Курсовая с практикой Гуманитарные науки Современный русский язык

Курсовая с практикой на тему Цветопись в повести «Портрет» Н.В. Гоголя.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования цветописи в художественной прозе 5

1.1. Понятие, классификация и функции колоративов в художественном тексте 5

1.2. Методы изучения колоративов 10

Глава 2. Цветопись в повести «Портрет» Н.В. Гоголя 17

2.1. Анализ цветовой лексики в повести «Портрет» 17

2.2. Тематические группы колоративов в повести «Портрет» 24

Заключение 28

Список литературы 30

  

Введение:

 

Актуальность темы работы. Н.В. Гоголь относится к признанным классикам русской литературы, по этой причине существует много работ, в которых анализируются различные стороны его произведений. Несмотря на достаточно большое количество исследовательских работ, посвященных творчеству Н.В. Гоголя, лексико-семантическое поле «цвет» изучено все-таки недостаточно. В этой работе проводится анализ цветовой лексики из повести «Портрет». Повесть «Портрет» построена на противопоставлении друг другу понятий «искусства» и «ремесла». Творчество (живописное, музыкальное, архитектурное, литературное) – это попытка преодолеть дисгармонию, возникающую в результате внутренних противоречий человека или неприятия им окружающей действительности. Создавая произведение, автор трансформирует свои сомнения в художественные образы, искусство призвано гармонизировать душу человека, именно поэтому истинные произведения искусства всегда совершенны и гармоничны. В этом главное отличие их от картин, написанных «по заказу», где каждый заказчик требует вывести на первый план какую-то свою черту, которая кажется ему особенно полезной.

Искусство – творческий порыв души; ремесло – средство заработка. Искусство живо по своей природе; ремесло нет. Но чувствовать, понимать творчество, быть талантливым и служить искусству – не одно и то же, герои повести Гоголя «Портрет» теряют свои способности в погоне за славой и заработком. А портрет загадочного ростовщика, с которого начинается падение главного героя повести, становится в повести окном, через которое зло проникает в мир.

Необходимо отметить тот факт, что образ цвета занимает значительную позицию в поэтической системе любого произведения, из чего следует, что для полного, исчерпывающего понимания текста очень важно понимать смыслы, в том числе и скрытые, вкладываемые в колоронимы. Повесть «Портрет» отличается тем, что ее темой являются судьбы художников, и реалистичность творчества Гоголя проявилась в этом произведении в описании разнообразия цветов и оттенков, это немаловажная деталь для описания картин. Колоративы делают произведение Гоголя более выразительным.

Целью этой работы является анализ колоративов в повести «Портрет» Н.В. Гоголя

Объект работы: цветопись в художественной литературе.

Предмет работы: цветопись в повести «Портрет» Н.В. Гоголя

Задачи исследования:

1) изучить понятие, классификация и функции колоративов в художественном тексте;

2) выявить методы изучения колоративов;

3) провести анализ цветовой лексики в повести «Портрет»;

4) выделить тематические группы колоративов в повести «Портрет».

Методами работы выступают анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, метод сплошной выборки.

Структура работы определяется поставленными целью и задачами, она включает введение, две главы, заключение и список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Колоративы – постоянно пополняющаяся лексико-семантическая группа слов, которая на протяжении длительного периода времени привлекает пристальное внимание лингвистов. Традиционно причисляются к ним лишь те лексемы, в составе которых используется морфема, обозначающая цвет или же его оттенки. Подходы к изучению типологии цветообозначений разные, они могут быть разделены на различные типы по степени проявления в их лексическом значении семы освещенности, по данному критерию все цветообозначения делятся на 2 типа — светлого оттенка и темного. Колоронимы можно разделить также с позиции окрашенности; тогда все цвета делятся на ахроматические (бесцветные) и хроматические цвета. Колоронимы в тексте можно использовать, применяя метод сплошной выборки. Исследование колоративов может быть построено на выделении и характеристике состава основных групп колоронимов в текстах; выявлении объема лексических значений, присущих тому или иному колорониму в текстах. Наконец, возможно построение лексико-семантического поля, когда колороним представляются в виде многослойной структуры, имеющей центр (ядро) и периферию.

Структура лексико-семантического поля «цвет» в повести Гоголя «Портрет» включает множество колоронимов, делится на ахроматические и хроматические цвета и состоит из 7 микрополей (микрополе со значением белого (ахроматического) тона, черного (ахроматического) тона, серого (ахроматического) тона, красного тона, синего тона, желтого тона, зеленого тона).

В повести Гоголя «Портрет» можно выделить различные тематические группы колоративов. Это следующие группы: внешность человека; одежда человека; внутренний мир человека; предметы; деньги; природа; картины; ангелы. При этом тематическая группа «картины» отличается особым разнообразием лексики, в ней встречаются прилагательные темно-зеленый, темно-желтый, красный, голубой, золотой, грязный, пламенный.

В заключение можно прийти к выводу о том, что роль колоронимов в повести Н.В. Гоголя «Портрет» достаточно велика. Они создают соответствующий колорит при описании мира петербургских художников, показывают образ жизни и быт персонажей, дают детали их внешности. Все колоративы влияют на восприятие читателями текста повести, раскрывают перед ним замысел писателя. За счет точного и реалистичного подбора красок для описания Гоголю удается создать интересное произведение реалистической литературы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования цветописи в художественной прозе

1.1. Понятие, классификация и функции колоративов в художественном тексте

Колоративы – постоянно пополняющаяся лексико-семантическая группа слов, которая на протяжении длительного периода времени привлекает пристальное внимание лингвистов. Традиционно причисляются к ним лишь те лексемы, в составе которых используется морфема, обозначающая цвет или же его оттенки. Например, Н.В. Арнаутова приводит следующие примеры: чернобородый, розовато-сиреневый, кроваво-кирпичный, чернота, лазоревый, бордо и т. п. [1, с. 2-3].

Цветовые прилагательные изучаются в самых различных аспектах: психолингвистическом, лингвистическом, историческом, сопоставительном и т.д. При этом термины цвета часто группируются в соответствии с различными параметрами, например В.Н. Рябова выделяет названия цветов, данные по цвету природных материалов (аквамариновый, золотой, изумрудный, перламутровый и др.), по цвету оттенков растений (горчичный, лиловый, сиреневый, фиолетовый и др.), по цвету кушанья (кофейный, кремовый) и. т. д. [15, с. 15].

В научной литературе существует множество других классификаций цветообозначений. Создание универсальной классификации невозможно, что обусловлено субъективными и объективными причинами. В существующих классификациях цветовые прилагательные группируются по различным параметрам.

И.В. Садыкова, рассматривая историю колоративов, обозначающих красный цвет, группирует их в зависимости от принципов номинации, и соотносит их с названиями красителей, названиями фруктов, названиями овощей, названиями ягод, названиями растений (цветов), названиями тканей, названиями различных веществ [16].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы