Курсовая с практикой на тему Цветовая лексика в произведениях Валентины Дорожкиной
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Функционирование цветовой лексики в
художественном пространстве поэтического текста. 5
1.1. Классификация и общая
характеристика цветовой лексики. 5
1.2. Символика прилагательных с
семантикой цвета в русской поэзии. 10
Глава 2. Специфика цветовой лексики в стихотворениях В.
Дорожкиной. 12
2.1. Особенности колористической лексики в произведениях
В. Дорожкиной. 12
2.1.1. Узуальные колоронимы.. 12
2.1.2. Авторские колоронимы.. 16
2.2. Значение цвета в произведениях В. Дорожкиной. 20
Заключение. 22
Литература. 24
Введение:
Актуальность
работы определяется тем, что цвет в текстах художественной
литературы становится дополнительным средством познания идиостиля автора,
позволяет раскрыть особенности его творчества и важность использования
цветописи в его произведениях.
Художественный мир В.
Дорожкиной самобытен и обширен. Ее произведения соединены с пространством
мировой литературы.
Экспрессивность является
неотъемлемой частью творчества писателя, помогая ему передавать собственную
точку зрения по отношению к определенным реалиям действительности. Существуют
множество трудов, посвященных этому вопросу, однако явление экспрессивности так
многогранно, что нуждается в дальнейшем изучении. Цветопись В. Дорожкиной
максимально аллюзивна, что позволяет анализировать цветопись в ее
произведениях.
Научная
новизна – в работе раскрыта реализация экспрессивных
конструкций в произведении В. Дорожкиной.
Целью
работы является выявление основных экспрессивных цветовых
средств, которые используются В. Дорожкиной в стихотворениях.
Для достижения данной
цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность цветовой лексики,
2. Выделить основные коннотации
прилагательных со значением цвета
3. Определить отличительные черты
индивидуального стиля В.
Дорожкиной
4. Проанализировать частотные цветовые
средства В. Дорожкиной.
Объектом исследования
является цветопись в поэзии В. Дорожкиной.
Предмет исследования
– особенности цветовой лексики В. Дорожкиной.
Методы
исследования: метод сплошной выборки, сопоставительный
анализ, семантический анализ текста
Теоретической базой работы служат исследования отечественных и зарубежных
авторов таких как А. В. Федоров, Л.С. Бархударов, Я.И. Рецкер, В.Н. Комиссаров,
А. Д. Швейцер и некоторые другие лингвисты.
Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка используемой литературы, приложения.
Заключение:
В современной науке нет
единого мнения относительно принадлежности цветовой лексики к частям речи –
одни исследователи приравнивают их к лексемам, которые, подобно слову, состоят
из значений, входящих в структуру идиом слов, другие же говорят о
самостоятельности данного образования.
Цветообозначения
изучались исследователями в различных аспектах. Описывался состав колоративной
лексики, её семантическая структура. Исследования проводились в
этнолингвистическом, сравнительно-историческом и психолингвистическом аспектах.
Очень большой популярностью пользуются исследования в области цвета в
психологии. Доказано психофизиологическое влияние цвета на человека.
Цвет в жизни любого
народа играет очень важную роль, так как многочисленные цвета, их названия и
символический смысл являются своеобразным отражением мировосприятия того или
иного народа. Знание национальных особенностей восприятия цвета помогает
облегчить общение на международном уровне.
Единицы с цветовым
компонентом в лирике В. Дорожкиной отражают национально-культурные особенности
общественной и духовной жизни народа, его мироощущения, быта, психологии, а
также специфику исторического, культурного, экономического развития,
природно-географической среды, национального фольклора, обрядов и обычаев
данного народа. Для правильного понимания другой культуры необходимо научиться
верно интерпретировать значения языка цвета, необходимо знать национальные
особенности восприятия цвета, а также умело использовать данные знания в
реализации межкультурного общения.
Широким семантическим
объемом – они обозначают предметы, явления, состояния. Значительное число
субстантивных фразеологических единиц с компонентом – цветообозначения именует
понятия, связанные с человеком, что обусловлено влиянием семантики компонента –
названия лица.
При изучении вербализации
цветового восприятия лингвисты подразделяют цветообозначения на две группы —
основные (абсолютные) и оттеночные. Абсолютные цветонаименования, в свою
очередь, делятся на хроматические, называющие семь цветов радужного спектра
(красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), и
ахроматические (черный, белый, серый). Все остальные цветообозначения называют
оттеночными. Они различаются по способу передачи оттенков. Выделяют группу
цветообозначений, которые передают оттенки цвета аналитически; среди них
цветовые прилагательные: а) вторичной номинации (сиреневый, молочный); б) без
ясно прослеживающейся этимологии (бурый, алый); в) с ограниченной сочетаемостью
(белокурый, карий); г) заимствованные (индиго); д) неологизмы и архаизмы
(смарагдовый, кубовый); е) терминологические (кобальт, ультрамарин); ж)
окказионализмы.
В данной работе цветовая
лексика, представленная в стихотворениях В. Дорожкиной реализуется в 2 аспектах
– общеязыковая лексика и окказиональная.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Функционирование
цветовой лексики в художественном пространстве поэтического текста 1.1. Классификация и
общая характеристика цветовой лексики Термин цвета (или
название цвета) – это слово или фраза, которые относятся к определенному цвету.
Термин "цвет" может относиться к восприятию человеком того цвета (на
который влияет визуальный контекст), который обычно определяется в соответствии
с цветовой системой Манселла, или к лежащему в основе физическому свойству
(например, определенной длине волны видимого света). Существуют также числовые
системы спецификации цвета, называемые цветовыми пространствами.
Необходимо провести
важное различие между цветом и формой, поскольку эти два признака обычно
используются в сочетании друг с другом при описании в языке. Существуют
психологические условия для распознавания цветов, такие как те, кто не может
различать цвета вообще или те, кто видит цвета как звук (синестезия).
Представления о цвете и оттенке
так или иначе отражены в языке и определенным образом структурированы в
систему, в которой можно выделить разные уровни, тесно взаимосвязанные. В
современном русском языке система наименования цветов реализована в языке в
виде колоронимов с множеством значений. Тема актуальна и требует дальнейшего
глубокого исследования.
Монолексемные колоронимы состоят
из отдельных лексем или корневых слов, таких как "красный",
"коричневый" или "оливковый". Составные слова цвета
используют прилагательные (например, "светло-коричневый",
"морской зеленый") или составные слова основного цвета (например,
"желто-зеленый").
Существует много различных измерений, по которым цвет
меняется. Например, оттенок (оттенки "красного",
"оранжевого", "желтого", "зеленого",