за помощью обращаются тогда, когда уже поздно ее предоставлять, а запущенность, хронификация заболеваний может привести к инвалидизации;
— Комплексное воздействие реабилитации. Комплексная реабилитация детей-инвалидов отражает тесное взаимодействие медицинской, психологической, социальной и профессиональной реабилитации с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
— Непрерывность реабилитационного воздействия, которая делится на последовательность и этапность реабилитационных мероприятий;
— Принцип индивидуального подхода.
2. Также, были изучены основные социально-психологические особенности детского церебрального паралича и определен процесс социальной реабилитации именно с этой категорией людей. Итак, детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. Это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает под воздействием различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода или новорожденного. У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, в свою очередь, влияют на формирование психических функций и речи. Поэтому ведущим компонентом социальной работы с данной категорией детей является формирование индивидуальности, ее социализация с учетом потенциальных возможностей и потребностей каждого ребенка. Построение взаимосвязей ребенка с микро- и макросредой, развитие сохранившихся психофизических возможностей осуществляется путем расширения сферы общения, организации досуга, творческой и игровой деятельности, помощи в самообслуживании и передвижении, обеспечении лекарствами и продуктами питания, организации оздоровления.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

1.1. Особенности современного определения понятия «дети-инвалиды»

Детство — это период человеческого развития, когда ребенок учится понимать окружающий мир. Развитие человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.
Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что «главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности.
Тенденции снижения жизненного уровня семей, ухудшения экологической ситуации в России порождают условия, при которых на фоне повышения выживаемости уровень здоровья детей значительно снижается.

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы