Теория и методика обучения и воспитания дошкольников Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы знакомства детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством. 7
1.1. Понятие и сущность декоративно-прикладного искусства, его виды 7
1.2. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 11
1.3 Педагогические условия ознакомления дошкольников с декоративно – прикладным искусством 15
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию декоративно-прикладного искусства в работе с детьми старшего дошкольного возраста 18
2.1. Диагностика особенностей восприятия дошкольниками произведений декоративно-прикладного искусства 18
2.2 Реализация педагогических условий ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством на занятиях в ДОУ 22
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 33
Выводы по второй главе 36
Заключение 37
Список использованной литературы 39

 

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Педагогическая наука и практика выдвигает на первый план в области образования детей дошкольного возраста вопросы создания условий для саморазвития личности ребенка. Богатые возможности для этого содержатся в различных видах художественно-эстетической деятельности дошкольников, в условиях которых осуществляется многогранный процесс первоначального приобщения детей к художественной культуре и духовно-нравственным ценностям народа.
Актуальность проблемы приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству определяется:
— потребностью общества в сохранении и трансляции традиционных образцов национальной культуры, ростом устойчивой тенденции к этнической идентификации;
— необходимостью решения задач этнокультурного развития детей в общем процессе социализации;
— требованиями ФГОС дошкольного образования, в котором развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства обозначена как одна из ведущих задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
— программными задачами, направленными на активное использование произведений декоративно-прикладного искусства в качестве средства и условия гармоничного развития личности ребенка.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, А.А. Грибовска, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В. Максимова предприняты попытки определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества.
На научно-теоретическом уровне актуальность темы определяется необходимостью дальнейшего научно-практического исследования роли и места народного искусства в работе с детьми дошкольного возраста.
Обозначенные проблемы ставят задачу создания в ДОО комплекса условий успешного образования детей средствами декоративно-прикладного искусства. В этом плане большой потенциал содержит национально-региональный компонент содержания образовательного стандарта.
Народное и декоративно-прикладное искусство всегда занимало особое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Традиционно детские сады вели углубленную работу в данном направлении. Однако, на фоне резкого снижения общей культуры населения, становится очевидным падение интереса у подрастающего поколения к искусству народных мастеров.
Указанные тенденции указывают на необходимость дальнейшего изучения проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста через народное декоративно-прикладное искусство.
Цель курсовой работы – теоретически обосновать и проверить опытным путем реализацию педагогических условий ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством на занятиях в ДОУ.
Объект исследования — декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством на занятиях в ДОУ.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что специально организованная работа по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством влияет на формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить понятие и сущность декоративно-прикладного искусства, его виды.
2. Рассмотреть воспитательные и развивающие возможности декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста.
3. Представить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень особенностей восприятия дошкольниками произведений декоративно-прикладного искусства.
5. Разработать и реализовать педагогические условия ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством на занятиях в ДОУ.
6. Представить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В работе были использованы методы исследования:
— теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
— педагогическое наблюдение;
— педагогический эксперимент;
— методы качественной и количественной обработки результатов.
Теоеретической основой исследования являются труды ученых А.А. Грибовской, В.В. Левина, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, С.В. Погодиной, Г.П. Новиковой, Л.Д. Рондели, А.Э. Симановского, М.С. Соколовой, Н.А. Ярыгиной.
Практическая значимость состоит в возможности использования полученных в ходе исследования результатов в деятельности педагога дошкольного учреждения.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Известно, что расширение связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой. Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше понимает и ценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга.
Народное декоративно-прикладное искусство — часть национальной культуры. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, мажорные чувства, позитивные идеи. В свою очередь, народная игрушка воплощает образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости, доступности исполнительской техники, интерактивному игровому характеру.
