Курсовая с практикой на тему Дееспособность несовершеннолетних граждан
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Оглавление
Введение 3
1. Правовой анализ института дееспособности 7
1.1 Понятие и элементы правового статуса несовершеннолетнего 7
1.2 Понятие дееспособности и ее элементы 12
2. Особенности дееспособности несовершеннолетних 18
2.1 Понятие и структура дееспособности несовершеннолетних 18
2.2 Эмансипация 24
Заключение 30
Список использованных источников 32
Введение:
Актуальность темы исследования. В Конституции РФ определяется человека, его права и свободы как высшая ценность, закрепляется равенство всех перед законом и судом, вне зависимости от того какой у человека пол, раса, национальность, язык, на котором он разго¬варивает, происхождение, имущественное положение, место жительства, а также других обстоятельств, включая возраст .
Правовое государство определяет не столько формальное закрепление каких-либо принципов (формальное равенство), сколько создание конкрет¬ных правовых механизмов, способных обеспечить баланс публичного и частного ин¬тересов, которые приближают человека, гражданина к фактической реализации мак¬симума правовых возможностей, как и других индивидов, с предоставлением, менее защищенным категориям субъектов правовой и социальной защиты со стороны государства. Такие механизмы нужны, в первую очередь, детям. Не¬обходимость в защите интересов несовершеннолетних обуславливает возраст детей, не позволяющий последним в полной мере реализовывать принадле¬жащие им права, пользоваться правовыми средствами их защиты. Возрастом че¬ловека во многом определяется его жизненная позиция как субъекта права, являющегося активным участником различных правоотношений и обладателем прав.
Так, во Всеобщей декларации прав человека провозглашено, что дети обладают правом на получение особой заботы и защиты . Декларация прав ребенка указывает: «ребе¬нку, в связи с его физической и умственной незрелостью требуется специальная охрана и забота, включающая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».
Особую роль среди документов, которые направлены на обеспечение защиты прав детей, играет Конвенция «О правах ребенка» .
На родителей, семью, законных опекунов и других людей, берущих на себя заботу о детях, возложена ответственность за благополучие детей, поскольку они играют большую роль в их жизни. Это и является особенностью участия несовершеннолетних в общественных отношениях, и обеспечение его состоит в соответствующем механизме, который закреплен Конституцией, международными актами и отраслевым законода¬тельством. Данный механизм проявляется как особая защита со стороны семьи, общества и государства, и содействует несовершеннолетним в реализации их прав. Актуальность исследования дееспособности несовершеннолетних также обуславливают следующие причины: во-первых, многие работы, посвященные проблемам правоспособности и дееспособности построены поверхностно; во-вторых, дискуссионными вопросами являются вопросы, связанные с тем как, соотносятся правоспособность и субъективные права, связанные с природой правоспособности и дееспособности, основаниями и моментом их возникновения.
Теоретическую основу исследования составили научные труды по общей теории права, теории гражданского права, написанные следующими учеными: М.М. Агарковым, Н.Г. Александровым, С.С. Алексеевым, С.Н. Братусь, М.И. Брагинским, А.М. Беляковой, Витрук, И.С. Вишневской, В.В. Галовым, В.П. Грибановым, С.А. Зинченко, О.А. Красавчиковым, П.В. Крашенинниковым и др. Проблемам участия несовершеннолетних в гражданских правоот¬ношениях посвящены исследования таких ученых как: Ю.Ф. Беспалов, Н.М. Ершова, Л.Г. Кузне¬цова, Н.С. Малеин, М.Н. Малеина, А.И. Пергамент, Е.А. Чефранова, Я.Н. Шевченко.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа существующей законодательной базы рассмотреть дееспособность несовершеннолетних и ее виды.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
— раскрыть понятие и охарактеризовать юридическую природу граждан-ско-правого статуса несовершеннолетних;
— рассмотреть содержание деликтоспособности несовершеннолетних;
— выявить сущность дееспособности несовершеннолетних;
— охарактеризовать институт эмансипации несовершеннолетних.
Объект исследования представлен общественными отношениями в гражданско-правовой сфере, участники которых – несовершеннолетние.
Предмет исследования составляют нормы права, которыми регулируется участие несовершеннолетних в гражданско-правовых отношениях, научные исследования и судебная практика.
Методологическая основа исследования представлена общенаучными диалектическими методами познания, включающими принципы объективности, системности и научности. Исследование построено на использовании системного подхода, а также общенаучных методов: логического, сравнительного, структурно-функционального и других.
Нормативная основа исследования представлена нормами положениями части первой Гражданского кодекса Российской Федерации , Трудового кодекса Российской Федерации , а также и положениями таких федеральных законов как Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» , Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» .
Эмпирическую основу исследования составляют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, а также решения судов первой инстанции.
Структура работы определена целями и задачами исследования. Работа имеет введение, две главы, включающие в себя по два параграфа, заключение, список литературы. Введение раскрывает специфику проблемы исследования и методы их изучения, цели и задачи, поставленные автором. Здесь дается теоретическая и практическая значимость работы. В главах материал расположен по проблемному принципу. В заключении представлены краткие выводы исследования. В списке литературы дан перечень документов, статей, привлеченных автором для написания данной работы.
Заключение:
Исследование, проведенное в курсовой работе, позволяет сделать следующие выводы.
1. Несовершеннолетние имеют специальный правовой статус, так как обладают дополнительными правами и обязанностями, льготами, которые отражают их особенное положение, регулируемое разными отрас¬лями права.
2. Гражданская правоспособность – имеющаяся у всякого гражданина и обязательное от него право, понятие которого заложено в способности (возможности) использовать любые возможные законом гражданские права и обязанности. Содержание правоспособности граждан создают имущественные и личные неимущественные права, и обязанности, которыми человек согласно закону, имеет право пользоваться. Гражданская правоспособность согласно закону, проявляется с дня рождения человека и заканчивается со смертью. Дискуссионным является вопрос о том, появляются ли с рождением гражданина все элементы правоспособности, определенные законом, или только некоторые элементы.
3. Гражданская дееспособность – возможность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и выполнять их. В зависимости от объема дееспособности выделяют несколько групп несовершеннолетних: малолетние, в возрасте до 6 лет, являющиеся недееспособными; малолетние, в возрасте от 6 до 14 лет, обладающие исключительной дееспособностью; несовершеннолетние, в возрасте от 14 до 18 лет, обладающие частичной дееспособностью.
Неполная (частичная) дееспособность определяется тем, что за гражданином закрепляется право покупать и использовать своими деяниями не все, а только исключительные права и обязанности, указанные в законе. Дети наделены кое-какой, хотя и незначительной дееспособностью. Некоторые сделки дети могут сами совершать не с момента рождения, а с 6 лет. Таким образом, до 6 лет малолетние не могут производить никаких юридически значимых деяний, т.е. признаются недееспособными.
За детей, возраста младше 14 лет (малолетних), сделки, за исключениями, имеют право совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет проявляется, во-первых, в том, что они могут сами производить мелкие бытовые сделки, зависящие от возраста ребенка и предусматривающие оплату малых сумм или передачу вещей, имеющих малую ценность. Во-вторых, несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет могут сами производить сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, при этом нет необходимости приобретать нотариальное удостоверение либо государственно регистрировать. В-третьих, дети в возрасте от 6 до 14 лет могут сами производить сделки по трате средств, данных законным представителем или с разрешения последнего третьим лицом для какой-то цели или для самостоятельной траты.
Дети в возрасте от 14 до 18 лет отвечают материальной ответственностью за причиненный ими ущерб. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет) имущественную ответственность несут их родители или лица, их заменяющие (ст. 26, 28 ГК PФ). Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут: сами пользоваться своим доходом, пособием и иными денежными получениями; осуществлять права авторов произведения науки, литературы или творчества, созданного или иного охраняемого законом итога своей деятельности; вносить вклады в кредитные организации и пользоваться ими. Согласно подп. 1 п. 2 ст. 26 ГК РФ следует, что несовершеннолетние могут сами пользоваться не только своим доходом или пособием, но и иными средствами.
4. Эмансипация по своей пра¬вовой природе является особым гражданско-правовым состоянием, опреде¬ляющим юридические позиции конкретного индивида, возникающим на основании такого юридического факта как административный акт или ре¬шение суда. Объявление подростка полностью дееспособным возмож¬но только в отношении социально и психически зрелой личности.
Фрагмент текста работы:
1. Правовой анализ института дееспособности
1.1 Понятие и элементы правового статуса несовершеннолетнего
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина.
В правовой науке выделяют общественные и естественные признаки и свойства человека, которые индивидуализируют его как участника гражданско-правовых отношениях и влияют на его правовое положение. Среди них выделяют: правоспособность, дееспособность, имя, возраст, семейное положение, гражданство, пол. Для определения понятия правоспособности и дееспособности необходимо обращаться к положениям ГК РФ .
Законодатель закрепляется положение о том, что под правоспособностью следует понимать способность субъекта иметь гражданские права и нести обязанности. Проявление гражданской правоспособности в соответствии с законом связано с моментом рождения человека, а прекращение с его смертью. Кроме всего, следует понять, что с рождением человек начинает возникновение всех элементов содержания правоспособности, которые предусмотрены законом, или только отдельных элементов.
Смысл принципа равенства правоспособности не состоит в полном однообразии ее объема у всех без исключения граждан. С появления на свет гражданин наделен не всеми правами и обязанностями.
Таким образом, во-первых, тот факт рождения нe говорит о том, что возникновение у новорожденного гражданской правоспособности произошло в полном объеме, возникновение некоторых ее элементов происходит только при достижении определенного возраста (право осуществлять предпринимательскую деятельность, право на создание юридических лиц и др.).