Курсовая с практикой на тему Детская художественная литература как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты детской художественной
литературы как средства формирования выразительности речи у детей старшего
дошкольного возраста. 5
1.1. Психофизиологические особенности развития детей
дошкольного возраста 5
1.2. Развитие выразительной стороны речи в
лингвистической и психолого-педагогической литературе. 10
1.3. Значение художественной литературы как средства
развития у старших дошкольников выразительности речи. 17
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей
выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. 22
2.1. Организационные основы исследования особенностей
выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. 22
2.2. Выявление особенностей выразительности речи детей
старшего дошкольного возраста. 27
Заключение. 32
Список
использованных источников. 33
Приложение. 35
Введение:
Введение
Красивая и выразительная речь является одним из наиболее точных признаков
всесторонне развитой личности. Богатая речь не только позволяет осуществлять
эффективное общение, но и способствует регуляции высших психологических функций
личности. Выразительная речь обеспечивает эффективность коммуникации, усиливает
воздействие на реципиента, позволяет личности самовыражаться. Такой потенциал
речевой выразительности спровоцировал проведение ряда исследований в области
лингвистики, психологии и педагогики. Проблема развития выразительности речи
нашла отражение в трудах таких известных авторов, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,
А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, Б.М. Теплов, О.С. Ушакова и многие другие. В рамках
этих исследований преимущественно рассматриваются отдельные аспекты
выразительности – без учета ее интегративного
характера.
Наиболее благоприятным возрастом для формирования выразительности речи
является дошкольный. Именно в этот период педагоги и семья должны уделять много
внимания процессу речевого развития. Это положение отражено во многих
методических и педагогических исследованиях.
Несмотря на то, что процесс формирования выразительности речи получил
столь широкое освещение в научной литературе, на сегодняшний, с нашей точки
зрения, методическое освещение данной проблемы недостаточно. Также в рамках
освещения процесса формирования речевой выразительности необходимо отметить
высокий потенциал театрализованной деятельности. Однако рекомендаций по ее
использованию в процессе формирования выразительности речи также немного. Из
вышесказанного следует актуальность исследования:
необходимость формирования выразительности речи детей старшего дошкольного
возраста в процессе ознакомления с произведениями устного народного творчества
средствами театрализованных игр.
Объект
исследования – процесс формирования выразительности
речи у старших дошкольников.
Предмет исследования –
выразительность речи старших дошкольников.
Цель исследования – изучить
развитие выразительности речи старших дошкольников. В соответствии с
поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психофизиологические особенности развития детей дошкольного
возраст;
2. Охарактеризовать развитие выразительной стороны речи в лингвистической
и психолого-педагогической литературе;
3. Изучить значение художественной литературы как средства развития у
старших дошкольников выразительности речи;
4. Провести экспериментальное исследование особенностей выразительности
речи у детей старшего дошкольного возраста
Для решения поставленных задач и достижения выбран ряд методов.
Теоретические методы представлены анализом и обобщением результатов
исследований в сфере педагогики и психологии по данной тематике. Также были
использованы методы эмпирические, среди которых тестирование, анализ
результатов. Также выбраны методы количественного
(первичного) и качественного (вторичного) анализа данных.
Практическая значимость состоит в изучении развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Методологические основы работы:
психолого- педагогические концепции развития речи детей (Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория развития речи детей дошкольного возраста
(М.М. Алексеева, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, и др.; лингвистические учения о
литературном языке как языке нормированном и основах культурной речи (Б.Н.
Головин Д.Э. Розенталь, Л.И. Скворцов и т.д.).
База
исследования: ДОУ, 27 детей 5-6 лет.
Структура.
Работа состоит из введения, двух глав, списка
использованных источников, приложения.
Заключение:
Заключение
Таким
образом, подводя итоги исследования, можно привести выводы, перечисленные ниже.
В ходе
исследования были проанализированы научные работы многих авторов в области лингвистики,
психологии и педагогики.
Выразительность
речи – это один из ключевых аспектов в развитии речи человека. Благодаря
средствам выразительности, их грамотному употреблению в речи человек может
высказывать свои мысли, описывать свои чувства, явления окружающей
действительности или какие-либо предметы.
Говоря о
развитии речи ребенка дошкольного возраста, также стоит упомянуть о
выразительной стороне речи. Развитие этой сферы особо необходимо, поскольку по
приходу в дошкольное учреждение некоторые дети (большинство) не могут связно
рассказать что-либо из простых тем, например, семья. Задачей воспитатель в
данном случае выступает коррективная работа с детьми.
Дети старшего
дошкольного возраста особо нуждаются в правильном подходе вопроса развития речи
в целом. Некоторые из детей данной категории и вовсе не обладают навыками речи.
Тогда педагог должен отыскать наилучшие пути для развития этих качеств в
ребенке.
В ходе
исследования был проведен сопоставительный анализ процесса развития речи.
Таким образом,
цель исследования была достигнута путем решения поставленных в начале
исследования задач, а именно удалось рассмотреть теоретические аспекты вопроса
выразительности речи в педагогике, лингвистике и психологии, проанализировать
особенности развития старших дошкольников, провести констатирующий эксперимент
для выявления уровня развития выразительности речи старших дошкольников.
Теоретическая и практическая значимость
исследования заключается в том, что отобранные для работы данные могут быть
использованы студентами в дальнейшем при прохождении практики в учебных
заведениях.
Фрагмент текста работы:
1.1. Психофизиологические особенности развития детей
дошкольного возраста
Дошкольный возраст — очень важный
этап в жизни человека. В этот период наблюдается функциональное улучшение
работы мозга, нервной системы, основных органов и систем организма.
Знание возрастных особенностей развития
ребенка поможет воспитателям физического воспитания, воспитателям детских садов
и родителям правильно осуществлять физическое воспитание дошкольников, следить
за их физическим и умственным развитием, находить упражнения, темперирующие
процедуры.
Великий русский учитель К. Д.
Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях,
она должна сначала знать его также во всех отношениях».
Организм детей постоянно развивается. Уровень
и темп роста в разные периоды жизни разные. В течение первых семи лет жизни у
ребенка не только интенсивно растут внутренние органы (легкие, сердце, печень,
почки), но и улучшается их функция.
Укрепляется костно-мышечная система:
хрящ постепенно заменяется костью, значительно увеличиваются масса и сила мышц.
Формирование скелетной и мышечной систем создает все предпосылки для успешной
ассимиляции различных движений. [12, с. 43]
Основными показателями физического развития
ребенка является его рост, вес и окружность груди. Родителей всегда интересует,
а не отстает ли их сын или дочь по возрасту и весу от сверстников.
Это можно увидеть, сравнив данные
физического развития ребенка со средними (эталонными) показателями детей
соответствующего возраста, которые были определены в результате массовых
антропометрических обследований дошкольников.
Большое значение для физического развития
ребенка имеет опорно-двигательный аппарат. Он состоит из костей, связок и мышц.
От правильного и своевременного его развития зависит успешное овладение
различными движениями.
Скелетная система. Скелет человека выполняет
поддерживающую функцию, защищает внутренние органы от различных ударов. Это
функция черепа по отношению к мозгу.