Курсовая с практикой на тему «Деловая игра в обучении иноязычной диалогической речи в старших классах средней общеобразовательной школы»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР
ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
1.1. Характеристика диалогической речи, её виды и формы
1.2. Деловые игры при обучении говорению на иностранном
языке
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СТАРШИХ
КЛАССАХ ПОСРЕДСТВОМ ДЕЛОВЫХ ИГР
2.1. Условия обеспечения мотивации учащихся в обучении
диалогической речи и снятия трудностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность темы
исследования. Самые значительные трудности при изучении
иностранного языка у человека возникают в связи с необходимостью осуществления
общения. С другой стороны, осуществление устного общения, значение которого
сегодня особенно велико, предполагает понимание того, что говорит собеседник,
так как каждый из коммуникантов по очереди выступают в роли говорящего и в роли
слушателя. Одной из основных форм речевого общения и эффективным средством
развития и формирования навыков говорения в обучении иностранным языкам
является диалогическая речь. К сожалению, разработка методики обучения
диалогической речи на иностранном языке до сих пор не закончена. Это серьезно
влияет на практику обучения. Речь учащихся характеризуется большим количеством
речевых ошибок, преимуществом вопросов и ответов над другими типами реплик,
стимулирующих диалогическую форму общения. Выше сказанным и обусловлена
актуальность выбранной темы.
Состояние изученности
проблемы. Говорение является обязательным условием
обеспечения иноязычного устного общения в двух его формах– диалогической
(параллельно с аудированием) и монологической. Оно направлено к одному лицу или
к неограниченному количеству лиц. Многие исследователи (Л.С. Выготский,
А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Т.В. Рябова, И.А. Зимняя
и др.) изучали процессы порождения и восприятия диалогической речи.
Проблема исследования
состоит в определении специфики обучения диалогической форме общения на уроке
иностранного языка в старших классах средней общеобразовательной школы.
Целью
исследования является
разработка технологии обучения диалогической речи на
уроке иностранного языка в старших классах средней общеобразовательной школы.
Объектом
исследования является
процесс обучения
диалогической речи на уроке иностранного языка в старших классах средней
общеобразовательной школы.
Предмет
исследования: деловая игра в
обучении иноязычной диалогической речи в старших классах средней
общеобразовательной школы.
Поставленная
цель, в свою очередь, требует решения следующих задач:
1)
дать характеристику диалогической речи, описать её виды и формы;
2)
описать деловые игры при обучении говорению на иностранном языке;
3)
определить условия обеспечения мотивации учащихся в обучении диалогической речи
и снятия трудностей;
4)
разработать упражнения, направленные на формирование навыка диалогической речи в
старших классах средней общеобразовательной школы.
Цели и задачи данного
исследования определили выбор методов исследования:
– анализ литературы по
теме исследования;
– синтез и обобщение;
– конструирование при
разработке упражнений для обучения диалогической речи.
Практическая значимость результатов
исследования состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в
дальнейших разработках данного вопроса; в разработанных упражнения на основе деловых
игр для обучения диалогической речи и возможности их использования на уроках
английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы.
Структура курсов й работы
обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Исследование
диалогической речи в лингвистике проводится на разных уровнях – от
общетеоретического анализа сущностных закономерностей ее развития к
рассмотрению конкретных форм и приемов, важных в аспекте решения прикладных
задач – определения стратегии ведения диалога и управления процессом социальной
интеракции.
Диалог представляет собой одну из форм
иноязычного общения. Одной из важнейших особенностей диалога является ее
ситуативность. В зависимости от ведущей коммуникативной функции, которую
выполняет диалог, различают следующе функциональные типы диалогов:
диалог-расспрос; диалог-договоренность; диалог-обмен впечатлениями (мнениями);
диалог-обсуждение (дискуссия).
В деловой игре обучение
участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый
решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение
в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний,
но прежде всего — общение, имитирующий, воспроизводит общения людей в процессе
реальной исследуемой деятельности. Деловая игра — это не просто совместное
обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам
сотрудничества.
Традиционно деловую игру
относят к числу методов активного обучения. Область применения деловых игр как
особого метода обучения достаточно широка: экономика, управление, педагогика,
психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география и
т.д. Деловая игра включает в себя целый комплекс методов активного обучения,
например, дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по
инструкции, разбор почты и т.п. Рассмотрим специфику деловой игры, как удачного
метода совершенствования знаний и практических навыков студентов-географов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
1.1. Характеристика
диалогической речи, её виды и формы
диалогической речи, её виды и формы
Проблема диалогической
речи справедливо привлекает к себе внимание многих ученых, рассматривающих ее в
зависимости от конкретного направления своих исследований. Понятие «диалог»
имеет много определений, а его многочисленные типы описаны под углом разных точек
зрения. Однако, как справедливо замечает Е.С. Ростова, диалог – это самый
распространенный и самый древний вид речевой деятельности, через которую
непосредственно реализуется социальная коммуникация [Ростова 2015, с.1475].
Сегодня практически невозможным
является изучение диалогической речи и ее специфики без рассмотрения истории
становления понимания ее сущности и учета классических разработок его отдельных
аспектов. Отправной точкой в изучении диалога, по нашему мнению, является
высказывание о монологе, как об искусственной значительной степени языковой
форме, а язык может найти свое отражение только в диалоге [Шайхлисламова 2015,
с.2]. Диалогизм как культурно-языковое явление привлекал внимание таких
выдающихся ученых, как В.М. Волошинов, М.М. Бахтин,
Л.П. Якубинская, А.А. Реформатский, А.Н. Пешковский,
Л.С. Выготский и др., которые отмечали понимание диалога не только как
формы общения, но и как основной единицы социального взаимодействия в целом.
Это так или иначе стимулировало дальнейшую разработку проблематики в
исследовании диалогической речи.
Понятие диалога в
языковедческих исследованиях современности представлено в двух смыслах: широком
и узком. Диалог в широком своем понимании является любым функциональным видом
речи, типом коммуникации, реализация которого образует особый тип текста [Алимсаидов
2015, с.165]. Узкая трактовка понимания диалога выражена в нескольких подходах,
которые, в первую очередь, ориентируются на его лингвистическую сущность и
специфику относительно других категорий и понятий теории речевой деятельности.
Анализ литературы
позволяет утверждать, что большая часть ученых к характерным признакам
диалогической речи относят следующие: ситуативность, наличие двух или более
коммуникантов, персональная направленность, обязательная смена ролей адресанта
и адресата, а также условие понимания языка, на котором ведется диалог.
Согласно мнению ученых, диалогическая речь обладает онтологической (владения
языком), субъективной (наличие адресанта и адресата речи), репликативной (высказывания
различных говорящих → образования единого смысла целого), локально-темпоральной
(контактность позиций говорящего) характеристиками, дискретностью,
спонтанностью, а также коммуникативными, когнитивными и социокультурными
установками [Пронина 2018, с.224; Чеканова 2017, с.79]. Кроме этого,
диалогическая речь обладает антропоцентричностью, целеустремленностью,
демократизмом, наличием перлокутивного эффекта, прагматическим потенциалом,
потенциальной экспрессивностью, часто неожиданностью, непредсказуемостью [Лу
2015, с.121; Тулысанова 2017, с.73].
Диалог является сложным
коммуникативным явлением, своеобразной моделью реализации общения между
несколькими собеседниками. В процессе диалога собеседники распознают
прагматические интенции каждого из них с целью выработки тактик адекватного
реагирования на высказывание каждого участника общения. Поэтому диалог обладает
сложными внутренними структурно-семантическими и коммуникативно-прагматическими
отношениями [Андреева 2015, с.142; Маркова 2018, с.46]. Обмен коммуникантами
репликами предполагает осуществление общения двумя либо более собеседника. На
основе этого в качестве существенной характеристики диалогической речи
исследователь называет ее двусторонний характер, предполагающий наличие как
минимум двух коммуникантов. В данных условиях реализация диалогической речи
представляет собой основную сферу для реализации коммуникативной функции языка,
как с позиций говорящего, так и с позиции слушающего [Бабаян, Круглова 2016,
с.157].
По мнению С.Д.
Букатниковой, что на функциональном уровне диалог является речью в широком
смысле ее понимания, что является основой языка. На формальном уровне диалог
представлен диалогическим текстом, представляющим собой результат реализации
диалогического дискурса. Диалогический дискурс, в свою очередь, образуется
речевой деятельностью человека, обладающей когнитивно-коммуникативной природой.
Текст– это результат данной деятельности. Кроме этого, дискурсу свойственна
социальная и лингвистическая природа [Букатникова 2015, с.801].
Таким образом,
диалогический дискурс является двусторонней мыслительно-речевой деятельностью
коммуникантов, зафиксированная в диалогическом тексте и помещенная к широкому
(ситуативно-коммуникативному, социокультурному, когнитивно-психологическому)
контексту.
Большинство
исследователей (Л.Р. Безуглая, С.А. Гетман, В.Д. Девкин,
В.И. Лагутин, Л.П. Алексеенко, K. Brinker) придерживаются точки
зрения, что специфическими коммуникативными свойствами диалога, в первую
очередь, являются следующие (Рисунок 1):