Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Детская художественная литература как средство формирования представлений о гендерном поведении у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕНДЕРНОМ ПОВЕДЕНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1.Сущность и содержание понятия «представления о гендерном поведении детей старшего дошкольного возраста» 6
1.2. Особенности формирования представлений о гендерном поведении у детей 5 – 7 лет 13
1.3. Педагогический потенциал детской художественной литературы в формировании представлений о гендерном поведении у детей старшего дошкольного возраста 18
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕНДЕРНОМ ПОВЕДЕНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Выявление уровней сформированности представлений о гендерном поведении у детей 5-6 лет 24
2.2. Методические рекомендации по формированию представлений о гендерном поведении у детей 5-6 лет при использовании детской художественной литературы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 41

 

  

Введение:

 

В настоящее время ведущие педагоги и психологи подчеркивают необходимость целенаправленного гендерного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста, что находит подтверждение и в законодательстве РФ.
В указаниях Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при правительстве РФ от 22 января 2003 года и приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 г. «Об освещении гендерных вопросов в системе образования» даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний в системе образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит, что социально-коммуникативное развитие детей предполагает гендерное воспитание, способствующее своевременной и качественной гендерной социализации, результатом которой является гендерная воспитанность.
В современном обществе происходят социальные изменения, которые содействуют разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Центром ценностных ориентиров становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности становится центром ценностных ориентиров. В результате происходит процесс демократизации отношений полов – смешение ролей, влекущее феминизацию мужчин и омужествление женщин [28].
Сейчас уже мало кого удивляет курение и сквернословие представительниц прекрасного пола. Многие из них уже занимают лидирующие положения среди мужчин, происходит стирание границ между «женскими» и «мужскими» профессиями. В противоположность женщинам, некоторые мужчины, в свою очередь, теряют способность играть правильную роль в браке, постепенно превращаясь из «добытчиков» в «потребителей», перекладывая на женские плечи все обязанности по воспитанию детей.
Дети, растущие в такой обстановке, не могут избежать психологических изменений. Они также подсознательно перестраиваются на иные позиции: девочки обретают агрессивность и грубость в поведении, а мальчики перенимают женский тип поведения. Стоит отметить, что многим девочкам уже не присущи такие качества, как скромность, нежность, терпение, они не способны разрешать конфликтные ситуации мирным путем. Мальчики же, превращаясь из сильного пола в слабый, не в состоянии постоять за себя, физически не развиваются, лишены эмоциональной выносливости и устойчивости. Кроме всего прочего, у современного подрастающего поколения зачастую отсутствует наоборот, культура поведения по отношению к противоположному полу [23].
Таким образом, актуальной проблемой на данный момент становится воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом, т. е. гендерное воспитание.
Существует целый ряд психолого-педагогических исследований относительно данной проблемы. Их анализ показывает, что с начала 90-х годов прошлого столетия появился значительный интерес к проблеме гендерного воспитания детей, в том числе и дошкольного возраста. Таким образом, в системе гендерного воспитания детей в дошкольной педагогике данная проблема выделилась как самостоятельное научное направление.
Актуальность проблемы гендерного воспитания детей дошкольного возраста обусловлена происходящими социально-культурными изменениями общества, которые, не могли не отразиться на взаимоотношениях в общественной жизни.
На рубеже XX – XXI вв. в условиях существенных изменений социокультурной жизни общества, обострилась проблема в изменении общих тенденций трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности. Индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности стали центром ценностных ориентиров общества.
В результате переосмысления и корректировки своих позиций в вопросах гендерного воспитания детей нуждается неразрывно связанное с культурой социума образование, как педагогическое явление.
Проблема тендерного воспитания в отечественной педагогике и психологии сегодня привлекает огромное количество исследователей (B. C. Агеев. Д. В. Колесов, Л. Г, Хрипкова, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, Д. Н, Исаев. B. Е. Каган, Т. А. Репина, Л. Колберг, Дж. Стоккард, М. Джонсон, А Бандура, C. Бэм, В. Мишели др.). Как показывают эти исследования, процесс гендерного воспитания является важной и неотъемлемой частью общего процесса воспитания. Процесс рассматривается как усвоение и активное воспроизводство индивидом общественного опыта (системы знаний, норм, ценностей), в результате которого он овладевает социальной ролью человека.
Многочисленные исследования ученых (О. А. Воронина, Д. Еремеева, И. С. Кон, Д. В. Колесов, Л. В. Попова, Т. А. Репина, Л. Л. Рыбцова, A. Ф. Хрипкова, Т. П. Хризман, Л. В. Штылева и др.) показывают, что высокая феминность у женщин и мускулистость у мужчин в современном обществе вовсе не являются гарантией их социального и психического благополучия.
Однако в этих исследованиях достаточно мало внимания уделяется такому фактору, как гендерное воспитание подрастающего поколения на примерах лучших образцов детской литературы.
Актуальность исследования продиктована еще и тем, что с одной стороны, возрастающим интересом гуманитарных наук к гендерной тематике, с другой – потребностями в воспитании и образовании разных по гендерной идентичности мальчиков и девочек. К тому же в методике преподавания гендерные исследования лишь заявлены.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, нами рассмотрена тема детской художественной литературы как средства формирования представлений о гендерном поведении старших дошкольников.
В ходе работы мы остановились на теоретической части вопроса.
Вопросом различия половой принадлежности занимались еще древние философы. Однако в качестве гендерного определения вопрос возник относительно недавно. Над изучением данной проблемы трудился целый ряд как зарубежных, так и отечественных исследователей. Постепенно они приходили к выводу, что ребенок с раннего возраста способен понимать и осознавать половые различия. Для этого он проходит три стадии, и к школьному возрасту уже способен идентифицировать не только окружающих, но и себя.
С недавнего времени вопросы формирования представлений о гендерном поведении стали включаться в образовательную программу. Однако это воспитание должно стать целенаправленным и систематическим. Кроме образовательных учреждений к этому процессу должна подключаться семья, поскольку ребенок, прежде всего, берет пример с родителей. С этой целью педагогам необходимо проводить работу и с родителями, поскольку не все понимают важности именно этого акцента в воспитании.
Мы подняли основной вопрос нашего исследования – использование художественной литературы в формировании представлений о гендерном поведении старших дошкольников. Исследование показало, что большинство детских произведений способствуют этому процессу, важен только правильный подход.
К примеру, фольклорные произведения очень любят дети, поскольку они поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины.
Мы также разобрались, что девочкам нужны литературные произведения, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Не нужно ограничивать круг ее чтения только книгами, где есть сильный женский характер, потому что девочкам, как правило, нравятся и хорошие книги о мальчиках. И никогда не рано начинать читать такие книги девочкам вслух, потому что это дает пищу ее воображению, здоровой самооценке, облегчит ее будущую жизнь как женщины, жены, матери.
Мальчикам же, нужны произведения, которые формируют представления о мужестве, смелости и отваге, находчивости, необходимо, чтобы была выделена общественная значимость и нравственная направленность этих качеств. Смелость и сила нужны, только при защите справедливости, слабых и обиженных, а также при определённой работе. Мальчикам необходим положительный пример взаимоотношений мальчика с девочкой, мальчика с родителями и родственниками [4].
Для выявления компетентности и осознанности данного вопроса педагогами и готовности детей к данному процессу, нами проведен эксперимент среди педагогов и воспитанников подготовительной группы МБОУ СОШ № 7 ДОО.
Эксперимент показал, что дети с удовольствием и пониманием воспринимают данные темы, а вот педагоги не все готовы к применению художественных текстов, отдавая предпочтение игровым формам работы.
Ввиду этого, нами представлены методические рекомендации, чтобы продемонстрировать актуальность такого подхода.
Итак, подытоживая, стоит отметить, что всем субъектам педагогического процесса необходимо учитывать гендерный фактор в воспитании, прежде всего потому, что развитие личности, в структуре которого предусматривается процесс формирования лицом своих жизненных ролей, не может происходить гармонично без гендерно-ролевой социализации. Период дошкольного детства – это именно тот период, во время которого все участники педагогического процесса должны понять ребенка и помочь ему раскрыть уникальные возможности, предоставленные ему статью. Для того, чтобы воспитать настоящих мужчин и женщин, необходимо очень внимательно относиться к вопросам формирования представлений о гендерном поведении у детей, в частности дошкольного возраста.
В системе образования проблема формирования представлений о гендерном поведении детей дошкольного возраста приобретает государственной важности, создаются реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастных и индивидуальных гендерных особенностей, способствуют самореализации женской и мужской индивидуальности, формированию представлений о гендерном поведении и тому подобное.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕНДЕРНОМ ПОВЕДЕНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1.Сущность и содержание понятия «представления о гендерном поведении детей старшего дошкольного возраста»
Еще с античной мифологии началось соотношение «мужского» и «женского» начал. Такие, греческие философы, как Аристотель, Платон, Пифагор, определили, что мужское – это форма, а женское – материя. С женским началом у греков ассоциировалась природа, а с мужским – Логос, движущий, изменяющий.
В восточной философии также существует разделение на Инь и Янь, где Янь – небесное, деятельное, позитивное, мужское, а Инь – земное, пассивное, отрицательное, женское. Хоть они и противоположны, но вместе с тем – взаимодополняемы.
Во многих других религиях и учения также рассматривались вопросы взаимодействия «мужского» и «женского» начала. Все это говорит о том, что данные вопросы волновали людей с незапамятных времен.
Социальное назначение мужчин и женщин рассматривали Т. Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо. Различия мужского и женского отражены в философских трудах В.Г. Белинского, Н. Бердяева, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, И. Ильина, В. Розанова, В.Соловьева, П. Флоренского, А. Хомякова, Н.Г. Чернышевского, которые рассматривали эти различия на основе духовности.
С различных точек зрения рассматривали в науке понятие «пол». Как биологическое и социальное свойство человека изучает педагогика. В связи с генной обусловленностью вытекает биологический аспект, а в связи с проявлением в поведении и действиях человека – социальный. Формирования пола происходит в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановке (общества).
Половое сознание представляет собой систему знаний, личностных смыслов и значений, которые одновременно формулируют и формируют переживание и мотивацию человеком своего бытия как представителя пола. Пол пронизывает все бытие человека и вместе с возрастом и характером составляет самое общее впечатление о личности.
Гендер – это система культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом [2, С. 123 – 125].
Сам термин «гендер» был введен Робертом Столлером в 1968 году. В дальнейшем он стал изучаться многими исследованиями в различных направлениях.
В дальнейшем проблема гендера активно изучалась за рубежом. Согласно определению французского психолога Э. Бадентэр, «гендер», в отличие от биологической категории «пола» (sex), понимается как «род» и родовая сущность личности, возникающая «с пониманием принадлежности к тому, а не иному полу» и предполагающая «определенные психологические и культурные нюансы».
Отечественные ученые данный феномен рассматривают как сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструкт гендера[29, С. 77– 87.].
Н. И. Абубакирова при помощи лингвистического анализа разводит понятия «пол» и «гендер». Гендер она формулирует как некое социальное отношение, а не просто биологический пол [6]. С помощью этого понятия исследователь пытается избегать чисто биологической характеристики пола, указывая на то, что существуют мужские и женские социальные роли, успешное овладение которыми обеспечит «гармоничное» вхождение в социум.
Социокультурная характеристика понятия «гендер» представляет интеграцию его социальных и культурных качеств и показывает зависимость представлений о мужественности и женственности человека от исторической эпохи, социального, культурного и политического строя общества.
В виде социокультурного конструктора представляет гендер Т. П. Дежина, и показывает, что гендерные параметры поведения являются «процессуальными», возникая и исчезая в определенных социальных и межличностных контекстах, и, следовательно, не являются неизменными, а представляют собой изменение, процесс».
Гендер не задан и не закреплен природой, он изменяется, формируется вместе с культурой в процессе социализации, при котором важна и активная позиция самой личности.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Воспитание как педагогический компонент социализации всегда присутствует в процессе конструирования гендера, а его эффективность зависит от того, стихийное оно или целенаправленное. На его целенаправленность указывает в своей трактовке С. А. Смирнов, который воспитание рассматривает в широком смысле как процесс «целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей» [5].
Каждое общество, исходя из присущих ему ценностей, определяет гендерные роли, предъявляя нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению. Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения.
Гендерная социализация – это процесс, в ходе которого ребенок идентифицирует себя с представителями соответствующего пола и, что в данной культуре является социально приемлемым для мужчины и женщины. Гендерная социализация это включенность ребенка в определенную гендерную культуру общества, в котором он живет. У ребенка формируется представление о гендерном поведении.
Мы рассматриваем процесс формирования представления о гендерном поведении детей старшего дошкольного возраста как процесс по формированию у детей представлений о себе как о носителе определенного пола, осознания собственной гендерной идентичности и овладения моделями гендерного поведения на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей общества [21].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы