Курсовая с практикой на тему Цифровые ресурсы в деятельности учителя — словесника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования цифровых ресурсов в образовании 5
1.1. Роль цифровизации образования в достижении целей обучения на современном этапе 5
1.2. Современные цифровые средства обучения и их характеристики 12
Выводы по I главе 17
Глава II. Методические основы использования цифровых ресурсов учителем-словесником 18
2.1. Методические рекомендации для учителей-словесников по работе с цифровыми ресурсами 18
2.1. Пример урока с использованием учителем-словесником цифровых ресурсов 22
Выводы по II главе 28
Заключение 29
Список использованных источников 31
Введение:
Актуальность исследования. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбора среди множества инноваци-онных технологий ту, которая позволит по-новому взглянуть на привыч-ные вещи, поможет вооружить обучающихся не только знаниями, но и умениями, развить их познавательную самостоятельность. Новые Феде-ральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, смещают акцент на формирование у обуча-ющегося личностных качеств созидателя и творца. Радикальные изменения происходят, в том числе, и в технологиях обучения (переход от объясни-тельных к деятельностным), и в изменении оценки результатов обучения. В концепции ФГОС выделен культурно-исторический, системно-деятельностный подход к школьному образованию. Поэтому наиболее эф-фективными будут те технологии, которые направлены на познание, ком-муникативное, социальное и личностное развитие школьника.
В наше время существует немало методов и технологий обучения – как традиционных, так и новых. Необходимым условием выбора того или иного метода и средства обучения и образовательной технологии, которые подходят и учителю, и обучающимся, является знание инновационных технологий обучения. Основная задача современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности обучающихся, кото-рые лучше всего отвечают уровню развития каждого ребенка.
Таким требованиям, по нашему мнению, отвечают цифровые техно-логии и интерактивное обучение, представляющие собой сочетание цифро-вых технологий с коммуникационными для решения различных задач со-временного образования. Отметим, что цифровые технологии обучения помогают привлечению учащихся к созданию урока и сотрудничества в системе «учитель – ученик», активизации познавательной деятельности учащихся.
Цифровые технологии обучения в силу своей интерактивности спо-собствуют эффективному развитию в каждой личности творческих способ-ностей, логического мышления, системы общечеловеческих ценностей и общепринятых норм поведения, осознанию личной ответственности и уме-нию объединяться с другими членами коллектива класса для решения об-щей проблемы, формированию навыков общаться и сотрудничать с чле-нами группы.
Организация обучения с применением цифровых ресурсов техноло-гий активизирует познавательную деятельность учащихся. Большое коли-чество разнообразных и доступных школьникам видов работ, где исполь-зуются интерактивные технологии, развивает воображение, наблюдатель-ность, расширяет кругозор и влияет на формирование познавательной де-ятельности. Одним из таких средств обучения.
Объект исследования – цифровые ресурсы в деятельности учителя-словесника.
Предмет исследования – методические особенности использования цифровых ресурсов в деятельности учителя-словесника.
Цель исследования – выделить и описать методические особенно-сти использования цифровых ресурсов в деятельности учителя-словесника.
Задачи исследования:
1. Определить роль цифровизации образования в достижении целей обучения на современном этапе.
2. Описать современные цифровые средства обучения и их характе-ристики.
3. Дать характеристику интерактивности как одной из основных ха-рактеристик средств обучения.
4. Разработать методику использования интерактивных столиков в учебной работе и во внеурочной деятельности.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, синтез, обобщение, метод конструирования.
Заключение:
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные из-менения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки уча-щихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную пози-цию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.
Цифровизация и информатизация образования, набирающая сего-дня значительные обороты, предполагает использование в образователь-ном процессе мобильных и интернет-технологий (и обучающимися, и обу-чающими), расширяя горизонты их познания, делая их безграничными. Применение цифровых технологий, включение обучающихся в самостоя-тельный поиск, отбор информации, участие в проектной деятельности поз-воляет педагогам формировать у обучающихся компетенции XXI века.
С помощью современных гаджетов, информационной и цифровой техники, компьютерных программ учащиеся испытывают настоящее по-гружение в мир информации, получают множество возможностей для по-лучения этой информации, а также для развития своих знаний, умений и навыков. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии развивают навыки, связанные с мыслительными операциями анализа, син-теза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления, вер-бального и смыслового прогнозирования и т.д.
Информационно-коммуникативные и цифровые технологии, инте-грируемые в учебный процесс, помогут более эффективно решать целый ряд дидактических задач, формировать необходимые знания, умения и навыки. Осуществляется это посредством работы с учебными и информа-ционными сайтами, создания и проведения совместных телекоммуникаци-онных проектов, участия в разных конкурсах и олимпиадах, просмотр учебных видеосюжетов и видеофильмов и пр.
Использование цифровой и компьютерной техники в обучении обес-печивает соблюдение интерактивного подхода в образовании. Анализ ли-тературы позволил сделать выводы, что в образовательном процессе педа-гог должен значительное внимание уделять теории, однако при использо-вать интерактивные методы в большей мере. Именно интерактивные мето-ды и формы работы позволяют обучающимся самостоятельно приобре-тать знания, работая в парах или группах. Задача педагога при интерак-тивном подходе состоит в подготовке и организации самостоятельной ра-боты учащихся, в ходе которой он выступает в роли помощника, советчи-ка и консультанта.
В настоящее время создано множество различных коллекций цифро-вых образовательных ресурсов, включающих специально разработанные наборы разнообразных цифровых ресурсов, тематические коллекции, ин-струменты, программные средства для организации учебного процесса.
Эти коллекции постоянно пополняются учебными и методическими материалами, помогающими учителю-словеснику использовать современ-ные методы обучения.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы использования цифровых ресур-сов в образовании
1.1. Роль цифровизации образования в достижении целей обуче-ния на современном этапе
Внедрение в деятельность высшего учебного заведения информаци-онных и цифровых технологий сегодня является приоритетным направле-нием реализации государственной образовательной политики. В связи с изменениями, которые произошли в общественной жизни и, в частности, в образовании, крайне актуальными являются вопросы цифровизации и ин-форматизации образовательного пространства учебных заведений. В ре-зультате роста информационных потоков возникает необходимость син-хронизации учебного процесса, создание единой информационной среды, способной его урегулировать.
Е.А. Аксюхин отмечает, что в силу того, что современный мир име-ет тенденцию к постоянному и непрерывному изменению, в разные сферы человеческой жизнедеятельности внедряются различные инновации и нно-вационные технологии. Такая ситуация имеет «две стороны медали». «С одной стороны, ориентирует людей на постоянное развитие, совершен-ствование своих знаний, умений, компетенций, овладение новыми видами деятельности в смежных отраслях экономики. С другой стороны, рутинная работа все более передается машинам, а от человека требуется творчество, готовность сотрудничать с коллегами в поиске новых решений, и − что особенно важно – умение критически оценить предлагаемую информацию как на предмет достоверности, так и с точки зрения ее логического встраи-вания в текущую задачу» [1, с. 51].
Е.А. Кашина отмечает: «Изменились требования к умениям уча-щихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, нужно уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, соби-рать, оценивать и использовать информацию» [17, с. 1].
Исходя из сказанного, можем сделать вывод о том, что существует необходимость в наличии у современного человека информационной культуры, являющейся элементом общечеловеческой культуры и обяза-тельным условием комфортного существования в социуме. При этом фор-мирование этой информационной культуры – это одна из самых важных задач современной образовательной системы, для решения которой по-требовалась адаптация к изменяющимся условиям и требованиям.
До недавнего времени об информатизации образования мы говори-ли вообще. Данный термин понимался как комплекс мер, направленных на преобразование педагогических процессов, основу которых составляло внедрение различных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс [17, с. 136]. В Российской педагогической энцик-лопедии информатизация образования рассматривается в широком смысле этого понятия – как комплекс социально-педагогических преобразований, которые связаны с внедрением информационной продукции, средств и технологий в образовательные системы; в узком же смысле информатиза-ция образования понимается как внедрение в учреждениях образователь-ной системы информационных средств, которые основаны на микропро-цессорной технике, и информационной продукции и педагогических тех-нологий, на этих средствах основывающихся [14].
Исходя из этих представлений, Е.Л. Вартанова говорит о заверше-нии этапа информатизации. Образовательные учреждения всех уровней оснащены компьютерной техникой, педагоги прошли подготовку и пере-подготовку по использованию информационных технологий (ИТ) в учеб-ном процессе. Основные направления использование информационных технологии в образовании, следующие:
разработка педагогических программных средств различного назначения;
разработка web-сайтов учебного назначения;
разработка методических и дидактических материалов;
управление реальными объектами;
организация и проведение компьютерных экспериментов с вир-туальными моделями;
осуществление целенаправленного поиска информации [9, с. 50].
В 2016 году стартовал федеральный проект «Современная цифро-вая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный Пра-вительством Российской Федерации в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. В рамках этого проекта предполагается «модернизировать систему образования и профес-сиональной подготовки, привести образовательные программы в соответ-ствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые ин-струменты учебной деятельности и целостно включить их в информацион-ную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуаль-ному учебному плану в течение всей жизни − в любое время и в любом ме-сте» [17, с. 121].
Современная система образования должна быть нацелена на обес-печение общества возможностью уверенного перехода в цифровую эпоху, которая ориентируется на рост производительности, на появление новых типов труда, новых потребностей у человека. Все это становится возмож-ным через включение всех слоев населения в образовательный процесс, выстраивание индивидуальных маршрутов обучения, управление соб-ственными результатами обучения, виртуальную и дополненную реаль-ность [25, с. 248].
Цифровые ресурсы, применяемые сегодня в повседневной деятель-ности человека, позволяют преодолевать барьеры традиционного обуче-ния: темп освоения программы, выбор педагога, форм и методов обуче-ния.
Современный мир перешел на очередной уровень развития новых технологий. Первым было создание парового двигателя; вторым − элек-трификация; третьим − информатизация; четвертым − цифровизация, т. е. эра больших данных и основанных на них технологий. Цифровые техно-логии, с одной стороны, способствуют дальнейшему повышению объемов и эффективности производства, с другой — позволяют реализовывать ин-дивидуальный подход в различных сферах. Так, используя 3D-печать можно изготавливать сложные устройства в единичных экземплярах, что было невозможно при традиционном производстве.