В ходе формирующего этапа был разработан и апробирован комплекс занятий, направленный на развитие восприятия декоративно-прикладного искусства детьми старшего дошкольного возраста. Применялись методы и приемы развития восприятия декоративно-прикладного искусства детьми старшего дошкольного возраста при обучении декоративному рисованию: наблюдение и обследование, использование образца воспитателя (неоконченные образцы, вариативные образцы и т.п.), выкладывание узора на фланелеграфе и из элементов настольных игр, использование фольклорного художественного слова и народной музыки.
Материалы исследования на контрольном этапе показали, что у детей сформировались представления о способах и средствах декоративного рисования, они проявляют гибкость в восприятии предмета изображения, добавляют необычные, оригинальные детали в рисунок. Дошкольники научились прорабатывать детали рисунка, создавать эмоциональные образы, проявлять воображение в процессе декоративного рисования и правильно подбирать средства для декоративного рисования предметов. Следовательно, можно утверждать, что декоративное рисование является эффективным средством развития восприятия декоративно-прикладного искусства детьми старшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно утверждать, что декоративное рисование является эффективным средством развития восприятия декоративно-прикладного искусства детьми старшего дошкольного возраста.
Разработанные занятия могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений с целью развития восприятия декоративно-прикладного искусства детьми старшего дошкольного возраста.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы знакомства детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством.
1.1. Понятие и сущность декоративно-прикладного искусства, его виды
Декоративно-прикладное (прикладное) искусство — это искусство, главной целью которого является создание и отделки художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту [2, c. 22].
Народное декоративно-прикладное искусство в силу своей специфики призвано внести в жизнь момент игры, украсить, развлечь, формировать мировоззрение через те эстетические чувства, которые рождаются у людей от практического пользования действительно художественными вещами, от созерцания их как части природы и окружающей реальной действительности. Поэтому оно является важнейшим компонентом и этапом в воспитании эстетических вкусов и формировании внутреннего мира ребенка.
Виды декоративно-прикладного искусства:
— художественная деревообработка;
— художественная обработка камня;
— художественная обработка кожи;
— художественная керамика;
-художественное стекло;
— художественное плетение;
— вязание;
— художественное ткачество;
— ковроткачество;
— вышивка;
— кружево;
— изготовление изделий из бисера;
— эмали;
— а также мебели;
— посуды;
— домашних украшений;
— игрушек;
— одежды;
— ювелирных изделий [15, c. 15].
Каждый из видов уникальный по специфике материалов, технологическим процессом обработки, по художественно-композиционным закономерностям структуры образов.
Для разнообразия видов декоративно-прикладного искусства характерны три основных средства выразительности: стилизация, контраст и символизм.
Стилизация — процесс упрощения предмета (в изображении) по форме и цвету на основе отбора выразительных его черт.
Важным этапом стилизации изображения является декоративный принцип отбора цветов: их ограниченное количество, яркость и контраст.
Контраст — ярко выраженная противоположность любых качеств и свойств.
Контрастным считается сочетание светлых и темных, теплых и холодных, легких и тяжелых цветов.
Символ — знак, обозначающий сущность определенного понятия.
Символизм в декоративно-прикладном искусстве достигается использованием изображений, которые являются важными знаками-символами, традиционными для культуры определенного народа или человечества в целом [16, c. 27].
Сегодня декоративно-прикладное искусство рассматривается как важная художественная ценность, которая выполняет многочисленные функции — познавательную, коммуникационную, эстетическую.
Анализ исследований специалистов показывает, что народному искусству как средству воспитания детей уделялось большое внимание. Многие аспекты поднимаемой проблемы всесторонне и глубоко изучались в различные годы двадцатого века и продолжают быть предметом современных исследований.
Впервые значение декоративно-прикладного искусства, в рамках разработки общих основ эстетического воспитания детей и приобщения их к истокам русской культуры, раскрыли в своих работах А.В. Бакушинский, Е.А. Флерина, П.К. Сензюк и др. Исследователи призывали к активному использованию произведений народного творчества в педагогической деятельности. Е. А. Флерина заложила методические основы обучения дошкольников декоративному рисованию, определила влияние народной игрушки на развитие детского изобразительного творчества. Игрушка, благодаря своей обобщенной форме, будит детское воображение, нацеливает на творческую деятельность, считала Е. А. Флерина [21, с. 74]. В своих работах ученый отмечает, что никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт, как народная игрушка, с которой он активно и творчески действует. История народной игрушки связана с историей народа, его традициями, пониманием красоты.

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы