Курсовая с практикой на тему Демократические и гуманистические тенденции развития педагогики в современном мире
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Ведущие тенденции
современного развития мирового образовательного процесса. 6
1.1. Основные аспекты
современного развития мирового образовательного процесса. 6
1.2. Демократизации образования. 15
Вывод по Главе 1. 24
Глава 2. Развитие гуманистической
педагогики. 25
2.1. Истоки и принципы
гуманистических идей педагогики. 25
2.2. Тенденции современной
гуманистической педагогики. 33
Вывод по Главе 2. 41
Заключение. 42
Список использованной литературы.. 47
Введение:
Введение
Каждый человек представляет собой цельное образование,
неповторимую личность. Поведение индивида определяет отнюдь не
внешнее подкрепление, которое поступает извне, как учат бихевиоризм, но
врожденное стремление человека к актуализации – развитию своих естественных
способностей, поиска своего смысла и жизненного направления. Личность понимается как сложная автономная система,
отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и
сотрудничеству.
В
современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы
воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического
воспитания приобретают первостепенное значение.
Тенденция
внедрения гуманистических ценностей наблюдается повсеместно, и многие педагоги
относят себя к ярым приверженцам данного направления. Гуманизация обучения
предполагает сотворчество участников учебного процесса: учителей и учащихся,
учащихся между собой, в ней создаются условия доверительности и взаимной
требовательности. Идеи гуманизма реализуются через личностно-ориентированную
педагогику, в которой на первый план выводится сам человек, его ценности,
личная свобода и умение прогнозировать и контролировать себя.
В
этом направлении особенно актуальным является развитие и внедрение в теорию, и
практическую деятельность современного воспитания и образования основных идей и
принципов гуманистической педагогики. Сегодня
понятие «гуманизм» тесно связывают с правами человека, с отношением к личности
как главной ценности, с созданием условий для ее развития. Гуманизм (от лат. humanitas — человечность)
есть система воззрений, признающая ценность человека как личности, его
право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
Гуманизм
как социальное, научное, культурное и этическое явление представляет собой
сумму взглядов на природу, общество и человека. В
эпоху Возрождения церковь религия была большой частью повседневной жизни,
являясь руководством для того, как следует жить. Древние философы эпохи
Возрождения говорят, что “гуманизм эпохи Возрождения считался "повторным
открытием" древнего классического обучения Греции и Рима”. Ренессанс
характеризуется его акцентом на гуманизм, акцент, который оказал бы огромное влияние
на последующую историю западной цивилизации. Гуманизм
как философское направление зародился в XV в., и каждая историческая эпоха в
становлении образовательных систем так или иначе отмечена обращением к
гуманистическим идеям.
Основой
гуманизма является общечеловеческая мораль. Мораль-это система социальных
норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах
жизни и деятельности. В данном случае духовная нравственность человека
трактуется как совокупность его знаний, поведения, умений и привычек, связанных
с соблюдением этих норм. Соблюдение нравственных норм и правил
основывается на сознании личности, на понимании этих норм и правил, стремлении
их соблюдать.
Идея
гуманизма в центре концепции – стремление индивида быть свободным в реализации
своих творческих способностей. Понимание сути гуманизма
отнюдь не однозначно. В первую очередь, не стоит смешивать гуманизм с
всепрощением. [5]
Гуманистическое
направление в педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение
идей гуманистической психологии.
В организации
обучения школьников реализуются принципы демократизации, диверсификации,
дифференциации обучения. Постоянством отличается внедрение новых тенденций
образования, в экспериментальной педагогике активным образом распространяются
инновационные идеи, которые широко
используются в качестве эффективных педагогических методов.
Педагогическое
значение демократизации образований заключается в преодолении негативных
последствия авторитарного педагогического строя, созданного тоталитарным
государственным системам, способствующим отчуждения учебных дисциплин от
учебных заведений.
Устойчивое
развитие России и вхождение ее в мировое образовательное пространство возможно
при устойчивой системе образования. Добиться последнего возможно, если будут,
удовлетворены образовательные потребности:
· личности, как главного действующего лица и
действующей силы свободного движения общества;
· общества с целью творческого развития и
образованности своих членов;
· экономики страны в целом и конкретного региона
для обеспечения кадрами различных уровней образования и квалификации;
· самой для ее эффективного функционирования и
развития.
Процесс развития образования должен основываться на принципе
преемственности, анализе предыдущего периода эволюции образования и учете
позитивных достижений отечественной системы образования.
Объект – процесс развития демократической и гуманистической
педагогики в современном мире Предмет – процесс демократического и гуманистического
развития педагогики в современном мире
Цель – изучить реализацию демократических и гуманистических тенденций развития педагогики в
современном мире
Задачи:
· выделить
основные аспекты современного развития образовательного процесса
· дать
понятие демократизации образования
· выделить
истоки и принципы гуманистических идей педагогики
· определить
тенденции современной гуманистической педагогики
Заключение:
Заключение Гуманистическая
педагогика требует от учителя «человеческого» отношения к ученику. Его
восприятие как полноценного человека, который достоин уважения, принятия и
включения в образовательную деятельность вне зависимости от своих
индивидуальных особенностей. В этой системе каждый человек — это ценность, а не
средство достижения какой бы то ни было цели. Эта система предполагает
приближение образовательного процесса к реальности на всех уровнях.
Например, она
предлагает отказ от «масок» и привлечение к учёбе реальных чувств, эмоций,
переживаний, опытов и действий. Поддержка и укрепление дружеских отношений
между педагогом и учениками. Однако это не означает перехода к фамильярности
или неуважительного отношения к учителю; это означает, что, несмотря на сложившуюся
традицию, взрослый и ребенок могут быть в доверительных учениках друг у друга.
Анализ
развития гуманистических идей в педагогике показывает, что педагоги-гуманисты
создавали и создают в масштабах их непосредственной работы с детьми реальную
практику гуманистических отношений. Эти отношения по качеству и механизмам
выстраивания опережали и опережают социальную действительность. Но именно
образование обеспечивает обществу наиболее гуманное по сравнению с его прошлым
будущее. [7]
Гуманизация образования, заключается в том,
что XXI век, век борьбы культур и человеческих ресурсов, связанных с
образовательными системами. Гуманистическая педагогика учит ребенка творчеству,
свободе, ответственности, самостоятельности. Ребенку не приходится отказываться
от конкретной цели, образа мыслей, идеи, идеалов. Подобная воспитательная
методика способствует формированию раскованного, ответственного, свободного
человека, это позитивно отражается на эмоциональном и интеллектуальном климате
в коллективе. Поэтому образование должно быть переориентировано с интересов
общества и производства на интересы и возможности личности обучающихся [11, c.
12] и должно способствовать воспитанию следующих компонентов базовой структуры
личности.
Гуманизация
современной школы способствует усилению и усложнению уровневой и профильной
дифференциации образования сообразно склонностям, интересам, возможностям и
способностям учащихся.
В
процесс воспитания происходит внутренне усвоение, обработка гуманистических
ценностей и норм поведения, что способствует адаптации подрастающего поколения
в социальном обществе.
Таким
образом, гуманитаризация помогает человеку понять духовность, расширить
мышление, сформировать целостную картину об окружающем свете и систему
ценностей. В рамках общечеловеческой культуры будут развиваться
различные человеческие стороны, учитывая субъективные потребности человека и
объективные условия его профессиональной деятельности, которые напрямую зависят
от уровня материального или кадрового потенциала обучения.
Такая тенденция в образовании, как
национализация, определяет национальную направленность образования. Поэтому
образование должно постоянно развиваться, но базироваться на исторических
особенностях и народных традициях. За счет того что в процессе обучения
происходит сохранение и пополнение национальных ценностей, оно способствует их
укреплению.
Гуманизация и
демократизация — две тесно взаимосвязанные стороны одного процесса развития
народного образования. Друг без друга они не существуют и невозможны.
В общем смысле
демократизация – это процесс политических и социальных изменений, направленных
к становлению демократического общества. Реформа образования – это процесс,
который всегда связан с демократизацией всех сторон жизни общества, в том
случае, если речь идет о реформе образования.
В системе образования
каждой страны есть две объективные тенденции. Первая состоит в обеспечении
равных образовательных возможностей для любого человека, которые достигаются
единообразием образования. Вторая связана с удовлетворением нужды личности в
разнообразности и вариативности образования, снабжающего ее индивидуальные
склонности и запросы.
Советская система
образования строилась в основном на принципе единообразия, которое дает, с
одной стороны, социальное равенство, с другой – реальные цели и задачи
подготовки «среднего» ученика и «среднего» работника, которые могут в любом
случае найти свою социальную и профессиональную нишу. Именно единообразие
системы образования дало возможность в стране обеспечить высокий уровень общей
и профессиональной подготовки на основе разработки единых программ, учебников и
методических пособий, которые обязательны для исполнения во всех учреждениях
образования.
Другая тенденция
наиболее отчетливо выражается в американской системе образования и определяет
развитие нынешней российской системы образования. Отмечая ее позитивное
значение, которое заключается в гуманизации и демократизации педагогического
процесса, его личностной направленности, нужно учитывать те проблемы и
недостатки, которые появляются при ее реализации.
Российская
школа приходит к демократизации с тяжелым наследием тоталитарного режима.
Причем наиболее драматичной была история системы профессионально-технического
образования, поскольку при всех ее значительных заслугах в деле обучения и
воспитания молодежи зарождалась она отнюдь не на демократической основе, а как
организация сугубо казарменная, с жесточайшими порядками.
Образование – это
ключ к выживанию и распространению демократии. Демократии требуются не только
общественные институты, но также активные граждане, которые обладают знаниями,
умениями и ценностями демократической жизни, без которых демократическая
культура не будет процветающей.
Демократизация
образования — это одно из ведущих направлений развития современного образования
[4]. Демократизация должна способствовать реализации права каждого человека на
образование, независимо от его социального положения, пола, национальной,
религиозной, расовой принадлежности. Демократизация образования направлена на
создание необходимых предпосылок для эффективного развития у детей активности,
инициативности и творческого потенциала, а также широкое привлечение к
управлению образованием общественности и родителей учащихся.
Одной
из особенностей данной тенденции является то, что современная система
образования постепенно переходит от привычного единоличного государственного
управления к государственно-общественному управлению образованием. Представляется,
что такой тип управления будет способствовать совершенствованию системы
управления, посредством объединения усилий общества и государства в вопросах
решения актуальных проблем образования.
Для того чтобы
демократическое образование было восприимчиво к культурным традициям и
гендерным различиям, оно должно быть способно учитывать эти различия. По мнению
авторов исследования, демократическое образование является важным элементом для
защиты демократии и ее развития, а также для укрепления единства демократических
ценностей во всех странах мира.
Некоторые
аспекты гуманистической педагогики не являются бесспорными, на практике очень
часто реализовать абсолютно все их часто бывает невозможно. И связано это не
только со сложившейся системой образования, но еще и с менталитетом основных
слоев населения.
Воспитание наиболее
успешно, если строится на принципах гуманизма. Обучая и воспитывая детей в
гуманистическом русле, мы получаем нравственного, всесторонне развитого члена
общества, склонного к саморазвитию и самосовершенствованию. Идеи гуманизма,
формируясь еще со времен Аристотеля и Цицерона, прочно закрепились в
международном сообществе и лежат в основе современного образования.
Существует
определённая последовательность: от помощи учителя в решении образовательных
проблем и задач на начальном уровне обучения, до максимальной самостоятельной
регуляции в обучении и появления взаимоотношений между учеником и педагогом. Во
время перехода от наставничества до сотрудничества важно сохранить уважение к
учителю со стороны ученика.
Гуманизация
невозможна без демократизации внутриуниверситетских отношений, сотрудничества
преподавателей и студентов, диверсификации и
индивидуализации педагогического процесса.
Демократизация
университетской жизни предполагает развитие такой системы отношений между всеми
участниками образовательного и воспитательного процесса, которая основана на
постоянном расширении прав и полномочий, равно как обязанностей и
ответственности всех субъектов управления вузом (администрации, педагогического
и студенческого коллективов).
Демократизация
обеспечивает организационное, мотивационное, психологическое единство всех
участников воспитательного процесса как коллектива единомышленников. Только в
условиях демократизации становится возможным развитие таких жизненно важных
качеств воспитуемых, как способность к ответственному и осознанному выбору,
самостоятельность, состязательность и инициативность.
Таким
образом, с учетом современных тенденций развития образования и в
соответствии с современными требованиями к педагогу необходимо уметь
активизировать, мотивировать, развивать мотивацию, формировать мотивацию,
вовлекать учащихся в индивидуальное движение вперед.
Фрагмент текста работы:
1.1. Основные аспекты
современного развития мирового образовательного процесса. В
современной педагогической науке происходит постоянное развитие и прогресс. Значительно
изменяется содержание работы по разработке проблем организации педагогического
процесса, использованию методов и средств обучения и воспитания, с учетом
гуманизма и большей эффективности.
Мировое
образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы
разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным
традициям, уровню целей и задач, качественному состоянию, поэтому под
современным «мировым образовательным пространством» понимают формирующийся
единый организм, при наличии в каждой образовательной системе глобальных
тенденций и сохранении разнообразия.
Факторы,
определяющие направление развития мирового образовательного процесса.
Устойчивое развитие общества как парадигма мирового образовательного процесса.
Тенденции развития мирового образовательного процесса:
· индивидуализация (сущность, характерные черты);
· интенсификация (сущность, методы, форма и средства
интенсификации учебного процесса);
· глобализация (сущность, характерные черты формирования
единого образовательного пространства).
В
качестве основных аспектов современного развития мирового образовательного
процесса могут быть названы следующие тезисы:
· Разработка проблем индивидуализированного обучения,
позволяющего учитывать в воспитательно-образовательном процессе способности и
интересы учащихся;
· Необходимость увеличения внимания к личности детей, которая
может быть осуществима за счёт уменьшения количества учащихся в классе,
изменений, касающихся классно-урочной системы;
· Реализация на практике
интенсификации образовательно-воспитательного процесса.
Основными
компонентами индивидуализации обучения школьников являются:
· Наличие индивидуального режима (гибкого расписания);
· Присутствие индивидуального ритма в изучении учебного
материала;
· Организация самостоятельной работы школьников с
использованием особых дидактических материалов;
· Разработка и внедрение фиксированного минимума и максимума
объёмов в усвоении учебной информации;
· Организация подвижных учебных групп;
· Выполнение учителем роли консультанта и координатора учебной
работы;
· Самостоятельность в выборе режимов обучения;
· Обеспечение сотрудничества учеников и учителя на уроке.
Использование
технических средств способствует преодолению стереотипности уроков,
эффективному ведению индивидуальных занятий с учащимся, а также управлению
учебным процессом.
К
основным тенденциям развития
современного образования относятся: глобализация,
фундаментализация, гуманизация, технологизация, стандартизация,
компьютеризация.
Глобализация
образования определяет в первую очередь тот факт, что образование и общество
нераздельно связаны друг с другом. При этом нельзя не учитывать тот факт, что именно
в глобальном масштабе можно решить основные научно-технические задачи
современности.
Единый мировой рынок,
единое информационное пространство и конечно единое образовательное
пространство (пример о Болонском процессе) может обеспечить воспроизводство
социальных связей и отношений в историческом пространстве и времени.
Современный этап развития образования опирается на достижения
и проблемы, возникшие при переходе системы образования на новый качественный
уровень. Переход системы на образовательные программы во всех учреждениях был
успешно завершен и получит дальнейшее развитие в создании единого
образовательного пространства территории через интеграцию основного и
дополнительного образования.
Фундаментализация образования
признана в качестве ведущей тенденции во
многих странах мира, которые приняли Меморандум Международного симпозиума
ЮНЕСКО «Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское
образование» (1994).
Первоочередными
задачами в данной области выступают:
· введение цикла общих гуманитарных дисциплин в
естественнонаучное и техническое образование с целью преодоления разобщенности
естественнонаучных и гуманитарных компонентов целостной мировоззренческой
культуры личности;
· создание интегральных междисциплинарных
курсов, которые содержат наиболее универсальные и обобщенные знания, являющиеся
основой прикладных исследований и разработок, базой для формирования общей и
профессиональной культуры личности, быстрой адаптации к новым профессиям и
специальностям.
Постоянное
развитие системы образования в нашей стране предъявляет повышенные требования к
качеству подготовки учителей, которая является основой современной системы
непрерывного образования. Одним из возможных путей повышения эффективности
высшего педагогического образования является изучение зарубежного
педагогического опыта. Науку об образовании (в том числе и
педагогику) нельзя рассматривать вне контекста истории человечества, а также
без учета ее опыта. В этом случае сфера образования находится в подчинении
общих закономерностей и закономерностей развития.
Не совсем верно также
говорить, что понятие гуманитаризации и гуманизации образования в литературе
часто смешивают. Под гуманитаризацией обучения следует подразумевать применение
в преподавании естественнонаучных предметов элементов и методов преподавания
гунитарных наук с целью развития личности обучающихся.
Гуманитаризация
связана с формированием структуры, содержания и способов обучения и связана с
гуманизацией, т.е созданием комфортных условий для всестороннего органического
развития личности в образовательном процессе.
Гуманизм устойчивого
образования определяется его направлением к человеку как субъекту
образовательного процесса, базисом крайне благоприятных возможностей для
становления творческой индивидуальности. С точки зрения значимости и эталона
культуры, искусства, нравственности, все достоинства сферы духовного развития
трансформируются из предмета исследования в целостный элемент
учебно-вспомогательного и познавательного процесса, основу, определяющую содержание
образования, формы взаимосвязи между всеми его участниками.
Гуманизация
образования составляет основу этого процесса и является важным средством
определения технократического отношения к реальности.
Технологизация образовательного
процесса предполагает внедрение в образование современного эффективного и
продуктивного инструментария, высокоэффективных информационных технологий,
повсеместную компьютеризацию.