Дошкольное образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Цвет в рисунках детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЦВЕТОМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1 Особенности цветовосприятия и цветоощущения у детей старшего дошкольного возраста 5

1.2 Развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью 15

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25

2.1 Методика работы 25

2.2 Формирование навыков смешения красок на палитре 28

2.3 Развитие представлений о выразительных свойствах цвета 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

  

Введение:

 

Цвет окружает человека на протяжении всей его жизни, оказывая на него огромное влияние с самого рождения. Цвет является одним из основных средств выражения всей красоты и богатства окружающего мира, являясь «языком» природы и живописи.

Развитие чувства цвета, как способность распознавать, называть разных оттенков и цветов, умение группировать их по различным качеств, умение понимать и зрения гармонии, настроение цветовых отношений в живописи, и в природе, играет важную роль в развитии сенсорным и эстетическом ребенка.

Смысл предмета таков: человек рождается с набором чувств из пяти составляющих, которые даны ему природой для ознакомления с внешним миром, ориентацией в пространстве. Эти чувства дают человеку более двух сотен различных ощущений. Он начинает видеть окружающий мир с самого рождения, постепенно фокусируя взгляд и различая размер, расстояние, цвет окружающих предметов. Ведь детство-время удивительных открытий. Мир предстает как привлекательное разнообразие звуков, вкусов, запахов, цветов, форм. Окружающая среда имеет много очевидных и скрытых свойств, в которых ребенок учится открывать для себя.

Взрослый помогает ребенку с рождения ориентироваться в окружающей среде, знакомит его с предметами, их назначением, способами действия, свойствами и особенностями предметов, а также вводит его в цветовые схемы. Таким образом, ребенок усваивает признаки предмета, в котором цвет является основным признаком предмета для дошкольника. Ребенок устанавливает связи-голубое небо, желтое солнце, зеленая трава. В своих ранних рисунках ребенок, рисуя синие пятна, предполагает, что это небо. И форма не так важна для ребенка, как цвет. Легко определить цвет объекта краской или цветным карандашом.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить важность зрительной активности в развитии цветового восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

— охарактеризовать зрительную активность детей дошкольного возраста;

— изучение особенностей восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста;

— выбрать диагностический материал и определить уровень развития цветового восприятия у детей старшего возраста дошкольного возраста;

— разработка и тестирование комплекса мероприятий по развитию цветового восприятия у детей старшего дошкольного возраста;

— определите динамику уровня развития цветового восприятия у детей старшего дошкольного возраста, сделайте выводы.

Предмет: процесс развития цветового восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Тема: художественные занятия как способ развития восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

— анализ педагогической и методической литературы;

— педагогический эксперимент;

— наблюдение;

— индивидуальные беседы с детьми;

— изучение продуктов деятельности детей.

Практическое значение: знание учителями и родителями особенностей восприятия цвета у детей, а также особенностей ознакомления с цветом позволяет целенаправленно вести воспитательную работу с детьми.

Работа состоит из введения, теоретической главы, экспериментальной главы, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одним из свойств объектов материального мира, воспринимаемых как сознательное визуальное впечатление, является цвет. «Приписывают» человеку предметы в процессе их зрительного восприятия того или иного цвета.

Восприятие оттенка может временно меняться в зависимости от психофизиологической позиции эксперта, например, оно может увеличиваться в опасных ситуациях, уменьшаться с усталостью. Цвет начинает интерпретироваться у детей с рождения, поэтому для восприятия цвета нужен визуальный анализатор, до периода рождения он развит. Ребята знакомятся с внешним миром и нормами цвета, это знакомство происходит с помощью взрослого.

Работая над этой проблемой, мы исследовали тонкости восприятия цвета детей старшего возраста дошкольного возраста. Чтобы принять поставленные перед нами задачи, мы создали необходимые требования. В практической части были обнаружены очень эффективные методы и средства для формирования восприятия цвета детьми дошкольного возраста в процессе визуального творчества. Мы выработали структуру труда, упражнений, для восприятия детьми основных и производных цветов, а также их полутонов.

Анализ экспериментальной работы позволил нам выявить следующие особенности в развитии чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ассимиляции к живописи:

— полное развитие цветового восприятия ребенка реализуется только в том случае, если он сам приобретает способность убедиться в многообразии цветов окружающего мира;

— узнав о эффектных цветовых способностях и отражении эмоций через символическую структуру цветового взаимодействия, дети повышают уровень владения средствами и художественными приемами в решении тем эмоциональных отношений: настроения, впечатлений, впечатлений;

— дети на уроках рисования должны быть обучены искать свои собственные цвета и смешивать их, чтобы получить оптимальные цвета и оттенки;

— улучшение чувства цвета у детей должно происходить без фиксации цветовых узоров, что способствует обеспечению значительного эстетического удовольствия от красоты личного образа объекта или явления и более творческому подходу к выбору выразительных и визуальных средств в их визуальной деятельности;

— в начале обучения у детей необходимо создавать представления о визуальных свойствах цвета, учить их использовать их в работе и только потом развивать представления о выразительных свойствах цвета.- работа по развитию чувства цвета у детей должна сопровождаться сказкой, игрой, музыкой;

— ребенок воспринимает цвет напрямую, искренне, с энтузиазмом.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЦВЕТОМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности цветовосприятия и цветоощущения у детей старшего дошкольного возраста

Чтобы правильно ориентироваться в окружающем нас мире, важно воспринимать не только каждый объект (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс некоторых объектов в целом (игровая комната, образ, звучащая мелодия). Восприятие помогает соединить отдельные свойства объектов и создать целостный образ-процесс отражения человеком объектов и явлений окружающего мира с их непосредственным воздействием на чувства. Восприятие даже какого-то простого объекта-очень сложный процесс, который включает в себя работу сенсорных, моторных и речевых механизмов. [1; 43] ребенок не рождается с готовой способностью воспринимать окружающий мир, а усваивает его. В младшем дошкольном возрасте изображения воспринимаемых объектов характеризуются большой расплывчатостью и размытостью. Таким образом, дети в возрасте трех или четырех лет не узнают учительницу, одетую в костюм Лизы по утрам, хотя ее лицо открыто. Если дети натыкаются на изображение неизвестного предмета, они вырывают какую-то деталь из картины и, опираясь на нее, понимают весь изображенный предмет. Например, когда ребенок впервые видит монитор компьютера, он может воспринимать его как телевизор. Такое понимание всей темы в силу какой-то случайной детали называется синкретизмом и является естественной особенностью детского восприятия. [1;89]

Единство и недифференцированность восприятия детей часто можно наблюдать, когда дошкольники работают над приложениями. Игнорируя самые важные детали, четырех-пятилетний ребенок кладет голову и верхнюю часть туловища медведя на задние лапы козы и считает, что он сделал медведя. [3; 84] детский синкретизм является результатом плохо воспитанного «доаналитического»восприятия. Таким образом, чтобы правильно воспринимать, например, растущий тюльпан, ребенок должен выделить его как особую фигуру на фоне всего остального в саду. В то же время, чтобы узнать, что такое растение, он должен различать его основные части (стебель, листья, цветок) в их постоянной связи с этим объектом. Хотя ребенок может видеть и воспринимать звуки от рождения, его необходимо систематически учить размышлять, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но ребенок еще учится им пользоваться.

Дебаты о том, какая особенность объекта является основной для его восприятия, продолжаются среди психологов и обсуждают особенности сенсорного познания объектов дошкольниками. В отличие от утверждений G. Volkelta и других ученых, что ребенок в возрасте до 7 лет «удивительно слеп к форме», советские исследователи не только показали ведущую роль формы предмета даже в восприятии дошкольника, но и выявили определенные условия, которые позволяют нам понять всю сложность связи между формой и цветом объекта.

Так, изучая восприятие дошкольников, удалось установить, что цвет предмета является отличительной чертой для ребенка только в том случае, если другой, обычно сильный знак (форма), по какой-либо причине не приобрел сигнального значения (например, при создании мата для цветной мозаики). Эти факты наиболее очевидны, когда ребенок воспринимает неизвестные предметы. Задача, с которой сталкиваются дети, также играет огромную роль. Если вы хотите составить узор из однотонных фигурок, дети руководствуются формой; если необходимо» скрыть » цветную фигуру на подобном фоне, то цвет становится решающим. Иногда дети руководствуются обоими знаками одновременно. [2; 48] исключая «несоответствие», предлагаемому в задании детям (форма или цвет), показал, что уже дети дошкольного возраста полностью правильно ориентированы в форме предмета, указанному в качестве силуэт, и даже контур. В предпочтении ребенком определенной черты предмета слово играет существенную роль. Фиксируя объект, слово подчеркивает форму как ее главный отличительный знак. Однако у младших дошкольников форма сочетается с содержательным содержанием, что подтверждает легкую объективацию каждой новой, незнакомой ребенку формы. Таким образом, три-четыре года видят крышу в форме треугольника, воронку в перевернутом конусе и окно в прямоугольнике. Пятилетние, шестилетние дети уже могут отличить форму от сходства с конкретным предметом. Они говорят, что колесо похоже на колесо, куб похож на кусок мыла, а цилиндр похож на стакан. Изучив названия геометрических фигур, дети свободно управляют правильными формами, находя их в вещах, которые они знают, т. е. в геометрических фигурах. они отвлекают форму от предметного содержания. Говорят, что дверь-прямоугольник, крышка лампы-шар, а воронка-конус и узкий высокий цилиндр. Таким образом, форма становится «видимой»: она приобретает сигнальное значение для ребенка и вообще отражается им на основе его абстракции и обозначения словом.

К пяти годам ребенок легко сориентируется в диапазоне основных цветов спектра, называет основные геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте есть улучшение и усложнение идей цвета и формы. Так, ребенок узнает о вариации каждого цвета по насыщенности (светлее, темнее), о том, что цвета делятся на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными и резкими, контрастными сочетаниями цветов. С помощью взрослых он узнает, что одна и та же форма может различаться по размеру углов, соотношению сторон, что можно различать изогнутые и прямолинейные формы.

Физиологические, оптические и эмоциональные эффекты цвета

Мы различаем адаптацию или адаптацию глаза к яркости (свету, темноте) или цвету, поле зрения; здесь мы имеем в виду влияние цвета на чувствительность сетчатки и расширение или сужение зрачка. Одновременный контраст — это взаимное влияние соседних цветов друг на друга. Яркость светлых цветов увеличивается рядом с темными цветами. Красный цвет рядом с зеленым приобретает большую яркость. Чистый цвет рядом с серым кажется особенно чистым. Последовательный контраст-это вторичный контраст или последовательное изображение. Мы знаем положительные отпечатки, они соответствуют реальной картине с точки зрения цвета и легкости, но они кажутся плоскими, без пластичности и не выглядят в перспективе. В отрицательном последовательном изображении цвета и яркость кажутся противоположными. Прямое физиологическое воздействие на весь организм человека объясняется явлениями, вызванными красным и синим, особенно при их максимальном насыщении. Красный цвет стимулирует нервную систему, вызывает ускорение дыхания и пульса, активизирует работу мышечной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Это замедляет дыхание и частоту сердечных сокращений и облегчает ощущение боли. Красный, желтый и оранжевый-это цвета экстраверсии, то есть импульса, направленного наружу. Группа цветов синий, фиолетовый, зеленый, напротив, характерна для пассивной интроверсии и импульсов, направленных внутрь. Излишне говорить, что влияние цвета на разных людей отличается. В то же время темперамент и душевное состояние человека имеют первостепенное значение.

С точки зрения физиологических эффектов все цвета и их комбинации можно разделить на две основные группы: А. простые, чистые, яркие цвета. Контрастные комбинации. B. сложные, слабо насыщенные цвета (разбавленные, разбавленные, затемненные), а также ахроматические. Нюансные комбинации. Цвета группы » А » действуют как сильные, активные стимулы. Они удовлетворяют потребности людей со здоровой, беспокойной нервной системой. К таким субъектам относятся дети, молодежь, молодежь, крестьяне, люди физического труда, люди с горячим темпераментом и открытым, прямым характером. И действительно, цвета и сочетания такого типа мы находим в следующих случаях: в детской художественном творчестве; в молодежной моде на одежду; в искусстве и искусстве народов всего мира; в любительском «городском фольклоре», создателями которого являются люди nieinteligentnej труда; в искусстве художников революционной XX века, разрушающие каноны (Матисс, Корбюзье, Леже, Mayakovsky).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы